Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Челси-2008: техногенное чудо — в природу

Проектирование / 01.08.2008

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Все знают старую истину: англичане буквально влюблены в ландшафтный дизайн, декоративное цветоводство и природу вообще. Как закономерное следствие этого — непреложный факт: самые лучшие цветочные выставки Европы проходят именно на Британских островах. Состоявшееся в мае в Лондоне цветочное шоу в Челси (Chelsea Flower Show) не только стало долгожданным событием для любителей цветов, но и открыло, как обычно, летний светский сезон.

Посещать выставку считается хорошим тоном — именно поэтому здесь ежегодно появляются и сама королева, и почти все члены ее многочисленной семьи, а также знаменитые артисты и музыканты.

Челси-2008 стала неожиданно богатой на награды: золото получили 16 из 43 представленных на выставке ландшафтных проектов и 41 экспонент в Большом павильоне, где обычно демонстрируют свои достижения селекционеры, выведшие новые сорта цветов, или же показывают разнообразие ассортимента питомники. В прошлом году золотых наград было на 30% меньше. Проявить небывалую щедрость компетентную комиссию заставило обилие невиданных ранее деревьев, трав и цветов, захватывающие дух композиции выставочных садов, а также множество нестандартных решений и необычных материалов и технологий, использованных при воплощении проектов.

В выставке этого года принимали участие около 600 экспонентов, представивших 22 крупных сада (SHOW GARDENS), 21 небольшой (URBAN GARDENS — городские сады и COURTYARD GARDENS — сады во внутренних двориках), около 100 экспозиций в Большом павильоне и почти 300 стендов с садовой техникой, малыми архитектурными формами, декоративным посадочным материалом и многочисленными садовыми аксессуарами.

Большой павильон — место встречи селекционеров, поклонников культурных растений и любителей всевозможных новинок в царстве Флоры. От насыщенности экспонатами в этом огромном шатре буквально рябит в глазах. Необыкновенно досадно: все растения так прекрасны, что следовало бы провести у каждого стенда как минимум минут 20, однако время пребывания на выставке, как правило, ограничено несколькими часами, а самое интересное на ней — все же сады…

Примечание

Каждый сад Chelsea Flower Show по-своему эффектен, со своим сюжетом. Некоторые проекты читаются с первого взгляда, другие требуют пояснений, третьи остаются загадкой и после подробного репортажа об их создании, но при этом бесконечно красивы, поэтому, может, даже к лучшему, что они так таинственны и непросты.

Можно рассматривать сады прошедшей выставки согласно списку награждений, пытаясь угадать, что же польстило судьям, а что, напротив, вызвало их неодобрение и снижение оценки. Однако гораздо интереснее проследить основные тренды шоу, поскольку они, скорее всего, будут культивироваться или же, напротив, вызовут волну протеста, как это произошло в этом году в отношении колористики. Но обо всем по порядку…

Сад-победитель: бунт против цвета

The Laurent-Perrier Garden — лучший сад прошедшей выставки. Его главный проектировщик, ландшафтный дизайнер Том Стюарт Смит, сегодня на пике моде и в Великобритании, и за ее пределами. Победить в этом году на столь почетной площадке ему помог дух противоречия: как признался сам дизайнер в многочисленных интервью прессе, его изрядно утомил «колористический беспредел», царящий на подиумах Chelsea Flower Show последних лет. Для своей композиции он выбрал всего лишь 12 видов растений и ограничился при этом практически одним зеленым цветом. Даже белые лепестки пионов, высаженных рядом с оригинальными водоемами в его саду, были с легким зеленоватым оттенком. Вообще страсти по зеленому цвету время от времени вспыхивают в мире поклонников цветоводства, и сортов с бело-зелеными лепестками цветов достаточно много. Дизайнер не был стеснен в этом отношении — его рамки в плане столь минималистичного видового списка определялись сугубо замыслом. «Я хотел продемонстрировать простую идею: красивый сад, который каждому хочется иметь, не обязательно должен быть переполнен цветом», — сказал Том Стюарт Смит.

Сад получился исключительно элегантным. Судейскую коллегию особенно впечатлили ветви уникальным облаком выстриженной hornbeams и тонкость различных оттенков зелени, использованных опытным проектировщиком. Легкую нотку сюрреализма в общую картину вносит бесконечность потока воды в бассейнах-водотоках регулярного формата. Водоемы не так просты, как может показаться на первый взгляд. Это своего рода техногенное чудо, погруженное в мир садового минимализма, сочиненного дизайнером: внутри светлой прямоугольной раковины находится плита черного цвета, по которой тонким слоем течет вода, незаметно уходя в узкий зазор между плитой и стенкой раковины. Вся конструкция в целом подчеркивает такое исключительное свойство воды, как отражательная способность, и служит контрастом для зелени растений, и особенно для белых лепестков пионов.

