Огромный, скорее всего, «запущенный» сад, мода на который пришла к нам из Англии; в глубине — дикий пруд с живописными кувшинками, скамейки на аллеях, ведущих к ближайшей роще, и т. д. Сам же дом представляет собой двух-, а то и трехэтажное сооружение с заметно возвышающейся средней частью, увенчанной треугольным фронтоном, предваряемой пандусом и строгих форм дорическим портиком, с флигелями, которые соединяются с главным объемом крытыми галереями. Типичная картина классицистического особняка середины позапрошлого века. Оно и понятно: усадьба возникла еще в Средневековье, обрела вполне узнаваемые черты в пореформенное петровское время, а бум пережила в связи с дарованной Екатериной вольностью дворянам. Таким образом, рассвет усадебного строительства пришелся как раз на конец XVIII — первую половину XIX века. Ажиотаж несколько спал в связи с отменой в России крепостного права; в 1917 же году мода на усадьбы (как, впрочем, и на многое другое), увы, окончательно ушла на долгие-долгие лета.
Лишь в наши дни стало возможным говорить о своего рода возрождении традиций классической дворянской усадьбы. К этому сформировались и экономические предпосылки, а уровень образованности и менталитет сегодняшнего заказчика оказались вполне подготовленными к идее создания родового гнезда, которое будет служить надежным пристанищем нескольким поколениям семьи. Утилитарное понятие «место для жизни» перешло на новый качественный уровень.
Примечание
Сегодняшняя загородная резиденция — это максимально комфортные условия, архитектура, отражающая социальный статус и непременно индивидуальность владельца, высочайшая эстетика окружающей среды. Одним словом, воплощенное в знаниях и материалах дня сегодняшнего родовое поместье, которое некогда и составляло понятие традиционной русской усадьбы.
Сразу следует оговориться, что способов достижения подобного образа жизни на сегодняшний день существует как минимум два. Первый — исключительно дорогостоящий, а потому пока непопулярный. Подобная практика распространена в странах Западной Европы. Сегодня она проникает и в сознание состоятельных людей России, о чем свидетельствуют отдельные предложения на рынке элитной загородной недвижимости, чему время от времени посвящены публикации в журналах, что изредка демонстрируют сюжеты на TV. Речь о покупке старинной мызы, например, где-нибудь в окрестностях Петербурга. По сведениям национального фонда «Возрождение русской усадьбы», на конец 2007 года повсеместно в России насчитывалось около 7 тысяч усадеб, являющихся памятниками архитектуры; при этом более двух третей из них находятся в весьма плачевном, разрушенном состоянии. Понятно, что подобный путь предполагает серьезную архитектурную реставрацию, масштабные работы по восстановлению ландшафта, а также тщательное воссоздание интерьеров. Дело, безусловно, благое: и памятник культуры, обреченный на бесславное разрушение временем, сохраняется, да и его новый владелец может законно гордиться, ощущая себя не только меценатом, но и полноправным преемником традиций стабильного уклада жизни.
Однако стоит ли говорить, что подобное вложение в недвижимость измеряется баснословными суммами. По этой причине куда как популярнее вариант второй: возводить новое, учитывая традиции строительства русской усадьбы и ориентируясь на то лучшее, что было создано предыдущими поколениями.
Поиск золотого сечения
Естественное желание человека создать комфортное, надежное, красивое и престижное место обитания для себя и своих близких заставляет, как правило, брать за пример лучшие образцы частного жилища. И к их числу, несомненно, относятся дворянские усадьбы XVIII — начала XX века.
Следует отметить, что современная усадебная архитектура отнюдь не ограничивается рамками единого определенного стиля. Как некогда русская усадьба представляла собой особый мир, построенный в соответствии со вкусом и возможностями своего владельца, так и сегодня внешний облик загородного поместья рождается из индивидуальных представлений о прекрасном. Быть может, кто-то предпочтет изысканное фахверковое зодчество, стилизуя свое усадебное хозяйство под эпоху модерна, а для кого-то бессменным идеалом был и остается стиль классицизма. Однако это вовсе не означает, что новое время не принесло новых веяний: кому-то наверняка окажутся гораздо ближе по духу современные архитектурные интерпретации. Тем более нелишне вспомнить, что дворянская усадьба во все времена отражала последние модные тенденции европейской культуры и традиционно была оплотом самой передовой общественной мысли. Право слово, было бы несправедливо отрицать эти присущие ей качества сегодня.
