Конечно, на обывательском уровне все выглядит куда как проще. Большинство из нас вряд ли представляют себе различия в отопительно-варочной печи, допустим, конструкции В. А. Потапова или И. Ф. Волкова. И определение «плита на шанцах с духовкой» для многих будет не более чем пустой звук. Тем не менее, наверное, даже самые непросвещенные в печных вопросах наверняка представляют себе, как выглядит классическая русская печь. Или та же пресловутая «голландка». Во всяком случае, первую мы вполне способны нарисовать в своем воображении, благодаря знакомству с русскими народными сказками. А без второй, пожалуй, невозможно представить себе облик Петербурга еще не таких далеких времен. Так что поверхностное знакомство можно считать вполне состоявшимся. Но как, когда и зачем с течением времени менялось их внутреннее устройство, внешний вид и зачастую, что уж скрывать, функциональное назначение?
Корреспонденту журнала удалось встретиться с человеком, который профессионально занимается печами, знает о них, без преувеличения, все и часто консультирует специалистов по любым даже самым редчайшим моделям. Семен Михайлович Миркис является членом Гильдии печников Санкт-Петербурга и почетным членом Гильдии печников Москвы, а по совместительству — составителем уникального справочника печника «Указатель проектов печей и каминов, опубликованных в России за последние сто лет» и создателем информационного печного сайта http://mirkis.sitecity.ru В печном братстве имя его хорошо известно. Кстати, господин Миркис прекрасно сочетает работу за письменным столом с кладкой печей на объектах.
«По щучьему веленью…»
Всем нам с детства знаком образ традиционной русской печи — внушительных размеров, белоснежно-белой, с трубой и горнилом, на которой обожал лениться Емеля. Оказывается, такой она была отнюдь не всегда. Еще каких-то 200–250 лет назад вид ее был совсем другим. В частности, отсутствовала труба — топилась печь, что называется, по-черному, то есть весь дым шел в избу. Как выглядела печь в то время, можно увидеть в поселке Кобрино, посетив сохранившуюся избу-музей Арины Родионовны, няни А. С. Пушкина.
С. Миркис: Русские печи подразделяются на две группы: традиционные, или обыкновенные, и усовершенствованные. Традиционная печь состоит из подпечья и горнила. С точки зрения обогрева помещения такая модель оставляла желать лучшего. Дело в том, что низ печи не отапливался, поэтому в избе у пола и на лавках было холодно. Начиная со второй половины ХIХ века русскую печь неоднократно пытались усовершенствовать. Так, пристраивали рядом плиту, потом встраивали ее в шесток, делая в нем дополнительную топку, на которой появился затем чугунный настил, — готовить пищу стало гораздо легче. Кроме того, к печи пристраивали различные отопительные щитки, и дымовые газы выпускали по каналам, направленным к полу, — в итоге прогревался низ помещения. Надо сказать, что усовершенствования продолжались без конца. И пиковым моментом стал 1927 год, когда состоялся Всесоюзный конкурс на лучшую русскую печь. Лауреатами его стали академик В. Е. Грум-Гржимайло и инженер И. С. Подгородников, представившие проект печи под названием «Теплушка», которая в последующие 10 лет послужила прототипом для разработки целой серии печей от «Теплушки-2» до «Теплушки-15». Если разобраться, то лучших проектов и не было.
Сегодня русскую печь можно встретить не так уж и часто, да и то в деревнях. В городском обиходе она служит, как правило, стилизованным элементом, подчеркивающим определенную эстетическую направленность интерьера. Безусловно, печь не утратила своих основных функций, и в ней по-прежнему можно разогреть горшочек щей или расстегай с рыбой.
Примечание
Русская печь (другие названия: варистая, крестьянская, мужицкая) аккумулирующего типа была создана в России и несколько столетий согревала наших предков. Основная ее особенность заключается в наличии туннелеобразной сводчатой варочной камеры — горнила, которое разогревается до 2000С (температуры, необходимой для выпечки хлеба). Кроме того, разогретое горнило часами хранит тепло, а значит, в нем можно томить молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое. Пищи при этом получается отменного вкуса; в этом смысле русская печь вне конкуренции. Однако, несмотря на популярность русской печи, считалось, что она имеет относительно невысокий КПД — 30–35%. Проведенные же в XX веке испытания оказались ошеломляющими: русская печь традиционной конструкции показала КПД 68%, то есть сопоставимый с КПД современной твердотопливной ТЭЦ.
