На этот раз участников было значительно больше, чем на прошлой встрече, во всяком случае мест в учебном центре "РФН" на всех не хватило, пришлось приносить дополнительные стулья. Но главное, изменился качественный состав участников: собрались те, кто либо непосредственно работает в данной области, либо занимается поставкой необходимого оборудования. То есть эти мероприятия обретают деловой характер, способствуя профессиональному обмену мнениями и развитию бизнеса.
В начале встречи директор "РФН" А. С. Портнов вкратце рассказал участникам встречи о состоянии рынка загородной недвижимости. В частности, он отметил, что рынок сейчас расширяется, поднимается планка покупательной способности "среднего класса", главное же - рынок будет расти и в дальнейшем. Его бурный рост ожидается с началом ипотечного кредитования, когда строительство загородного жилья приобретет массовый характер. Рынок земли сейчас находится в стадии ожидания, поскольку пока нет нужных нормативных документов; но они должны решиться в ближайшее время, и рынок земли значительно увеличит свой объем. Соответственно, будет развиваться и рынок ландшафтного дизайна и архитектуры.
Выступивший далее главный редактор "Загородного обозрения" С. В. Авдеев подчеркнул, что основной идеей журнала является загородный дом: его покупка, продажа, постройка, оснащение и т. д. Причем это единственное издание в Петербурге, которое в каждом номере уделяет внимание теме ландшафтного дизайна (специализированного издания в этой области в нашем городе нет). Не будет забыта эта тематика и в дальнейшем: журнал готов к информационному сотрудничеству, которое, кстати, со многими фирмами давно налажено.
Затем, как и в прошлый раз, произошел блиц-опрос представителей фирм, которым было предложено кратко рассказать о себе и об итогах прошедшего сезона. Первым выступил генеральный директор ЗАО "Багира" Н. Панасьян, сказавший, что его фирма давно искала такое издание, как журнал "Загородное обозрение". Фирма занимается, в частности, поставкой французских бассейнов, основные потребители которых - хозяева загородных коттеджей, санаториев, пансионатов и т. п. Поэтому, сказал он, нас очень интересует обширный круг читателей журнала, а также фирм, которые рекламируются на его страницах. Разработки фирмы в области очистки воды (очистка без помощи хлора) - очень серьезны, они запатентованы и применяются не только в нашей стране, но и за рубежом.
Представитель фирмы "Севстройкомплект", которая занимается поставкой всего необходимого для электромонтажа и инженерных сетей, сделал акцент на необходимости тесного сотрудничества с ландшафтными компаниями, поскольку самостоятельная разработка таких проектов представляет собой серьезную проблему. Главная цель присутствия на "круглом столе", сказал он, - именно налаживание контактов, что еще раз подчеркнуло рабочий характер встречи.
В дальнейшем многие выступавшие отмечали, что прошедший сезон был очень успешным и характеризовался ростом спроса когда на 100, а когда и на все 200 процентов. Причем отмечался рост спроса именно на качественную продукцию, которая стоит недешево, но тем не менее востребована заказчиками, чьи покупательские способности сейчас явно возросли. Представители фирм говорили, что зачастую не хватало мощностей, чтобы обеспечить пожелания клиентов, что повлекло за собой расширение штата и оборотных средств некоторых организаций, занимающихся ландшафтным дизайном и архитектурой.
Следует также отметить тот факт, что ряд фирм вышли на городской уровень и стали подрядчиками серьезных бюджетных организаций. В частности, об этом говорила представитель фирмы "Полар-строй", которая довольно давно существует на рынке загородного строительства: поставляет плитку. В этом году фирма занялась городским благоустройством, что означает повышение авторитета организации, а также долгосрочные заказы в будущем.
Об этом же говорила директор ландшафтной фирмы "Виста" Е. Бекяшева. В прошедшем сезоне эта фирма перешла от мелких частных заказов к заказам городским и даже федеральным. В частности, совместно с фирмой "Невис" сделан проект освещения верхнего и нижнего парков Константиновского дворца, а также Консульской деревни в Стрельне. Был продолжен контракт на обслуживание территории фирмы "Филипп Моррис", реализован ряд других аналогичных проектов, то есть масштабы деятельности "Висты" явно возросли.
Кроме того, участниками встречи отмечалось расширение продуктивного сотрудничества со своими коллегами. К примеру, на этом сделала акцент директор фирмы "Петербургский ландшафт" С. Антонова, сказавшая, что в прошедшем сезоне они очень тесно сотрудничали с другими организациями (представители которых присутствовали на этой же встрече) и в итоге - провели год очень плодотворно. Что, заметим, радует не только самих работников, но и организаторов встречи. Налаживание совместной работы способствует развитию рынка, повышению конкурентоспособности, а также заинтересованности в коллективных действиях, которые удобнее проводить в рамках Ассоциации "Загородная недвижимость".
