Изначально сады в Стране восходящего солнца разбивались при синтоистских монастырях. Жизнь монахов проистекала в молитвах и созерцании, а найденный ими способ передать священную силу природы через символические сады позволял раздвинуть рамки монастырской территории: за небольшим прудом стоял целый океан, а холмы воплощали красоту всех горных хребтов планеты.
Дальнейшей эволюции садов способствовал буддизм. Аскетизм буддийской философии породил искусство сухого сада, где с помощью сыпучих природных материалов (песка, гравия) и камней разной формы и фактуры создавались волнующие пейзажи, в которых можно было разглядеть не только модели дикой природы, но и метафорический рассказ о странствиях человеческой души, о превратностях жизни и, самое главное, о способах преодоления этих препятствий.
Примечание
Для буддиста создание сухой композиции – один из путей дзен, полный созерцательности и понимания природы камней. У каждого камня – своя душа, своя жизнь, за каждым стоит своя метафора.Расставить камни неверно – означает солгать и тем самым спровоцировать посетителя сада на ложный эмоциональный отклик. Именно потому, что каждому камню присуща индивидуальность, невозможно просто скопировать создания мастеров древности, о чем предупреждал еще автор «Сакутейки», рекомендуя при создании композиций доверяться прежде всего собственным ощущениям.
Сад у дома
«Светские» японские сады формально можно было бы подразделить на малые, от нескольких квадратных метров, предназначенные лишь для созерцания, и на большие, ландшафтные, в которых можно гулять, любуясь сменой композиций, бегущими ручьями, искусно выполненными островами, мостиками и каменными пагодами.
Помимо сухих пейзажей, японским садом может стать ландшафтная композиция, главный герой которой вода, – сад воды.
Несколько реже можно встретить сад мхов, построенный на игре фактуры и оттенков зелени этих древних обитателей планеты.
Чаще же всего домашние восточные сады включают в себя и камни, и воду, и зеленые насаждения; существенную роль играют малые архитектурные формы – мостики, фонари, беседки, разнообразные сосуды для воды, которых нет ни в каких других садах мира. Но каким бы ни был подбор элементов, важно лишь то, что хозяин сада хотел выразить, остановив свой выбор именно на них.
Иньская сила сада
В самом начале эволюции садового искусства Японии (VII–XII столетия) в этой стране использовалась китайская модель сада с водоемом: обустраивались весьма большие пруды и озера, в которых можно было кататься на лодках в форме дракона, перемещаясь таким образом через весь сад. Под влиянием дзен-буддизма появились имитации водных пространств из камней и песка и возникла тенденция ценить не столько водную гладь, сколько динамику потока и звуки, издаваемые ручьями и водопадами. Водопады японского сада могут быть простыми и сложными, многоступенчатыми. Места для них выбираются с особой тщательностью. Почти всегда эти водные сооружения прикрыты растительностью, что придает пейзажам еще большую романтичность.
Примечание
С этой и с той стороныШум водопадов слышится
Сквозь молодую листву
Ёса Бусон
Вода может предстать и как пруд. В современных японских садиках пруды заменяют небольшие каменные бассейны с водой, а иногда даже для них не находится места. Тогда «думы об отдаленном», которые, по мнению японских поэтов, вызывает вода, могут быть навеяны лишь посредством тсукубаи – каменной чаши в виде бочки, в которой традиционно омывали руки при чайной церемонии. В некоторых случаях тсукубаи может находиться на уровне земли, но чаще всего ее приподнимают на высоту 20–30 см. Обычно тсукубаи ставят на низкой небольшой ровной площадке перед каменной стеной, живой изгородью или в центре сада и непременно освещают каменным фонарем.
Другой декоративный элемент сада, имеющий непосредственное отношение к воде, – тонкий водопровод из полого стебля бамбука. Японское название этого водотока – shishi odoshi, что в переводе означает «пугающий оленя», так как он был изобретен фермерами именно с этой целью. Чаще всего такие сооружения располагают на краю пруда.
