Надо сказать, что сердца петербургских архитекторов и дизайнеров эта технология начала завоевывать сравнительно недавно, чуть больше года назад. Техника нанесения рисунка на стеклянную поверхность, конечно, была известна и раньше, однако держалась строго в рамках малых форматов. Кроме того, безусловным новшеством стало использование в подобных целях закаленного стекла, что позволило значительно расширить возможности применения подобных фрагментов в жилой обстановке.
Одним из дизайнеров, работающих в новом жанре, стала Наталья Погудина. Первый свой «фартук» — именно так на языке профессионалов называется стеновая поверхность кухни, которая до недавнего времени практически безальтернативно облицовывалась керамической плиткой, — Наталья сделала в феврале 2010 года. С тех пор через ее руки прошло несколько десятков подобных заказов, и по словам дизайнера, технология набирает темп.
Стеклянные двери, перегородки, «фартуки», душевые кабины, детали мебели и просто декоративные элементы из стекла с нанесением цветного изображения становятся все более востребованными в современном жилом пространстве. И в этом нет ничего удивительного, ведь стекло как материал давно завоевало хорошую репутацию, в том числе и в интерьерном жанре.
Если говорить о стеклянных «фартуках», то существует несколько способов их создания и установки. Первый — когда стеклянное изделие крепится поверхностью, на которую нанесена красочная картина, к стене на кронштейнах и освещается встроенными в элементы мебели лампами — они не видны и лишь высвечивают живописное изображение. Другой вариант предполагает использование светодиодной линейки шириной примерно 0,5 см, располагающейся вдоль торца по периметру «фартука», так что создается эффект свечения стекла изнутри. Существуют также так называемые лайт-боксы — смонтированные в алюминиевом каркасе короба с внутренней подсветкой; такая конструкция получается не цельностеклянная, а с включением металла и удачно вписывается в современные стилистики, скажем, хай-тек или минимализм. Единственное «но» — подобные боксы «съедают» часть пространства, поэтому должны быть запроектированы заранее, до монтажа кухонной мебели.
Как правило, «фартуки» габаритные, и при их заказе следует учитывать размеры жилого пространства, чтобы можно было беспрепятственно занести их в дом.
Наталья Погудина: «С большими форматами работать очень интересно. Например, на одном объекте у нас была скромная ванная комната: с одной стороны мы во всю стену смонтировали зеркало, которое позволило зрительно увеличить пространство, с другой стороны была душевая кабина с дверью и одной стеной из прозрачного стекла, а другой стеной из стекла с изображением, которое отражалось в настенном зеркале. Получилось исключительно эффектно. Или вот пример с кухонным «фартуком». Сюжет — знаменитые вангоговские подсолнухи. Сложность заключалась в том, чтобы расположить не только сам букет, но и обыграть оставшуюся большую прямоугольную поверхность. Пришлось видоизменить отдельные цветы и, размножив их, пустить по периметру изделия.
Технологические нюансы
Подобные картины в интерьере — полноцветные изображения большого формата — раньше условно заменяли фотообои.
У многих в памяти сохранились варианты водопадов, осенних пейзажей и иных панорамных видов на одной из стен, как правило, в гостиной. Сегодня компьютерные технологии позволяют делать печать на стекле, которое гораздо долговечнее и практичнее в быту.
Как выглядит технология печати на стекле? Для начала необходимо нарисовать или использовать готовое изображение, которое увеличивается, обрабатывается и делается такого размера, который подходит для данного интерьера. В зависимости от предъявляемых требований с рисунком специалист работает, как правило, используя весь набор изобразительных средств современного компьютера. Стекло, вырезанное по точным чертежам, вводится в специальное оборудование, где и наносится изображение, а потом в специальную печь, где оно закаливается вместе с рисунком. Иногда оборотную сторону стекла покрывают определенным тоном, делая «подложку», создавая непрозрачный слой, для того чтобы изображение было более ярким и реалистичным.