Примечание

Том Стюарт Смит оказался не единственным поклонником черно-бело-зеленого триколора. Еще несколько создателей садов остановили свой выбор на неброской зелени и белых лепестках цветущих растений. Однако нашлись и те, кто использовал яркие цветовые пятна, и среди них тоже есть обладатели золотых наград.

Вывод напрашивается сам собой: дело не в количестве оттенков и не в их оригинальности, а в том, насколько умело и к месту они использованы проектировщиками.

Игра на понижение

Ландшафтным дизайнерам известно, что равнинные участки скучнее, чем те, на которых рельеф ярко выражен, и обычно в композициях (на выставках и в обычных садах) они стремились создать искусственные возвышения — холмы и пригорки, удерживаемые подпорными стенками либо георешетками. Челси-2008 продемонстрировала несколько иной подход все к той же задаче: сразу несколько садов были как бы погружены в землю. В искусственных низинах того или иного размера размещались эпицентры садовой жизни. Например, в выставочном саду компании K T Wong Charitable Trust, весьма романтично названном I Dream, I Seek my Garden, в самом «глубоком» месте экспозиции стояла деревянная беседка, даже скорее большой садовый павильон, судя по размерам. В городском садике The Pemberton Greenish Recess Garden (компания Pemberton Greenish) центром композиции стал небольшой водоем регулярного стиля, и, хотя сад в первую очередь отличали

необычные декоративные приемы оформления стены (с одной стороны она была выложена короткими деревянными брусьями прямоугольного сечения, неравномерно выступавшими, с другой — декорирована металлом), разница в уровнях тоже сыграла свою роль. Подобных садов было не менее шести (в процентном отношении это довольно много), и во всех, чтобы добраться к центральной точке, нужно было спуститься по ступенькам.

Шоу-проекты

Некоторые сады в Челси способны существовать только в рамках выставки, особенно если говорить о категории выставочных садов. Популярный дизайнер Арабелла Леннокс-Бойд призналась, что никогда не стала бы предлагать своим клиентам сады, подобные The Daily Telegraph Garden, спроектированному ею для шоу. По сути, весь сад превращен в огромный водоем с тонкой изогнутой полоской из водяных лилий в середине. Структурируют композицию камни, установленные в воде, и садовая тропинка, которая одновременно является еще и мостиком, соединяющим один край водоема с другим. Сад получил золотую медаль, что вовсе не отменяет сказанного выше: вряд ли кто-то станет воплощать аналогичный проект возле своего дома.

Из серебряных медалистов особенно хочется отметить Garden in the Silver Moonlight. Он весьма оригинален и представляет собой некий остров, попасть на который можно только по мостику. Шагнув на мостик, человек словно бы пересекает невидимую границу и попадает в другой мир. В центре островка озеро, в котором как будто мягко отражается луна — на самом деле это только образ луны, выполненный из металла и погруженный в воду. По периметру сада растет бамбук. Композиция смотрится необыкновенно красиво и стильно, в чем есть заслуга и декоративно-фантазийных элементов, использованных дизайнерами на берегах пруда.

Примечание

Англичанам по душе пришелся сад, посвященный музыканту знаменитой группы The Beatles Джорджу Харрисону и названный From life to life, a Garden for George. Именно его пришли посетить множество блистательных гостей, и Ринго Старр, участник ливерпульской четверки, в том числе. Сад был представлен Оливией Харрисон — вдовой Джорджа Харрисона.

Миниатюрная композиция мадам Харрисон разбита на четыре части: первая символизирует Ливерпуль — город, в котором родился гитарист; вторая, самая пестрая, посвящена бурной эпохе битломании; третья — отражает более спокойные годы, последовавшие за распадом группы; четвертая представляет иллюстрацию к духовным поискам Джорджа Харрисона. Под конец жизни Харрисон был увлеченным садоводом, автобиографию I Me Mine он посвятил всем садовникам мира. Почему сад получил всего лишь серебряную награду, сказать сложно — он вполне бы мог стать и лучшим на выставке.

