Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Разговоры на кухне художника

Декор / 30.09.2009

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
[email protected]

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Среди авторских способов оформления жилого пространства витраж по популярности занимает, пожалуй, одно из первых мест. Вопреки стереотипам, он с успехом преодолел притяжение классической обстановки и в наши дни уверенно сопутствует различным современным стилистикам. При этом подобная универсальность витража как жанра искусства в немалой степени обусловлена талантом художника и его профессиональными навыками.

В самом деле, находясь в художественной системе координат на грани ремесла и искусства, витраж может тяготеть как в одну, так и в другую сторону. А потому выступать в интерьере либо оригинальным дополнением, пусть даже и решающим определенные практические задачи, либо действительно декоративной доминантой: самостоятельной и самоценной, возможно, бесполезной с практической точки зрения, но при этом безукоризненно красивой и выполненной с изяществом. Наверное, примерно так различаются витражи, собранные в коммерческой мастерской, где дело поставлено на поток, и штучная авторская работа. Неслучайно обладатели действительного респектабельного интерьера, задуманного в любой стилистике, предпочитают обращаться к художнику.

Алена Борисова — одна из таких художников, вернее, художниц. Создание витражей — это ее работа, а значит, и способ зарабатывать деньги. Счастье, когда работа становится по совместительству еще и любимым занятием и, несмотря на десятки выполненных заказов, резка витража по-прежнему остается «обалденным удовольствием», при котором обычный стеклорез превращается в кисть, картон — в огромную палитру, а сам процесс становится не чем иным, как апофеозом творчества. Алене такое счастье выпало. Она великолепный художник, график и живописец: четкая линия и соотношение цветов — то, без чего витраж невозможен. Плюс к этому профессионализм ремесленника, способного не только увидеть и нарисовать, но и воссоздать нарисованное в стекле и металле.

Взаимоотношения с будущим клиентом складываются в общем-то по стандартной схеме. Заказы появляются благодаря контактам с архитекторами и, конечно, рекомендациям тех, кто уже украсил свой интерьер витражом и остался доволен и выполненной работой, и общением с автором. Наконец, свое дело делают и сайт в Интернете, и красочный буклет, рассказывающий о художнице Алене Борисовой.

Всегда трудно начинать. После десяти лет, отданных созданию витражей, становится уже легче. Во всяком случае с заказами. Над тем, что касается непосредственно творческого процесса, время не властно: свой, быть может, сто тринадцатый витраж Алена делает с тем же вдохновением, душевным трепетом и скрупулезным вниманием, что и первые работы. Заметить разницу можно, пожалуй, по творческой манере — сегодня она более свободна: виртуозность обязана опыту, уверенность в своих силах — следствие профессионализма.

От чего ему красиво?

Общение с заказчиком — очень важный этап. Личный контакт, взаимопонимание — все это в конечном итоге влияет на результат. Потому-то художник и пытается как можно четче уяснить для себя замысел заказчика, увидеть его глазами будущий интерьер и совместными усилиями определить место в нем витражной работы.

Алена предпочитает побывать на объекте. Дело здесь не только в точности замеров, которые, кстати, зачастую предоставляет архитектор. Важно увидеть свет. Или не увидеть, и тогда определить, где он будет и какой. Поэтому вопросы освещения в идеале обсуждаются даже не с архитектором, а с прорабом, который решает, как технически будут реализованы свет и крепеж. Художник, да и заказчик на этом этапе выступают пассивной стороной, лишь высказывающей пожелания и описывающей свое видение работы.

Алена: «Сегодняшний заказчик в значительной степени подготовлен. Он посещает галереи, интерьерные салоны, смотрит журналы, поэтому в большинстве случаев может объяснить, на что должен быть похож будущий витраж.

Я понимаю, что у хозяина дома есть свой взгляд на вещи и право выбора. Ведь витраж — это активное цветовое пятно в интерьере. Но если я уверена, что выбранная заказчиком тематика не подходит, то пытаюсь его отговорить и вместе с ним разработать иные варианты. Если не получается, то честнее отказаться и уйти. Впрочем, такого в моей практике не было. Наверное, это вообще единичные случаи. Мне кажется, всегда можно найти компромисс.

