Искусство эмали, безусловно, не массовое, и встретить подобный изыск в обстановке — редчайшая удача. С одной стороны, эмали в нашем сознании традиционно ассоциируются с ювелирным искусством. С другой — нам привычны всевозможные виды керамики в интерьере, нас не удивить художественным стеклом, мы готовы к встрече со смальтовой мозаикой и отдаем должное присутствию в жилом пространстве цветного металла. О том, что такое эмаль, за исключением специалистов, знают немногие. Меж тем искусство это старо как мир и корнями уходит во времена египетских фараонов. Византия, а потом и Древняя Русь оказались благодарными преемниками и последователями, перенявшими технику, технологию и усовершенствовавшими материалы. Своего наивысшего расцвета создание эмалей достигло в Средние века в Западной Европе. В наши дни можно говорить об очередном ренессансе этого декоративно-прикладного искусства, в том числе и в России.
Примечание
На заметку
Термин «эмаль» распространился в России в конце XIX века, придя из Франции и быстро вытеснив старое название греческого происхождения «финифть» (то есть светлый или блестящий камень). В свою очередь, слово «финифть» попало к нам из Византии примерно в IX–XII веках, до этого в древнерусских мастеровниках (описях) эмалевые изделия именовали «мусия». На самом деле мусия — смальтовая мозаика, по внешнему виду напоминающая древние византийские финифти. Сегодня этот термин не используется; название же «финифть» (горячая эмаль) употребляется в редких случаях, главным образом применительно к старинным изделиям.
Современные эмальеры, что называется, «штучный товар»: это талантливые художники, высокообразованные мастера, знающие друг друга чуть ли не лично и по именам. Помимо гильдий, союзов и прочих формальных способов познакомиться, их объединяет общая черта: работы художников по эмали редко встречаются в интерьере, и, в отличие от творцов прочих жанров, мало кто из них на короткой ноге с архитекторами. И то правда, на стену проще повесить графику или живопись, ими и рынок более насыщен, соответственно, и публика к ним больше подготовлена. Так что архитектору при всем желании бывает трудно убедить заказчика в необходимости эмали в интерьере: она и дороже, ибо сложнее в производстве, а в художественных техниках, по большому счету, не все образованны, многие все еще путают эмали с керамикой.
О мастере Иване Дьякове и его работах заказчик узнает благодаря выставкам, в том числе персональным. Творчество эмальера широко представлено и в галереях города. Поскольку работы специфические — не только по материалу, но и по художественному языку, — реакция на них неизбежна. Пусть не сразу, не в тот же день возникает решение заказать что-то в свой интерьер, но впечатление, запавшее в душу, не исчезает и только ждет подходящего момента. Тем более если довелось увидеть работы еще раз. Иван признается, что иной почитатель возьмет визитку на выставке и года через три появится и закажет. В самом деле, на выставки ведь ходят не только те, кто в данный момент заняты оформлением интерьера. Кто-то за это время квартиру поменял, кто-то дом купил, вот и возникает необходимость формирования нового образа. Есть заказчики, начавшие с миниатюры, скажем, 10 на 15 см для рабочего кабинета, а теперь вот стену решили оформить в своем новом загородном доме. По-разному бывает, так что создавать эмали доводится всевозможные — от часов и зеркал до сложных арт-объектов.
Те, кто обращается к Ивану, хотят не просто приобрести эмаль — как цветовое пятно, как акцент интерьера. Хотят эмаль именно Дьякова, потому что знакомы с его работами, потому что они нравятся. В то же время, не будучи коллекционерами, с помощью эмали заказчики стараются оформить интерьер. Ведь Иван именно этим и занимается: решает пространство посредством введения в него художественных деталей.
Иван Дьяков: «Знаете, когда художника просят создать картину, чтобы подходила, скажем, к дивану, он может обидеться. Я — нет. Мне даже интересно проявить свою профессиональную подготовку и создать то, что сам по себе я не стал бы делать никогда. Как правило, мой заказчик — человек в достаточной степени подготовленный, поэтому мне не приходится заниматься конъюнктурой. Остается творчество, которое приносит удовольствие. А если оно созвучно еще кому-то, это означает, что ты попал в характер заказчика, вошел в его мировоззрение. Это означает, что ты профессионально работаешь, только и всего».
