Пробираешься иной раз по узким улочкам дачных поселков, садоводств или деревень Ленобласти, густо обжитых все теми же дачниками, – ощущение такое, словно на выставку достижений современной загородной архитектуры попал. Вот дом, как будто сошедший с экрана голливудского фильма: сайдинг на стенах, пластик на окнах, металлочерепица на крыше, аккуратненький, засаженный кустарником палисадник за символическим забором из сетки-рабицы. Рядом – привет из постперестроечных 90-х: квадратный кирпичный монстр с маленькими окошками-бойницами за сплошной высоченной оградой. Дальше – ажурный домик, прототипом которого явно послужил дворец Петра Великого в Петергофе…
Но что это? Деревянный сруб с коньком на двускатной кровле, резные наличники, пышная вязь узоров, брызнувшая по навесу, укрывающему крыльцо от непогоды. Взгляд невольно останавливается, само собой возникает желание толкнуть калитку с вырезанным на ней лучистым кругом – символом солнца, открытости и приветливости хозяина – и пройти внутрь, насладиться узорчатой красотой деревянных кружев…
Конструктив, оберег и декор
Деревянные узоры давно уже стали музейным достоянием, и это неслучайно. Знаменитые Кижи, музеи деревянного зодчества под открытым небом – примеры всем известные. Загляните интереса ради на открывшуюся недавно в Петербурге выставку ремесленного искусства, там увидите такие резные работы из дерева – слов для описания не найти. Легкая вязь, похожая на невесомую паутину, подчеркивает природную красоту дерева, создает ни с чем не сравнимый волшебный эффект легкости, элегантности, утонченности…
Быть может, это просто эмоции современного человека, зажатого стенами уныло-стандартной архитектуры петербургских новостроек? Ни в коем случае! Еще в глубокой древности русичи познали таинство и прелесть деревянных узоров, которые пускали по карнизам, фронтонам, слуховым окнам, фризовым доскам, наличникам и ставням, крыльцу, воротам, калиткам… Резьба стала неизменным спутником деревенской, как бы сейчас сказали, загородной архитектуры. При этом мастера тонко чувствовали дерево, его породу и никогда не позволяли себе излишеств, не делали украшений, орнаментов там, где это не было оправдано конструкцией дома.
Примечание
Бум загородного домостроения послужил основой для возрождения ремесла резчиков по дереву – сейчас во всех крупных городах страны (Петербург не исключение) есть специализированные компании, занимающиеся декоративной отделкой деревянных домов. Используя различные виды резьбы, украшают не только наличники, но и колонны, карнизы, лестницы, фронтоны, стены и прочее. Цена зависит от материала, типа резьбы и степени мастерства резчика: один погонный метр изделия может стоить и 20 рублей, и 200 евро.Все архитектурные детали боярской усадьбы или крестьянской избы изначально имели утилитарное значение, но в то же время играли декоративную роль, выполняя функции оберега, – един в трех ипостасях! Вы когда-нибудь обращали внимание на расписанные наличники деревянных домов? Явно видели такие чудные образцы, проезжая через Парголово, Песочное, Орехово и другие поселки в пригородах Петербурга и Ленобласти. Наличник закрывает щели, которые при постройке дома неизбежно возникают между стеной и рамой (в этом его утилитарное предназначение), и является своего рода границей с внешним миром. А раз такое дело, граница должна быть надежно защищена разного рода оберегами – символами. Сейчас далеко не всякий хозяин дома скажет, почему наличник расписан кругами, розетками, звездами, ромбами или квадратами, почему по уголкам стилизованные изображения петуха или курочки. «Просто это красиво, радостно глазу», – говорят обычно домовладельцы. На самом деле эти символы в древности считались сильнейшими оберегами, защищавшими одни – от воров, другие – от дурного глаза, третьи – от болезней.
Уже в стародавние времена сложились стилистические особенности резьбы в зависимости от региона. На Севере, в наших краях, резьба была лаконичной, суровой, подчеркивая особенность климата и нравов людей, здесь обитавших. Резьба в Сибири – скупая, простая, без кружев и изысков – под стать краю. Стилизованные изображения птиц и зверей, облака и солнце – вот и все, чем тешил себя крестьянин, волею судеб заброшенный в те забытые Богом и людьми места. Зато в Поволжье полет фантазии мастеров не сдерживался ничем, и избы и усадьбы больше походили на резные игрушки. Причем среди исконно русских (точнее, языческих) сюжетов и строгих орнаментов можно встретить элементы, присущие, например, византийской архитектуре – мастера смело осваивали европейское творческое наследие, искусно применяя сюжеты зарубежных коллег на русской почве.
Плоская снаружи, рельефная внутри
Издревле сформировались несколько видов резьбы, каждый из которых в той или иной мере используется в современном загородном домостроении. Замечали, что концы выступающих бревен некоторых домов обработаны и напоминают очертания животных, птиц, диковинных зверей? Это так называемая скульптурная резьба, широко распространенная на севере России, стало быть – и у нас. Чаще всего можно встретить украшенный звериной головой охлупень двускатной кровли. Если кровля длинная, на крыше укрепляют два ствола корневищами в противоположные стороны и вырезают из этих корневищ голову коня или оленя с ветвистыми рогами. Подобная скульптурная композиция идеально завершает композицию фасада рубленого дома. Тем более если один конь смотрит на улицу, другой – в лес или на озеро. На фоне низко плывущих облаков подобные коньки или олени смотрятся весьма органично. Если при этом и водоспуски оформлены в виде звериных рогов или змееподобных голов (не деревянные, конечно, а кованые или металлические), композиция обретет логичную завершенность.