Уже в эскизе необходимо уловить тонкую грань — чтобы изобразительность витража не шла вразрез с интерьером. Ведь приятно делать работу, которая нравится не только тебе, но и будет радовать окружающих. По­этому к созданию эскиза следует относиться как к исключительно важному этапу: необходимо понять, что нужно заказчику, от чего «ему будет красиво», и использовать свои профессиональные навыки, чтобы получилось не только эстетично, но и комфортно».

Как правило, художник делает несколько эскизов, примерно пять-шесть. Причем они должны быть идейно разными, а не модификациями одного и того же. После того как заказчик выберет вариант, автор дорабатывает его, а затем делает картон (эскиз в натуральную величину). В зависимости от сложности витража картон может быть графическим или живописным. По сути, в картоне должны быть решены обе задачи — графики и соотношения цветов.

В момент сдачи картона заказчику происходит подбор материалов для будущего витража. Художник показывает палитру стекол, которую составил для данной работы, и рассказывает фабулу. Ведь даже живописный картон не может в полной мере передать истинную картину будущего витража, в котором велика роль не только цвета, но и света, фактуры стекла, его отражательной способности, игры на просвет и т. д. На утверждении картона и материала совместная работа заканчивается, и начинается одиночное плавание художника в гранях стекла, отблесках металла и волнах цветов в поисках единственного оттенка.

Ликбез для желающих

Как правило, планируя витраж в интерьере своей квартиры или загородного дома, заказчик в общих чертах представляет себе, во-первых, его сюжет, во-вторых, местоположение. В зависимости от этого художник предлагает ему варианты исполнения различными способами. Различают витраж классический свинцово-паечный, а также витраж в технике Тиффани, фьюзинг, пескоструй и УФ-склейку. В настоящее время на рынке представлен еще один тип витража — пленочный. Отношение к нему у специалистов совершенно определенное: подделка, пусть даже и хорошего качества, все равно отличается от оригинала. Что в данном случае нужно знать заказчику? Такой витраж обойдется ему несколько дешевле, хотя и не намного. Наверное, имеет смысл сэкономить, если планируется, скажем, огромный стеклянный купол на большой высоте. Если же любоваться пленочным витражом предстоит с расстояния ближе десяти метров, то, увы, даже от неискушенного человека не скроется имитация. Поэтому, учитывая, что «огромный купол на большой высоте» — скорее утопия, над техникой витража стоит всерьез задуматься.

По сложности различают витражи мозаичные, расписные и комбинированные. Самые сложные и, соответственно, дорогостоящие — расписные. В них каждое стеклышко сначала расписывается краской, затем обжигается, и так много раз, чтобы добиться многослойности и разных оттенков. Такая роспись не смоется ни при каких условиях, так как краска для стекла и керамики состоит из смеси пигмента с мелкомолотым стеклом, которое при обжиге в печи расплавляется, в результате чего слои впекаются друг в друга. Понятно, что чем сложнее роспись, тем дороже витраж. Кстати, изображения людей или животных тоже повышают стоимость работы. Цена растет и с увеличением количества кусочков стекла.

Разумеется, на цену влияет и материал. Ведь стекла, как известно, бывают разные. За некоторыми из них, кстати, питерские художники вынуждены ездить к ближайших соседям — финнам, потому что в Петербурге сегодня всего два официальных магазина витражных стекол, котопые, конечно, не могут удовлетворить существующий спрос. В основном на рынке представлена американская и китайская продукция. Производители предлагают как прозрачные стекла, так и прозрачно-фактурные и сложные, функционирующие на просвет и на отражение или только на отражение.

По срокам заказчику следует учесть время не только на изготовление витража, но и на поиск материалов. В случае заказа площадью два квадратных метра от принятия картона до монтажа витражной проходит примерно два месяца.

За гранью цветного стекла

Как уверяет Алена, по одному и тому же картону три разных человека создадут три абсолютно разных витража. Глядя на расставленные в ее мастерской стекла, с этим невозможно не согласиться. Ведь каждое стекло представляет собой плавные (и не очень) переходы от темного к светлому, от прозрачного к плотному. Поэтому режет витраж она только сама; стекло неоднородное, в одной части чуть светлее, в другой — иной эффект. С помощью стеклореза (того самого, который превращается в кисть) она кладет мазок за мазком, выбирая те куски стекла, которые, как художник, видит в данном витраже. После того как цветовые сочетания, обозначенные в картоне, перенесены в стекло и получившаяся картина работает не только на просвет, но и на отражение, начинается сборка.