Наталья рассказывает, что в сырье стекло поставляется прозрачным, матовым и тонированным. Последнее, в свою очередь, может иметь серый или бронзовый оттенок и так же быть глянцевым или матовым. Довольно редко используется стекло под названием Arctic Blue с голубоватым оттенком, которое заметно отличается по цене, поэтому всегда изготавливается на заказ. В отдельных случаях дизайнеры применяют стекло Optic White; от обычного листового его отличает стоимость и отсутствие характерного зеленоватого оттенка на торце.
Есть еще несколько технологий декоративной обработки стекла. Например, хорошо знакомая всем пескоструйная — в один или несколько слоев. Традиционная гравировка, то есть резание линий по заданному рисунку — тоже один из вариантов художественной обработки стекла. В производстве нередко используют и рельефное изображение — фьюзинг, наложение готовых стеклянных элементов на поверхность стекла с последующим спеканием. Наконец, никто не отменял и художественную роспись по стеклу специальными красками. Однако такая ручная работа намного дороже и применяется обычно в сугубо декоративных целях, без какой-либо утилитарности. К способам художественной обработки стекла относят и тонирование, и нанесение изображения с помощью пленки — оно вырезается на плоттере и по специальной технологии наклеивается на поверхность. Последний вариант крайне редок, поскольку трудоемкий, а результат того не стоит: элемент получается уязвимым и крайне непрактичным. Так что по большому счету конкурентов у новой технологии не так и много: прочные краски, нанесенные и запеченные на стекле, позволяют создавать большеформатные панорамные панно — живописные, плоские и, что немаловажно, легко моющиеся и не боящиеся повреждений. Неудивительно, что подобные стеклянные картины все чаще становятся элементом эксклюзивного дизайна.
Счет на детали
Заказы Наталье поступают в основном от фирм-производителей. Приносит свои плоды и сотрудничество с «продвинутыми» архитекторами и дизайнерами, которые уже в курсе новой технологии. После замеров конструктор вычерчивает план будущего стекла в натуральную величину, полностью повторяя конфигурацию кухонной мебели, места крепления, дополнительных функциональных элементов кухни, таких как реллинги, плинтусы, микроволновка, розетки и т. д. Таким образом, над «фартуком» Наталья работает параллельно с изготовлением мебели — сначала подбирает рисунок, а уже после разработки конструктором чертежа «подгоняет» его под форму конструкции.
Приняв во внимание все нюансы, дизайнер накладывает на чертежи изображение, учитывая при этом, где будут располагаться плита и мойка, то есть места, которые в большей степени подвержены загрязнению, а также плинтусы — чтобы не закрывали часть рисунка и не искажали его, дизайнер создает нужное изображение по соответствующим чертежам. По сути, проект разрабатывается совместно с заказчиком или, вернее, заказчицей, которая знает, что будет на ее кухне и где. Окончательно согласованное изображение отправляют в печать на производство.
Наталья П.: «К работе предъявляется ряд технических требований. Скажем, бывает, что рисунок сплошной, то есть во все стекло, и тогда возможно нанесение любых, в том числе фотографических изображений. Если предполагается, что стекло будет прозрачным, а изображение наносится лишь в определенных местах, допустим в виде орнамента или отдельных декоративных элементов, рисунок отрисовывается с учетом специальных технологий. Довольно эффектный, кстати, прием, когда изображение занимает лишь часть стекла, а остальная плоскость остается прозрачной и демонстрирует красивую фактуру стены, например с венецианкой, фактурной штукатуркой или подобранными в тон обоями».
Дизайнер вспоминает работу над шестиметровой кухней в типовом доме. Пожелания заказчицы: определенный цвет кухни, мотив изображения — что-то из мира природы. Хозяйка сама нашла и предоставила дизайнеру фотографию розы… размером 5 х 5 см. При этом никакие предложенные варианты не рассматривались. Наталье пришлось немало потрудиться, чтобы, стилизовав и видоизменив столь маленький фрагмент, растянуть его на площади двух стен.
