Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Игра с огнем

Декор / 23.10.2008

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
[email protected]

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Согласитесь, в раскаленном металле есть нечто завораживающее. Он похож на лаву, что извергается из жерла вулкана: грозную, несущую опасность, не терпящую промедления и ошибок. И вместе с тем столь пластичную, податливую, готовую к любым воплощениям — словом, укрощенную. А точнее прирученную, потому что именно в руках мастера материал становится формой, бессмысленная масса превращается в предмет, а огонь из грозной стихии — в верного союзника.

Кто они, наследники Гефеста, современные кузнецы? Суровые, немногословные мужчины, сущность и подлинная красота которых раскрывается рядом с горном, в полутемной мастерской, где отблески огня играют на лице и на появляющейся из-под молота форме? Вовсе не обязательно. Юрий Саркисян — не только искусный укротитель металла, но и замечательный рассказчик. Преподавательская деятельность не могла не сыграть свою роль: в его устах секреты кузнечного ремесла становятся ближе и понятнее. Впрочем, то, что художник создает своими руками, всегда красноречивее любых слов.

Кафедра художественной обработки металлов Художественно-промышленной академии имени барона Штиглица, бывшего Мухинского училища, традиционно славится исключительно сильной подготовкой будущих художников по металлу, причем в диапазоне от ювелирной пластики до архитектурного металла, что украшает ландшафт и фасады. Здесь не только на лекциях, но и на практике, в кузнице, познаются азы и достигаются вершины, создаются функциональные бытовые изделия и произведения, быть может не имеющие практического применения, зато удивительные по красоте и исполнению.

Юрий окончил кафедру в 1983 году. По его словам, истинное погружение в глубины кузнечного ремесла пришло позже — во время четырехлетней практики в Тихвине, где художник занимался реставрацией Большого Успенского собора. Здесь он использовал полученные знания и умения в искусстве средневековой ковки, создавая предметы церковного зодчества. Из–под его молота выходили стукала, подпятники, жиковины, просечные решетки на окна и другие характерные для средневековой архитектуры элементы.

Сразу по окончании практики Юрия пригласили мастером на родную кафедру в Мухинское училище, где он проработал в кузнице вплоть до 1996 года. Потом он стал преподавать на кафедре художественной обработки металлов и не оставляет эту деятельность по сей день. Его курс «Композиция и композиция в материале» пользуется у студентов повышенным спросом, именно на этих занятиях они постигают науку создания обязательной проектной части и исполнение композиции в материале.

Примечание

Техника «просечки» подразумевает пробивание отверстий в профиле, в который вставляется такой же профиль. Просечные кованые решетки на окна и двери — традиционный элемент церковной архитектуры.Мастер на кафедре — человек, работающий в кузнице, у наковальни объясняющий студентам, как исполнить проект в материале.

Лишь последние несколько лет Юрий перебрался из кузницы академии в собственную мастерскую. Наличие постоянного места, где можно проводить время в обществе кузнечной печи, молота и наковальни, стало основной причиной, по которой было недосуг вступать в Союз художников, чтобы стать обладателем заветной мастерской. Для художника главное — возможность творить, и счастье, когда для этого есть все условия. Меж тем Юрий постоянный участник международных симпозиумов по художественной ковке; он неоднократно выставлял свои работы во многих галереях Петербурга, участвовал в крупной экспозиции «Армянские художники в Манеже». Неравнодушие сильного пола к оружию проявилось у художника в создании клинков, кинжалов и сабель в технике дамасской стали — это стало не просто любимым занятием, но и способом самореализации. Его произведения вызывают восхищение не только коллег по цеху, но и публики, весьма далекой от оружейной темы. Юрий традиционно выступает с мастер-классом в технике дамасской стали на международных симпозиумах художественной ковки в странах Европы и стал постоянным участником выставок в Оружейной палате Московского Кремля.

Метаморфозы металла

Современная кузнечная мастерская выглядит удивительно традиционно. Основные персонажи здесь по-прежнему наковальня, молот и горн; к ним добавилась разве что электросварка. Впрочем, и молот не ручной, а пневматический, с воздушным принципом действия, но это никак не меняет сути процесса: металл — застывший, раскаленный и льющийся, и мастер — создающий из бесформенной массы произведение искусства.

Примечание

Кузнец — это не просто человек, умеющий выковать ворота, балконную решетку или козырек для крыльца. Не исчерпывает представление о ремесле и традиционный каминный набор. Даже привычная кованая мебель для сада — всего лишь капля в океане возможностей и вариантов работы с металлом.

За кадром остается то, что, например, нержавейка, содержащая в основном никель и хром, поддается горячей ковке только начиная с 800 градусов. А стали с малым количеством примесей характеризуются максимальным температурным диапазоном ковки — от 700 до 1200 градусов. Минимальной же для высоколегированных сталей считается вилка 900–1000 градусов. И с таким материалом работать куда труднее. А температура и сегодня определяется как тысячу лет назад — на глазок. Вот это и есть профессионализм…

На философский вопрос, что, в сущности, есть ковка, дается вполне конкретный ответ: деформация металла в горячем состоянии. Для ковки используется черный металл, главным образом железо и сталь. Помимо художественной ковки из черного металла, в России вот уже два десятилетия возрождается и набирает силу так называемая техника дамасской стали, ранее применявшаяся в основном для изготовления клинкового оружия. Та самая, которую Юрий предпочел в качестве хобби. Впрочем, подобный эпитет отнюдь не отражает истинного отношения мастера.