Собирает витраж Алена тоже сама. Для нее приемлемы два метода изготовления витража. Первый — когда художник все делает сам. Поэтому, если время позволяет, то, стекло за стеклом, она собирает картину. Второй вариант — когда, выполнив все от эскиза до резки стекла, сборку витража художник доверяет кому-то другому.

В зависимости от эстетики интерьера и пожеланий заказчика, металл в составе витража можно оставить в существующем виде или покрыть патиной. Теперь, когда работа готова, из мастерской художника действие переносится непосредственно на объект. Начинается монтаж и организация освещения. И от то и другое — очень важно, так как определяет вид витража, в частности, из прозрачных стекол.

К тому же стеклянное полотно далеко не всегда устанавливается в оконный или дверной проем, когда достаточно вспомогательных рам и креплений, и тогда стекло работает самостоятельно — на просвет. Зачастую витраж монтируется в ниши, в том числе потолочные. В этом случае имеет значение глубина: чем она больше, тем красивее будет смотреться витраж, и тем меньше вероятность, что сквозь цветное стекло будут проглядывать конструктивные элементы крепления.

Алена: «Безусловно, такие детали оговариваются еще на этапе подготовки эскизов. Поэтому собранное витражное полотно монтируется в заранее подготовленную раму, для чего до изготовления картона витражисту необходимо знать точные размеры ниши. Заказчик должен иметь в виду, что монтаж рамы в нишу и монтаж витража в раму — два разных технологических процесса».

Приятные разговоры за чашкой кофе могли бы продолжаться и дальше. Ведь мастерская художника — место по определению особое, уходить не хочется. Здесь атмосфера творчества обретает свое материальное воплощение в виде тех же витражей, развешенных в проемах окон, и огромных инсталляций из керамики в сочетании с грубой ковкой. В мансарду бьет солнечный свет, и своими картинами врывается старый город. Под крышами его спрятаны еще десятки и десятки мастерских, где работают художники. Каждый вкладывает в работу свой смысл; для Алены это всегда вдохновение, выраженное средствами профессиональных навыков. От того и витражи у нее выразительные и живописные, стилистически выверенные и выполненные безукоризненно.

Слово экспертам

Досье автора

Алена Борисова

1982–1987 Учеба в Горьковском государственном университете 1987–1989 Частные художественные студии (Горький)

1989–1991 Частные художественные студии (С.-Петербург)

1991–1997 Учеба в Художественно-промышленной академии им. В. И. Мухиной (кафедра керамики и стекла)

С 1998 Член Союза художников России

Участие в выставках:

с 1992 Регулярные выставки в залах Союза художников России (С.-Петербург)

1994 Выставка работ молодых художников, Музей этнографии (С.-Петербург)

1995 II Биеннале искусств, ЦВЗ (С.-Петербург)

1997 Грант на конкурсе «Музы Петербурга»

1998 Фестиваль «Мастер-класс» (С.-Петербург)

1999 «Москва — С.-Петербург», ЦВЗ (Москва)

2000 Персональная выставка в галерее «Борей» (С.-Петербург)

2000 «Перекресток», галерея РосИЗО (Москва)

2000 «Молодые художники С.-Петербурга», выставочный зал «Охта» (С.-Петербург)

2001 «Ночь накануне Рождества», ЦВЗ, Манеж (С.-Петербург)

2002 Handwerksmesse in Leipzig (Лейпциг), Германия

2003 «Ночь накануне Рождества», ЦВЗ, Манеж (С.-Петербург)

2003 Petersburger dialoge, галерея Raissa (Эрфурт), Германия

2004 «Окна» (Эрфурт, Берлин), Германия

2004–2009 Выставки в галереях Германии и Франции

2009 «Керамика и стекло на траве», Елагин дворец (С.-Петербург)

В избранном В избранное
1880
Предложения