Мостики – деревянные или из камня – позволяют преодолеть водные препятствия (ведь даже маленький ручей – прообраз бурной реки). В японском саду они весьма своеобразны, легко узнаваемы по конфигурации. Чаще всего мостики опираются на берега, но бывают и висячие.
Примечание
Сияет луна.Ступил на мостик висячий –
скрипнули доски…
Найто Мэйсэцу
С инженерной точки зрения водоснабжение в японском саду замкнуто. Используются насос и система водопроводов, но все это элементарно просто для воплощения, подробно описано в соответствующих пособиях и знакомо любому ландшафтному архитектору.
Символика вечности
Растения появляются и исчезают, водоток может сменить русло и исчезнуть, и только камни создают в саду ощущение вечности.
В той крошечной модели мироздания, которую представляет собой восточный сад, камень изначально был призван воплощать недоступные вершины, подпирающие облака. Но постепенное возникло настоящее искусство расстановки камней – сутэ-иси, посредством которого можно изображать любые сцены и любые элементы природы.
Один из основных принципов японского сада: камни всегда размещают по диагонали. Используются чаще всего необработанные, естественные глыбы; наиболее ценными считаются экземпляры, покрытые ржавчиной или мхом коричневого, красного или пурпурного цвета, реже белого.
Примечание
Вечер.По теням от лиственниц
Тихо ступаю.
Словно по осколкам
Прошедшей жизни своей.
Мотоко Митиура
Со времен величайших садовников древности, уверенных в том, что неправильное расположение камней в сухих садах способно изменить к худшему судьбу хозяев, существует ряд правил, которых следует придерживаться при создании композиций. Например, не следует брать камни круглой или квадратной формы; нельзя укладывать один за другим камни одинаковых формы и массы. Группы камней должны быть чуть в стороне от высаженных растений. Камни устанавливают на поверхности или частично зарывают в землю, иногда наклонно, под углом к поверхности. Положение камня должно быть стабильным – за этим нужно следить особенно строго. Для устройства тропинок используют экземпляры с одной ровной стороной (неровную углубляют). Длинная ось каждого камня должна быть перпендикулярна направлению тропинки.
В японских садах широко используются песок и мелкий гравий. Для создания сухих композиций на утрамбованную землю насыпают слой песка толщиной 5–6 см и специальными граблями наносят рисунок, символизирующий чаще всего волны или рябь на воде. Рисунок легко возобновляется, а песок периодически следует досыпать. Размещают сухие пейзажи на небольших участках сада, защищенных от ветра.
Свет фонарей
Людям Запада особенно полюбились фонари, изначально бывшие элементом храмовых восточных садов. Чаще всего их устанавливают у изгибов садовой дорожки, на краю водоема, ручья или рядом с мостиком. Для изготовления таких фонарей применяют различные камни, дерево или пемзу. В больших садах используют пьедестальные фонари (тачи-гата), высотой до 1,5, а иногда и 3 м. Скрытые фонари (икекоми-гата), свет от которых направлен в землю, чаще всего располагают около тсукубаи. Маленькие фонарики (оки-гата) обычно размещают на краю пруда, в стороне от тропинки, или в крохотном внутреннем саду. Кроме того, существуют фонари с квадратной или круглой крышей, имеющие каменные или бетонные подставки (юкими-гата); устанавливаются они, как правило, возле водоемов.
Зеленые гости сада
Для японца не составляет труда сделать шаг от созерцания любой былинки до целой гаммы размышлений о бренности бытия. За каждым растением стоит смысловая символика: бамбук – мужественность и стойкость, сосна – долголетие, лотос – духовная чистота и т. д.
Примечание
Рядом с цветущим вьюнкомОтдыхает в жару молотильщик.
Как он печален, наш мир!