Нюансы взаимоотношений
Многие художники, как известно, без заказа не работают. А смысл? Материал дорогостоящий, время не казенное. Иван каждый день приходит в мастерскую и делает свои горячие эмали. Муфельная печь, рабочий стол, листы меди, эмалевый порошок — его привычное окружение. Накладывает от 7 до 15 слоев. Работает с разным материалом, в основном это эмали венгерского производства и российские.
Эмальер начинает работу с того, что покрывает лист меди с обратной стороны так называемой контрэмалью. Это обязательное действие обусловлено тонкостями сопромата, ведь при остывании стекло и металл имеют разное напряжение. Для лицевой стороны существуют различные методы, среди которых два основных: традиционная техника лиможских эмалей (с черным грунтом) и эмали с разноцветным грунтом.
В первом случае на положенный грунт делается припорох белой эмали (грунт припудривается, словно мукой через сито), а по нему наносится изображение. Далее идет работа с эмалью, разведенной водой, и с кисточкой. Эмаль представляет собой стекловидную массу. По сути, это та же краска, из пигмента и наполнителя, в которой в качестве наполнителя выступает стеклянный порошок. Его можно сыпать, а можно наносить кисточкой. В эмаль, словно в акварель, добавляют воду, но, в отличие от краски, эмали не растворяются и между собой не смешиваются. Каждый новый цвет в эмали — это еще один обжиг, с которым эмаль набирает форму и рельеф. В среднем эмаль подвергается обжигу от трех до сорока раз.
По разноцветному грунту также можно рисовать кисточкой, добавляя эмали, а можно — процарапывая грунт, так называемой прорисью. Опять же, можно кисточкой наносить рисунок в конкретном месте эмали, а можно использовать различные шаблоны и трафареты. Каждый слой обжигается в печи в течение двух минут. В своей работе эмальер использует прозрачные и непрозрачные эмали, смешивая и комбинируя их. Таким образом, в зависимости от инструмента, от количества цветов эмалевого порошка и, соответственно, от числа обжигов на свет появляется работа той или иной степени сложности.
В тесном тандеме
В отличие от той же живописи на холсте или, скажем, керамики, готовая эмаль — еще отнюдь не законченное произведение. Эмаль нужно соответствующим образом оформить. Сделать это можно по-разному. Иван в своих работах редко использует просто раму. Чаще всего обрамлением для его эмалей становятся сложные конструкции, которые превращаются в часть композиции.
Как правило, Иван Дьяков работает с деревом. По его словам, в большинстве случаев это обычная хвойная древесина — порода значения не имеет, ценность заключается не в ней, а в том, что с материалом происходит потом. Для создания сложной художественной поверхности десяток операций — вполне обычное дело. Дерево режется, подвергается обжигу, обрабатывается корчеткой. На относительно готовый материал художник наносит послойные лессировки, при необходимости использует акриловые краски, затем вновь шкурит поверхность. Попутно смотрит, как сочетается обрамление с эмалью, по нескольку раз «примеряет» эмаль к дереву, дорабатывает дерево, пока не добивается необходимого результата. По сути, дерево становится листом, на котором акриловыми красками создается картина: автор пишет, размывает водой, снова наносит изображение и опять смывает.
Надо сказать, что в классическом исполнении традиционным было и остается сочетание эмали и металла. Иван же предпочитает работать на контрасте поверхностей — мягкая матовость дерева в тандеме с холодным глянцем эмали дает удивительный эффект. Художник уверен, что благодаря такому сочетанию его эмали так хорошо живут в интерьере: дерево привносит тепло и тем самым помогает эмали адаптироваться в домашней обстановке.
Примечание
На заметку
В древности своими художественными достоинствами славились византийские эмали. Русские отличались от них по составу и были менее прочными и стойкими. На Руси производству эмалевой массы традиционно не придавали особого значения, считая процесс длительным и трудоемким. Уже к XVII веку русские мастера работали в основном на привозной горячей эмали.