И тем не менее отечественным представлениям о надежном и респектабельном жилище более всего по-прежнему соответствует классика, поэтому именно она положена в основу проектов большинства современных усадебных комплексов. Подобный выбор естествен прежде всего для пригородов Петербурга, поскольку лучше всего отражает идею близости к роскошному столичному граду, блистающему великолепием барочных дворцов, особняков в стиле ампир и частных домов в неподражаемой эстетике северного модерна.
Примечание
Надо сказать, что усадьба во все времена традиционно отражала социальное положение и достаток своего владельца, его характер, вкусы и привычки. Наши дни не исключение. Поэтому само понятие усадебной жизни варьирует сегодня в диапазоне от роскошных особняков, поражающих размерами и архитектурным декором, а также гектарами прилегающей территории и разнообразием расположенных на них «служб», до вполне лаконичных по площади домов с адекватным земельным наделом и необходимым набором построек.
Ведь усадебный комплекс включает в себя не только сам дом-особняк, но и многое из того, что делает жизнь в усадьбе комфортной и престижной, например конюшню, баню, спортивную площадку, оранжерею, беседки, технические подсобные постройки и т. д.
Взяв за образчик бессмертный классицизм — стиль, который, пожалуй, беспримерно подчеркивает высокий социальный статус, стабильность и респектабельность, новые хозяева возводят загородные дворцы со всей необходимой поместной инфраструктурой и великолепным пейзажным парком вокруг. Надо сказать, что именно русский пейзажный стиль исторически наиболее соответствует эпохе классицизма в архитектуре, поэтому и смотрится столь органично по соседству с легкими дорическими колоннадами, порталами, украшенными белоснежной скульптурой; именно он самым естественным образом способен заполнить пространство, образованное, например, двумя одинаковыми вогнутыми зданиями-кулисами. Или, скажем, дуэтом основного объема жилого дома и круглой ротонды с колоннадой, расположенной здесь же, по соседству. В самом деле, интерпретаций классики может быть огромное множество. Убедиться в этом несложно: достаточно совершить небольшую экскурсию по пригородам, чтобы оценить богатейшее наследие русской усадебной архитектуры.
Достигая внутреннего совершенства
Декорированию интерьера жилого дома при проектировании усадьбы непременно уделялось исключительно большое внимание. Создавался он всегда тщательно и подробно, а каждый элемент продумывался до мелочей. Притом что постройки эпохи классицизма были традиционно рассчитаны главным образом на внешний эффект и устройство каждодневного быта отнюдь не считалось их сильной стороной, у сегодняшнего интерьера задачи принципиально иные: в современной усадьбе внутреннее пространство дома отвечает не только высоким эстетическим идеалам, но и стремится достичь функционального совершенства.
С точки зрения зонирования произошли определенные изменения. Если раньше помещения усадебного дома делились на людскую половину и хозяйскую, то сейчас, с развитием дорог и автотранспорта, отнюдь нет нужды держать на иждивении солидный штат прислуги. Поэтому дом всецело принадлежит членам семьи хозяина. А значит, его пространство оборудовано под личные помещения каждого из домочадцев, скорее всего, библиотеку и кабинет главы семейства, возможно, будуар хозяйки, столовую зону и, конечно, просторную и эффектную территорию, которая служит местом общего сбора членов семьи и приема гостей, иными словами, гостиную. Нередко архитектура дома предполагает наличие флигелей, в которых могут располагаться гостевые помещения, детские комнаты, а также террасу или, как говорили встарь, гульбище, где в хорошую летнюю погоду можно испить чаю на открытом воздухе.