Басе
Основу всех растительных композиций составляют вечнозеленые деревья и кустарники. Для листопадных растений учитывается не только форма в период активной вегетации, но и смена окраски в зависимости от времени года и то, как они выглядят с облетевшей листвой, поскольку сад должен доставлять удовольствие круглый год.
Самое почитаемое дерево в японском саду – сосна. Чаще всего можно увидеть сосны с искусственно сформированной кроной – садовый бонсай. Японцы достигли невероятных высот в этом искусстве, и дерево красивой формы может стать основой всей композиции сада.
Еще один непременный обитатель восточных садов – бамбук. Эта крайне быстро растущая трава в композициях может быть дополнена папоротниками. Бамбук – надежный тротуар для крошечных обитателей сада.
Примечание
Ливень вечерний – на землю спешат муравьиПо стволам бамбука…
Дзёсо
Невозможно представить восточный сад без цветущих плодовых деревьев. Особое отношение у японцев к вишне, под ветвями которой каждый способен прочувствовать и ценность человеческих отношений, и вечную печаль…
В композициях из растений в восточном саду большое внимание уделяют оттенкам зелени: более темную помещают на заднем плане, а светлую – на переднем, создавая ощущение глубины пространства сада.
Проблемы акклиматизации
Разница климатических условий вносит свои коррективы в варианты японских садов на российской земле: многие растения, характерные для Японии (более теплой и влажной, чем Китай, страны), у нас просто не выживают, и им приходится искать замену.
Главное растение восточного сада – сосна – в России зимует. На эту роль чаще всего берут вариетет сосны горной Pinus muga mughus pumillio. Отличительная черта этого растения – расположение концов веток на одной высоте. В результате образуются плоские шары, которые практически не нуждаются в стрижке. Кроме того, садовый бонсай можно формировать из Pinus silvestris, Pinus strobus (сосны Веймутова). Используют для этой цели почти все можжевельники (например, Juniperus horizontalis «Prince of Walles», «Wiltoni», «Jad River», «Rockery Jem», «Blue cheap», «Grey pearl»), тую или кадушечные растения, на зиму убираемые в закрытые, хорошо освещаемые помещения с низкими температурами.
Примечание
Замечательные японские клены (зеленый Acer palmatum dissectum и алый A. р. dissectum atropurpurea) не в силах пережить наши зимы, для них существует «кадушечный» вариант зимовки.Создать условия для зимовки уличных растений из кадок непросто; их нельзя поставить в зимний сад, так как температура зимнего сада, даже субтропического, слишком высока для кленов (идеал для них +1-50С). Поэтому иногда ландшафтные дизайнеры идут на замену экзотов местными растениями. Например, клены успешно заменит бузина (Sambucus racemosa v. Plumosa или v. plumosa aurea), которая, постриженная, смотрится немногим хуже.
К числу незаменимых растений восточного сада относится ни при каких условиях не растущий в российском климате бамбук.
И он представлен на наших участках лишь в качестве строительного материала для декоративных решеток, заборов и водотоков. Среди папоротников существует множество видов, зимующих в наших краях, в том числе орляк. Хорошо растут декоративные кустарники, часто встречающиеся в восточных садах: рододендроны и многочисленные сорта спиреи, в том числе карликовые.
Но разница в видовом списке растений – не самая главная причина того, что японские сады за пределами Японии выглядят не совсем так, как хочется их создателям. Во-первых, уникальный климат, обеспечить который на своем участке никто не в силах (в Японии чрезвычайно влажный воздух, непередаваемый цвет влажных камней и т. д. и т. п.). Во-вторых, нужно очень глубоко постичь каноны японской садовой философии, проявить необыкновенную тщательность при исполнении проектов. И с этой точки зрения гораздо честнее будет вырастить бонсай или же ограничиться строительством в саду просторной японской беседки, внутри которой, за стеклом, высадить бамбук (некий аналог зимнего сада, но в формате «моно» – с одним-единственным растением), чем тратить множество средств и усилий на то, что все равно будет выглядеть как пародия на великое искусство японского сада…