Примечание
Резные символы гуся и лебедя символизируют доброе начало; чаще всего их используют на наличниках. Образы утки, петуха, павлина и курочки – оберег всех живущих в доме от дурного глаза, поэтому их пускают по ограде или на калитке. Круги, розетки и ромбы – древнейшие символы огня и солнца, также, по преданию, являются сильнейшими оберегами.А резные кружева, окаймляющие фасад, которые даже на первый взгляд кажутся легкими, воздушными? Это – плоская резьба, ритмический геометрический узор в ней сочетается со сквозной прорезью. Такой резьбой, включающей как растительный орнамент, так и анималистские мотивы, украшают балконы, галереи, крыльцо. Еще в стародавние времена появились токарные станки, на которых по рисунку мастера изготавливали заготовки для плоской резьбы, после чего изделие доводилось до ума вручную. Сейчас подобные станки оснащены компьютерами – задание в них закладывается с помощью специальной программы. Но затем за дело все равно, как и много веков назад, берется специалист, ибо никакой станок, никакая компьютерная программа никогда не смогут сделать то, на что способен настоящий художник по дереву. От этого изделие получается уникальным, неповторимым. Впрочем, некоторые владельцы деревянных загородных домов ограничиваются стандартными узорами по каталогу – их изготавливают на станке вместе с остальными конструктивными элементами. Получается тоже неплохо, но не шедевры.
Примечание
Для резьбы подходит и мягкая, и твердая древесина – все зависит от того, какие элементы дома владелец желает украсить. Под заказ привозят даже экзотические породы из Африки или Амазонии – для создания этнодекора, украшенного резьбой в традициях заморских стран. Все наружные резные элементы, как и любые деревянные части дома, обрабатываются спецсоставами, препятствующими гниению, возгоранию и появлению жучка-древоточца.Есть еще сквозная резьба, которая, следуя названию, выполняется с помощью пил разной конфигурации по нанесенному на доске рисунку. Мастера с большим опытом украшают такой резьбой дом за неделю – стопроцентный эффект вологодских кружев! Сквозная резьба уникальна тем, что позволяет передать мимику, настроение, чувства. Например, изобразить над окнами взъерошенных птиц с поднятыми лапками, настороженными взглядами и открытыми клювами. Или создать мифический орнамент из сплетенных хвостами змей, лениво взирающих на всех, кто поднимается по крыльцу, – вариантов и сюжетов может быть великое множество.
А вот внутри дома чаще всего используется рельефная резьба – разновысокое изображение элементов относительно общего фона. Двери, колонны, перила и балясины лестниц, украшенные рельефной резьбой, придают дому дорогой, дворцовый блеск. Это очень тонкая, по сути своей, ювелирная работа, которая по силам лишь одаренным природой, опытным мастерам. Но такие сейчас есть, и это не просто слова.
Для того чтобы насладиться рельефной резьбой во всей красе, посмотреть, как с ее помощью облагородить интерьер своего загородного дома, можно наведаться в Константиновский дворец и подняться на самый верхний этаж, к башенке, в кабинет из красного дерева, где обычно отдыхают главы правительственных делегаций, предаваясь неформальному общению.
Кабинет стилизован под кормовую кают-компанию и полностью отделан резным мореным деревом: кресла, столы, книжный шкаф… Одна стена сплошь остеклена, это – балкон, с которого открывается вид на залив. А в саму башенку ведет уникальная конструкция: две пристенные лестницы с резными перилами сплетаются в винтовую, которая заканчивается площадкой, напоминающей капитанский мостик. Как такую конструкцию удалось создать из резного дерева?! Обычно посетители спрашивают, кто из архитекторов Петровской эпохи автор оригинальной идеи и в каких архивах нашли чертежи кабинета-каюты, по которым восстановили былую красоту? И удивляются, когда узнают, что при государях-императорах в башенке не было никакого кабинета! Идея его создания родилась в ходе проектирования и реконструкции дворца, все, от эскиза до воплощения, сделано руками наших современников. Это ли не лучшее подтверждение того, что искусство резьбы живо и в наши дни?! Экскурсоводы уверяют, что даже главы государств сомневаются, что резной кабинет – современный проект. Вот как мастерам удалось «вжиться в образ»!
Примечание
Украсить свой деревянный загородный дом резьбой – лучшее решение, альтернативы которому просто нет. Но для этого мало полистать каталоги, сходить в музей, посмотреть на резные игрушки и сказать: «Хочу точно такое же!»Для начала нужен хороший проект дома и приусадебного участка, выполненный в едином русском стиле: резьба на ограде, деревянные малые архитектурные формы в саду, резной фасад, наконец, внутреннее украшение дома. Как мы говорили выше, резьба может быть и самой простой, выполненной на станке, что называется, «под копирку», и уникальной, ручной, по индивидуальному эскизу. Можно ограничиться легким рисунком в северном или сибирском стиле, а можно сделать сказочный домик по типу лучших поволжских образцов, полностью оплетенный резными кружевами, созданными вручную. Тут все – дело вкуса, меры. И конечно, финансовых возможностей, ибо ручная работа обойдется недешево. Но когда труд резчиков по дереву оценивался на Руси в медный грош?