Русская печь основана на свободном, или, по выражению М. В. Ломоносова, вольном, движении газов. Подобную теорию проповедовал академик В. Е. Грум-Гржимайло. Еще в 1917 году он запатентовал бесканальную колпаковую печь. Это была одноколпаковая модель, верх которой перекалялся, а низ прогревался довольно слабо. После смерти академика в 1928 году инженер И. С. Подгородников много лет занимался усовершенствованием колпаковых печей. Ему удалось разбить печь на два колпака, то есть довести конструкцию до двухъярусного колпака. В настоящее время в рамках этого подхода работает известный разработчик печей инженер И. В. Кузнецов (Екатеринбург); им созданы сотни проектов двухъярусных колпаковых печей, работающих по принципу свободного движения газов.
Примечание
Усовершенствованная русская печь типа «Теплушка» конструкции И. С. Подгородникова представляет собой общую от пола до свода камеру, которая подом делится на две: верхнюю варочную и нижнюю отопительную.
Одно время интерес к русской печи упал. Менялся быт, печи, которые занимали слишком много места, активно ломали, поскольку в советское время в большинстве деревень отпала надобность самостоятельно выпекать хлеб — его стали завозить подводами. Тем не менее проблема отопления оставалась. В результате появились более компактные отопительно-варочные печи. Это большая группа моделей под общим названием «шведки». Альтернативой ей была плита со щитком.
Примечание
Для сравнения: печь со щитком встраивалась в стену, при этом щиток отапливал комнату, плита же была обращена в кухню, на ней готовили. «Шведка» представляет собой отопительно-варочную печь, наподобие шкафа с дверцами, в нише которой находится плита с конфорками. Оба вида печей были активно распространены уже к концу XIX века. Приход ХХ столетия ознаменовал собой начало эпохи парового отопления, а позже в районах, которые были газифицированы, не стало нужды в дровяных кухонных плитах. Например, в Ленинграде это произошло в 1956 году, когда провели газ.
С. М.: Термин «шведки» дважды употреблялся в печестроении. Еще в конце XVIII века шведы разработали так называемые противоточные системы печей: один канал подъемный, два параллельных опускных. В 1767 году в Швеции был создан первый комитет по энергетике. Правительство поручило местной академии наук в лице архитектора
К. И. Кронстедта и генерала Ф. Врэдэ разработать модель экономичной отопительной печи. В скором времени появилась конструкция пятитрубной вертикальной печи, КПД которой значительно превышал все существующие до сих пор системы. Надо сказать, что шведы и финны пользуются этой схемой, созданной более 240 лет назад, и по сей день. Некоторое время в литературе эти печи так и именовались «шведками». Потом это название перешло на отопительно-варочные печи, в конструкции которых имелась варочная камера в виде ниши. В наши дни в частном домостроении такие модели исключительно популярны.
В целях отопления
Несмотря на уникальность, русская печь всегда стояла особняком. Ее присутствие определялось исключительно бытом. Если в крестьянской жизни русская печь была незаменима, то в городских условиях ее место ограничивалось пространством кухни. Для отопления домов, дворцов и крупных усадебных поместий использовались знаменитые «голландки». Так называли печи преимущественно прямоугольной формы, отделанные изразцами и имеющие последовательные вертикальные дымоходы.
С. М.: Вначале «голландки» были с глухим подом, без колосника. Колосники и поддувала (или зольные камеры) появились лишь во второй половине XIX века. Это веяние связано с распространением нового вида топлива — угля, который может гореть только на колоснике.
Примечание
Наряду с русскими печами и «голландками» уже в 20-е годы XIX века появились печи Утермарка. Они были круглой формы и в железном футляре. Впрочем, до сих пор их также нередко называют «голландками». Потом много инженеров и архитекторов занимались печами. Их имена также присваивались разным моделям. Печи Амосова, Свиязева, Лукашевича, Собольщикова, Кшишталовича, Строгонова, Пироцкого, Степанова, печь Войницкого, Собольского, Давыдова — вот далеко не полный их дореволюционный перечень.
Печь Утермарка изобретена печным мастером Утермарком примерно в 1825 году. К середине XIX века получила повсеместное распространение. Представляла собой обыкновенную «голландку», сложенную в цилиндрическом футляре из кровельного железа. Позже то же название (совершенно неправильно) стали давать всем круглым печам, заключенным в железные футляры, независимо от их конструкции. Изобретенная Утермарком печь нагревала помещение не только наружной поверхностью, как голландские — внутри у нее имелись каналы, в которые проникал воздух и выносил оттуда теплоту. Складывая цилиндрическую печь, Утермарк старался употребить как можно меньше сырой глины, для чего заказывал кирпичи по лекалам, поэтому они укладывались плотно один к другому. Помимо лекального кирпича, для его печи использовалась чугунная плита, которой покрывалась топочная камера; делалась железная воронка над камерой, нагревающая комнатный воздух; вставлялись медные трубы с коленами, сквозь которые комнатный воздух входил в нагревательную камеру. Такие печи делали только при жизни Утермарка.