Искусство ковки включает различные приемы, в частности протяжку, высадку, прошивку, торсирование (или скручивание) и даже кузнечную сварку. Этими и многими другими техниками должен владеть кузнец. Юрий рассказал, что при художественной ковке черного (архитектурного) металла, чаще всего стали, могут использоваться элементы цветного литья и дефовки. Техники же работы с цветным металлом, таким, например, как золото, бронза или медь, куда более древние.

Холодная обработка металлов — дефовка — выполняется с помощью традиционных молотков или киянок. Металл, как правило, листовой, тянется и меняет форму. Холодная ковка также предполагает различные техники. Металл, к примеру, можно гнуть, также торсировать или просекать. Однако если при горячей ковке происходят пластические изменения структуры материала, то при холодной меняется лишь его конфигурация.

Юрий освоил все ремесленные навыки художника по металлу. Эксклюзивные работы мастер выполняет сам. Однако зачастую речь идет о гигантском погонаже или серийном производстве одного и того же элемента.

В этом случае художник лишь делает проект, доверяя ковку исполнителю.

Из уникальных работ, выполненных автором, можно выделить ограждения лестничных пролетов, входную дверь из металла в сочетании с деревом и огромную люстру в зале ресторана «Крепость». Однако самой известной общественной работой стал подарок мастера к 300-летию города — участие в реконструкции интерьера Армянской церкви на Невском проспекте. Для знаменитого фельтеновского творения Юрий ковал канделябры, врата и решетку (салию) перед алтарем. Во дворе церкви установлен фонтан, выполненный из нержавеющей стали методом горячей ковки. Тема работы — гранатовое дерево, традиционное для армянского искусства: множество зерен граната символизируют единение народа, а виноградная лоза выступает характерным элементом южного сада. Стальная же композиция в сочетании с гранитным шаром стала аллегорией армянской диаспоры в культурном контексте Петербурга.

Так закаляется сталь

Своим истинным призванием Юрий Саркисян видит создание работ в технике дамасской стали — клинков и изделий мелкой пластики. К последним относятся декоративные тарелки и удивительные по красоте ювелирные изделия.

Примечание

Сталь, как известно, представляет собой сплав. Она может быть легирована, например, углеродом, хромом, никелем, марганцем, молибденом, ванадием и т. д. Ее свойства и качество зависят от набора этих специальных добавок. Знаменитая дамасская сталь является композитом из нескольких сортов легированной стали. Она напоминает слоеный пирог или, скажем, лист фанеры, набранный из разных сортов древесины.

Современная технология изготовления дамасской стали такова. Несколько стальных пластин соединяются с помощью сварки на дефовочном столе в единый пакет. Полученный симбиоз нагревают в горне, посыпают кварцевым песком (или бурой) — происходит реакция с окислами металлов. Таким образом подготавливается поверхность для кузнечной сварки. Куется изделие «под молотом»: получаемая полоса тянется, после рубится на несколько фрагментов, которые вновь складываются, фиксируются друг с другом с помощью сварки, и процесс повторяется вновь.

И так до безумия, говорит Юрий. При этом количество слоев с каждым разом повышается в геометрической прогрессии.

Комбинирование рисунков дамасской стали и есть одно из основных увлечений художника. Он называет это волшебной железной кухней, а себя на ней — коком. Секрет дамасской стали известен сегодня всем, но вот создавать из нее подобную красоту могут отнюдь не многие. Юрий на этом поприще достиг исключительного мастерства, его без авансов называют уникальным специалистом. Неслучайно профессиональная общественность так высоко ценит его искусство — он всегда желанный гость на мировых симпозиумах, посвященных дамасской стали.

Итак, в окончательном варианте изделие обтачивается, шлифуется, после чего полируется. Если протравить его кислотой, получится черно-белый вариант, который вновь полируется и нагревается до определенной температуры. И тут происходит очередное чудо: появляется цвет, удивительная гамма, загадочное мерцание металла, да такое, что глаз не отвести. Художник знает особые секреты, например оттенок кобальта обеспечивает примесь углерода, красного — марганец и т. д.

Полученный результат иначе как произведением искусства не назовешь. Свои творения — декоративные тарелки — Юрий иногда выставляет в галереях. По словам художника, напрямую с частным заказчиком он сегодня работает все реже. Как правило, дело ограничивается созданием эксклюзивных жиковин (кованых полос с петлей для навески двери) или засовов для загородных хором. Самое интересное для него — это изделия мелкой пластики. Например, печать из дамасской стали. Ведь она является гарантом неподдельности и так же уникальна, как рисунок ладони.

В избранном В избранное
2472
Предложения