В результате сложных трансформаций, тиражирования и дорисовки ей удалось создать изображение форматом 185 х 60 см по одной стене и 155 х 60 см — по другой с учетом сложной конфигурации кухни. Курьез заключался в том, что по ходу согласования макета цвет, на котором настаивала заказчица, в итоге как раз и поменяли.
Дизайнер признается, что наибольшую сложность в творческом процессе представляет как раз поиск изображений. Они должны быть подходящего формата и при этом хорошего качества, чтобы соответствовать техническим требованиям печати. Где берут рисунки?
Наталья П.: «Коллекции изображений представлены на специальных сайтах в Интернете, где их покупают фирмы-производители, но, к сожалению, будучи достойного качества, и они не всегда нужного формата. Можно купить изображение у фотографов — готовое, а нередко и под заказ. Либо приходится самостоятельно рисовать, комбинировать несколько картинок или изменять и размножать, как в случае с той самой розой. Поэтому фраза «У нас большая коллекция изображений» должна непременно насторожить заказчика, поскольку каждое изображение стоит немало и покупают его под конкретный заказ. Иногда продавцы используют некачественные бесплатные материалы из Интернета».
Надо сказать, что, несмотря на объективные сложности — и технического толка, и сугубо практические, неизбежно связанные с монтажом поверхностей большого формата на объекте, — цветная печать на стекле пользуется популярностью. По ряду причин. Во-первых, такое изображение можно мыть, что особенно актуально в интерьере кухни и ванной комнаты. Не рекомендуется использовать лишь абразивные средства. К тому же стеклянное панно не боится влаги, химически агрессивной среды и перепадов температуры. А то, что после обработки стекло становится закаленным, гарантирует высокую прочность изделия. Что касается стоимости, то оформление задней поверхности кухни стеклянным «фартуком» может обойтись дешевле иной керамической плитки made in Italy. Так, средняя стоимость квадратного метра стеклянного панно с монтажом, то есть в состоянии полной «боевой» готовности, от 5 до 10 тыс. руб. Довольно большая вилка в данном случае объясняется разной толщиной стекла, способами его крепления к стене, вариантами подсветки и, конечно, сложностью изображения — будет ли это готовый рисунок или его придется создавать по индивидуальному заказу.
Ну а о том, что стеклянная картина гораздо оригинальнее и керамической плитки, и тем более ДСП-поверхности на кухонной стене, говорить, наверное, не стоит. Подобный эксклюзивный вариант отделки вписывается в любую стилистику и видоизменяет интерьер даже самой типовой кухни. К тому же он отлично корректирует возможные огрехи планировки и при необходимости визуально увеличивает пространство. Так что в данном случае сетовать, что всемогущий компьютер как инструмент заменил ручной труд, краски и кисточки, вряд ли стоит. В конце концов, каждый волен выбирать, что ему нравится.
А задача высоких технологий как раз и заключается в том, чтобы обеспечить бойцам интерьерного фронта достойный выбор.
Слово экспертам
Досье
Наталья Погудина, дизайнер
C детства рисовала и шила. Мечтала стать художником театрального костюма, поэтому и окончила в 1996 году Текстильный институт по специальности «дизайнер одежды». Рождение и воспитание ребенка, как водится, внесли определенные коррективы в жизнь. Профессиональную переподготовку решила доверить Санкт-Петербургской академии методов и техники управления (ЛИМТУ), кафедре компьютерного проектирования и дизайна, которую окончила в 2000 году, получив диплом специалиста в области полиграфии и web-дизайна. С этого времени работает дизайнером в одном из издательских домов Санкт-Петербурга. Параллельно сотрудничает со многими петербургскими компаниями, работая в диапазоне от разработки фирменного стиля, создания буклетов и каталогов до дизайна интерьеров. В качестве дизайнера на постоянной основе сотрудничает с производственной компанией «Актив».