Интересное шуточное звучание у сада компании Diarmuid Gavin Designs — The Oceanico Garden. Основа композиции — зонтики из ромашек. Однако те, кто был на Челси-2007, хорошо помнят, что тогда в проекте того же дизайнера «ромашками» были садовые кресла. За год «ромашки» выросли и стали зонтиками — не особенно функциональными, надо заметить, но забавными. Проекту не хватило тщательности в исполнении — беседка, мощение и озеленение явно проигрывали по сравнению с другими садами, — и он получил всего лишь бронзовую медаль, хотя шутка с растущими цветами была удачной.

Сады о главном

Для Chelsea Flower Show весьма характерна тяга к проектам, так или иначе затрагивающим тематику глобального потепления на планете, экологии и экономии природных ресурсов, в частности воды. Поэтому всегда поддерживались сады, вносившие лепту в сохранение живой природы в том виде, в котором она существует ныне. И показ засох-

ших мертвых деревьев на шоу не мог стать неожиданностью — это словно один из сценариев в случае неблагоприятного развития событий. В том же ключе прошел показ вида Aloe dichotoma — растения, которое учеными расценивается как весьма полезный маркер климатических изменений.

Достаточно близко к этой теме подошел также сад под названием Summer Solstice (компания Daylesford Organic), продемонстрировавший возможности органического земледелия. Внешне он ассоциировался с масштабным декоративным огородом, но все гораздо серьезнее — тема органического земледелия сегодня волнует англичан.

Сюда же можно отнести и те сады, в которых использованы инновационные материалы, поскольку заменив, скажем, деревянную террасу на подиум из кориана (сад от компании Gavin Jones Garden of Corian in association with Philip Nash Design) или использовав необычный, похожий на цветок пластиковый навес (The Lloyd's TSB Garden) вместо традиционного, из дерева, можно также принести пользу планете или, по меньшей мере, не навредить ей.

Вопросы утилизации отходов — далеко не праздные, в связи с чем один из стендов в Большом павильоне представил новый материал для мощения сада. Это плотная резина, в которой в качестве наполнителя использованы искрошенные довольно мелко CD- и DVD-диски, коих на Земле скопилось уже более чем достаточно, и при появлении других цифровых носителей проблема утилизации станет весьма актуальной.

Сюрпризы выставки

На шоу не обошлось без сюрпризов. К ним можно отнести тот факт, что один из выставочных садов, а именно проект итальянцев Ocean to a Garden, не получил никакого приза: обилие камня при минимуме растений вызвало негативную реакцию компетентного жюри. Сад и впрямь производил впечатление презентации камня, пошедшего на мощение площадки, невероятно красивого, конечно, но все же… Хотя рассказанная каналом BBC история создания сада была весьма трогательной и хорошо объясняла сюжет, проект это не спасло.

Зато инцидент с Ocean to a Garden позволил прессе возвестить, что любители обошли профессионалов в искусстве создания садов и оформления стендов. «Положительными» персонажами стали волонтеры Общества любителей альпийских растений, создавшие великолепную экспозицию из карликовых представителей альпийской флоры в Большом павильоне, а также мистер Мартин Андерсен, представивший сад от компании Motor Neurone Disease Assotiation в категории «Сады во внутренних двориках». Этот немолодой человек (61 год) никогда ранее не занимался ландшафтным дизайном.

Примечание

Идея создать садик в шотландском стиле посетила мистера Андерсена во время каникул в окрестностях Эдинбурга и оказалась очень удачной — сад удостоен золотой медали.

Последнее, безусловно, вдохновляет. Вполне вероятно, что кто-то из россиян, регулярно посещающих английские выставки (год от года русских на выставке становится все больше, как отмечает английская пресса), однажды сделает сад, который будет признан лучшим, даже если его сегодняшняя деятельность никак не связана с ландшафтным, интерьерным или предметным дизайном…

Слово экспертам

КОМПАНИИ, ПОЛУЧИВШИЕ ЗОЛОТЫЕ НАГРАДЫНА КОНКУРСЕ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА ЧЕЛСИ -2008

Выставочные сады

Laurent-Perrier UK Ltd; Bupa; Cadogan Estates; Cancer Research UK; The Daily Telegraph; Fleming's Nurseries; K T Wong Charitable Trust; Savills PLC

Городские сады

New Ground Landscapes; Foreign & Colonial; Ishihara Kazuyuki Design Laboratory; The Children's Society; Barry Mayled Homes and Gardens

Сады во внутренних двориках

Dorset Cereals Ltd; Good Gifts; Motor Neurone Disease Assotiation

В избранном В избранное
2091
Предложения