С точки зрения художественного наполнения интерьер усадьбы, выдержанной в классицистическом ключе, исчерпывается словами «сценическая красота» — именно так современники определяли жилую обстановку давно ушедшей эпохи. В сегодняшнем варианте в ней также непременно присутствуют декоративные элементы из мрамора и бронзы. Изысканная отделка начинается прямо от входа в дом. Например, прихожая может быть украшена мраморными вазами в стенных нишах, а бронзовая люстра вполне смягчит глубину потолочного пространства. Напольные часы напротив входной двери напомнят о четком регламенте и распорядке дня обитателей усадьбы. Бра великолепно оттенят изящную отделку свободных от дверных проемов стен, подчеркнув простоту профиля лепного декора.
Через несколько массивных, увенчанных сандриками дверных проемов наверняка открывается величественная перспектива в двухэтажный зал, которому отводится роль центральной гостиной. Здесь акцентом обстановки обычно выступает камин — с роскошным мраморным порталом, бронзовыми подсвечниками, украшающими каминную полку, эксклюзивным экраном и набором каминных инструментов, в рисунке ковки которых обязательно присутствует фамильный вензель. Обилие зеркал многократно увеличивает не только само пространство, но и ощущение роскоши парадной залы. Стены, покрытые «венецианкой», непременно украшают живописные полотна со сценами охоты или классическими трехмерными пейзажами.
Центральная часть гостиной перекрыта куполом, а по первому этажу ее обступают шестнадцать белоснежных коринфских колонн, выполненных из искусственного мрамора. Тяжелые хрустальные люстры и настенные бра создают удивительную игру света и тени, подчеркивая открывающиеся из гостиной анфилады помещений. В летнее время из гостиной распахиваются двери, через которые можно попасть на обширную полукруглую террасу, утопающую в зелени сада. Еще одно соседнее помещение — просторная столовая. В ней также полы украшают великолепные наборные паркеты, бронзовые люстры свисают с потолка, освещая пространство, оформленное, например, буфетами с серебряной посудой и стоящими вдоль стен на подставках гигантских размеров фарфоровыми вазами и, конечно, обеденную мебель с роскошной обивкой штофом. Вероятно, так или примерно так выглядела именитая дворянская усадьба двести лет назад; к подобному стремится и облик богатого загородного особняка нашего современника.
Дальнейшая экскурсия по интерьерам усадьбы неминуемо приведет в личные апартаменты. К ним относятся спальные покои, детские комнаты, конечно, домашний кабинет. Последний играет чрезвычайно важную роль, становясь не только местом работы и уединения хозяина дома, но и по мере надобности выполняя роль приемной. Ввиду довольно практичного восприятия жилого пространства в современной усадьбе зачастую отсутствуют так называемые малые гостиные, которые некогда служили для небольших деловых приемов. Как правило, в разговоре между собой домашние различали их по цвету — скажем, голубая гостиная или белая и т. д. Сегодня с их функцией уверенно справляется кабинет, обстановка которого выглядит чаще всего весьма аскетично: ничто не должно отвлекать хозяина от ведения дел. В отличие, допустим, от женского кабинета или будуара. Его интерьер, напротив, изобилует вещами не только функциональными, но и просто красивыми.
Что уж говорить о хозяйской опочивальне или нескольких спальных помещениях. В их декоре в изобилии дорогие ткани — штоф, атлас, бархат, органза… Они повсюду: на стенах в качестве обоев, на окнах в виде штор, на кроватях — как покрывала, подушки и балдахины, иногда на дверях в роли занавеса и т. д. От классической усадьбы современный интерьер отличает разве что плазменная панель на стене, полы с подогревом и кондиционер. Впрочем, и этот уровень удобств — дело вкуса.
Нарисовав в воображении подобную картину и взвесив свои возможности, каждый может начать строить семейное гнездо, тот особый мир, в котором будут жить самые близкие и родные люди — его семья. Понятие «усадьба» подтверждает известную аксиому: все новое — хорошо забытое старое. Поэтому современная усадьба — это стремление к образу жизни с глубокими культурными и историческими корнями. Неслучайно интерес к усадебному строительству в последние годы столь высок.