Позже вся изобретенная мастером внутренняя механика была забыта, и осталась лишь форма из железа, которая до нашего времени донесла имя Утермарка. Печь относится к конструкции средней теплоемкости. Увлечение такими печами было настолько велико, что к середине XIX века она почти вытеснила комнатные печи иных конструкций в Москве, Петербурге и других крупных городах России. Впрочем, вскоре также быстро была повсеместно отвергнута по санитарно-гигиеническим соображениям — из-за слишком интенсивного пригорания пыли на раскаленных поверхностях циркуляционного канала.
По поводу происхождения названия «голландка» существовало множество версий. В качестве основных можно рассматривать две исторические подоплеки: то ли изразцы привозились из Голландии, то ли сами мастера-печники были голландского происхождения. Появились «голландки» в конце XVII — начале XVIII века. Вернее, существовали они, конечно, и раньше, просто с этого времени их начали украшать изразцами. Интересно, что сами голландцы называли такие изразцовые печи русскими, поскольку слово «изразец» исконно наше. Название «голландка» фигурирует в быту до сих пор. Правда, с начала XVIII века модель заметно эволюционировала.
Примечание
«Голландка» — неправильное название в XVIII веке отечественных отопительных печей, связанное с тем, что вместо рельефных тисненых изразцов в печном деле стали применять гладкие расписные изразцы голландского образца. Название пришло от старинной голландской печи, имевшей глухой под и шесть последовательно соединенных вертикальных дымовых каналов. «Голландками» называют большие кирпичные печи с толстыми наружными стенками и хорошо развитыми дымооборотами. Печи эти теплоемки и долго не остывают. Существует огромный диапазон разных с конструктивной точки зрения печей, которые отличаются друг от друга размерами, формой, устройством топливника и дымооборотов.
С. М.: Стандартный срок службы такой печи при условии постоянной эксплуатации составляет примерно 20–30 лет. В петербургском старом фонде нередко встречаются и такие, которым по 100 и более лет. Но ведь ими давно не пользуются по прямому назначению, и определить, когда именно они пришли в негодность, довольно сложно.
Долголетие печи зависит от правильного ее использования. По правилам пожарной безопасности, два раза в год необходимо прочищать дымоход печи. Засоренный дымоход, пожалуй, самая распространенная причина выхода печи из строя, но это устранимая неисправность. А вот перегрев печи ведет к необратимым последствиям — образованию трещин. Кроме того, возможны и другие неприятности, например, если использовался неогнеупорный материал, может лопнуть сама печь или ее фундамент.
Что касается банных печей, то они и вовсе не служат долго. Связано это с их значительно более напряженным режимом эксплуатации.
А вот печи Утермарка могут и 40 лет верой и правдой служить своим хозяевам; притом что внутри кирпич трескается и выгорает, железный футляр продолжает крепко держать конструкцию.
Кроме того, в старину для отопления, например, дворцов, театров или церквей существовали совершенно особые печи. В начале XIX века они назывались пневматическими. Впоследствии на стыке веков их стали именовать калориферными. Суть такого отопления сводилась к тому, что в подвале дома ставили большую кирпичную печь, а вокруг нее делали закрытую камеру. Нагретый в печи воздух по специальным воздуховодам подавался наверх — в залы. Одна из известных печей такой конструкции — это модель генерала Амосова; с ее помощью, в частности, отапливали Зимний дворец. Для обогрева незначительных по площади домов такие печи применялись исключительно редко.
Примечание
При всей своей консервативности несколько веков печного искусства оставили после себя огромное множество памятников материальной культуры. По сей день печь представляет собой предмет научного изучения культурологов и этнографов. Главным образом это касается моделей русских печей. Многочисленные исследования, проведенные на основе экспедиционных данных, знакомят нас с удивительными особенностями этого некогда обязательного элемента жизни наших предков.
Известно, что в зависимости от географии печи занимали разное место в доме и отличались по внешнему виду. Так что специалист с ходу отличит карельскую печь, скажем, от печи Зауралья. А если взять, к примеру, банную традицию, то можно обнаружить еще одну удивительную особенность русской печи, характерную для южных областей России, где не строили отдельно стоящих бань, — в большом печном горниле с удовольствием парились. Что и говорить, подобной многофункциональностью не может похвастать ни одна модель…
Примечание
Хотя современных способов отопления немало, печь сегодня все чаще занимает почетное место в наших загородных домах.
Ведь отнюдь не всегда существует необходимость протапливать дом целиком. Приехав на выходные в свой коттедж, вполне достаточно иметь вязанку дров, чтобы прогреть небольшой уголок дома, где можно уютно расположиться всей семьей. Не говоря уже о том, что печь — это всегда яркий элемент интерьера. Поэтому-то печное ремесло и сегодня, в век высоких технологий, остается столь актуальным.