В XIX веке производство эмалевой массы стало развиваться. В Санкт-Петербурге на стекольном заводе составляли и плавили эмали различных колеров, не уступающие по качеству иностранным. Однако их было мало, и основная масса по-прежнему шла из-за границы. Лучшими считались парижские, венские и швейцарские эмали. После 1917 года большую роль в разработке технологии горячих эмалей сыграл Государственный исследовательский керамический институт; было выпущено 50 цветных эмалей с пониженной плавкостью и повышенной кислотоупорностью. В настоящее время цветные горячие эмали выпускаются Дулевским красочным заводом.
Точка зрения
Видимо, причина гармоничного сочетания эмали с жилым пространством не только в этом. Она идеально «садится» в интерьер еще и благодаря стеклянной, а значит, рефлексирующей поверхности. Создается своего рода оптический обман, когда цвет работы меняется в зависимости от освещения, поэтому произведение подходит к любой обстановке.
Вообще, как произведение искусства эмаль универсальна. В отличие от капризной живописи или, тем паче, акварели, эмаль отлично чувствует себя в любых условиях. Ее можно поместить во влажную среду, повесить напротив окна, направить на нее мощный поток электрического света — с ней ничего не произойдет. И через 500 лет она не потеряет яркости красок, глянца поверхности и глубины рельефа. Поэтому, подыскивая идеальное место в доме для такого художественного произведения, как эмаль, учитывать следует разве что содержание картины. Скажем, в интерьере кухни или столовой уместен натюрморт. Абстракция, не нагружающая информацией и воздействующая главным образом на эмоциональную сторону, хороша для холла, кабинета или библиотеки. Удачным местом для нее может стать и пространство лестничных маршей. Довольно сложным жанром считается портрет; таких работ у Ивана особенно много. Для кого-то он неприемлем — что за охота украшать собственный дом изображениями неизвестных. Однако многих портрет вовсе не отпугивает, ведь лицо неизменно рождает ассоциации, и человек, наделенный фантазией, запросто может увидеть в нем черты кого-то из близких.
Иван Дьяков: «Люди не всегда готовы покупать что-то необычное. Те же пейзажи гораздо ближе для восприятия большинства. Поэтому мой заказчик особенный, он образован, в целом он активно интересуется искусством. Но главное даже не это — ему неважно, что о его покупке скажут соседи. Он ориентируется на свое мнение, эмаль просто должна быть созвучна его душе.
Я абсолютно уверен, что у любого художника есть свой зритель — покупатель или почитатель, который находит в работах что-то близкое для себя. Кстати, покупатели — это вовсе не обязательно богатые и знаменитые люди. Скорее это люди, у которых с художником установился духовный контакт. Бывает, иная работа долго не продается. А потом вдруг сразу несколько желающих появляется, словно открылось в ней что-то».
Может, и впрямь вступают тонкие материи — эмали ведь покупают не потому, что они крепкие и не выгорают на солнце. Должна возникнуть обоюдная симпатия на каком-то сакральном уровне. И вот тогда ты понимаешь, что это именно то произведение искусства, которое тебе необходимо каждый день видеть, держать в руках. Как волшебный камень, оправой для которого и становится твой собственный интерьер.
Слово экспертам
Досье
Иван Дьяков
В 998 году окончил СПб Государственную художественно-промышленную академию (бывшее ЛВХПУ им. В. Мухиной), кафедру монументально-декоративной живописи. С 1995 года работает в технике горячей эмали. С 2000 года член Союза художников России.
В своих произведениях художник совмещает технику традиционной лиможской эмали, известной еще с XV века, и технику современной живописной эмали. Такой метод позволяет разнообразить пластический язык и тематику работ. Сложная фактура дерева и металла дополняет и обогащает художественный образ в произведениях автора.
Участник свыше 40 художественных экспозиций в России и за рубежом.
В его активе более 15 персональных выставок.
Произведения художника находятся в Музее эмали и витража г. Равенштайн (Голландия), в музеях эмали г. Дадесхайм и г. Химмерод (Германия), музее прикладного искусства Санкт-Петербургской ХПА им. А. Л. Штиглица, а также в частных коллекциях в России, Швеции, Финляндии, США, Дании, Германии, Швейцарии, Голландии и Китае.