Те, кто занимается непосредственно ландшафтным дизайном, и поставщики необходимых для этого материалов росто обречены работать в тесном контакте. К примеру, на этой встрече изготовители ажурных изделий из металла заявили о своем желании сотрудничать с фирмами, занимающимися ландшафтом, и ряд таких фирм сразу же проявил интерес (известно же, что ограды, решетки, беседки - сейчас очень популярны в загородном строительстве). Активно поставляет ландшафтным фирмам светильники и другое оборудование фирма "ВиАдизайн", представитель которой - Е. Карцева - также отметила, что год для них сложился очень удачно.
В таком контексте вполне естественно прозвучали сообщения генерального директора фирмы "Спецпаркдизайн" Ю. Скибина и генерального директора ООО "Йоста" Н. Шпурика. В этом сезоне дела у этих фирм, уже не один год работающих на рынке ландшафтного дизайна, складывались весьма успешно. У лидеров рынка уже есть возможность заниматься элитным дизайном, иметь свои сайты в Интернете и т. д. При этом особо хотелось бы выделить те выступления, в которых положительно отмечалась инициатива Ассоциации и журнала "Загородное обозрение". Если в Москве, к примеру, целый ряд изданий пропагандирует саму идею грамотного и профессионального устроительства ландшафта, то у нас в городе этим занимается только одно издание. И, как звучало несколько раз, профессионалы должны обязательно освещать свою деятельность на страницах журнала.
Краткие итоги блиц-опроса подвел директор по рекламе фирмы "Виста" Д. Громадин, который выступал на этой встрече в роли ведущего. Отметив, что на этот раз состав участников - более профессиональный, он сделал вывод: для большинства фирм прошедший сезон сложился успешно. Это подтверждает прозвучавшее в начале встречи высказывание о том, что рынок ландшафтного дизайна и архитектуры развивается так же, как и рынок загородной недвижимости, а главное, имеет большие перспективы для дальнейшего роста.
Об этом, кстати, говорит факт присутствия на встрече представителей ряда серьезных фирм, которые начали заниматься ландшафтным дизайном совсем недавно, почувствовав в этом направлении перспективу. К примеру, архитектурное бюро "АЛС" ранее занималось проектированием и строительством загородных коттеджей, но с этого года начало заниматься и ландшафтом. Как сказала представитель бюро В. Рузина, для этого в штат фирмы было принято несколько профессионалов в этой области, которые помогают расширить как возможности фирмы, так и ее клиентуру.
Общую задачу (как ее видят учредители журнала) озвучил А. С. Портнов: необходимо, сказал он, объединить ландшафтные фирмы в единое сообщество. Чтобы они имели возможность друг с другом общаться, продавать друг другу свои услуги, если нужно - они даже могут сообща вырабатывать ценовую политику на рынке ландшафтного дизайна. Было также обещано уделять еще большее внимание публикациям по этой теме и предложено выработать определенную модель защиты своего рынка - по аналогии с тем, как это сделали петербургские риэлтеры. Наверняка ведь в этой области есть бригады халтурщиков, согласных на любую работу, специально заниженные цены, отсутствия гарантий и т. д. Эти проблемы, естественно, разрушают рынок, и журнал "Загородное обозрение" готов подробно об этом писать. Этот журнал - не узкоспециализированное издание, он хорошо раскупается в Петербурге и за его пределами, а значит, представляет собой хорошую площадку для освещения и пропаганды самой идеи ландшафтного дизайна. Кроме того, присутствующим фирмам было предложено принять участие в работе секции ландшафтного дизайна, которая будет создана при Ассоциации "Загородная недвижимость". Она занималась бы разработкой необходимых для всех участников этого рынка правил, стандартов и т. д.
Был поставлен и такой вопрос: существуют ли у петербургских ландшафтных фирм общие интересы, которые нужно защищать? В последующем обсуждении назывались разные интересы: и ценообразование, и наличие квалифицированного персонала, и проблема качества оказываемых услуг. Чтобы обеспечить, к примеру, последнее, возможно создание какой-то рабочей группы, которая занималась бы контролем в этой области и брала на заметку "халтурщиков". А чтобы исключить из этой сферы деятельности недобросовестных работников, генеральный директор "Йосты" Н. Шпурик предложил создать что-то вроде черного списка, в который заносились бы те, кто оказался непорядочным или проштрафился каким-то другим образом. Впрочем, вопрос этот достаточно сложный, решить его можно в лучшем случае в рамках будущей секции.
Когда повестка дня была практически исчерпана, возникла небольшая дискуссия, которая касалась вопроса объединения ландшафтных фирм в рамках Ассоциации "Загородная недвижимость". Ландшафтный архитектор из фирмы "Балтстройсервисландшафт" С. Сочивко сказала: поскольку на этом рынке наблюдается неудовлетворенный спрос, объединяться для выработки общих цен - бессмысленно (ведь цены, как известно, формирует баланс спроса и предложения). Но вот организация общего информационного пространства имеет смысл, как и организация образовательной деятельности. Хотя, если честно, объединяются всегда "против" кого-то. Против кого именно? На этой встрече в роли антагониста пришлось выступить представителям московской фирмы "Премьер-сервис". Дело в том, что в настоящее время на петербургский ландшафтный рынок начинают проникать московские и западные фирмы, которые нанимают наш персонал и тихой сапой здесь утверждаются. Если учесть, что обратный процесс - беспрепятственная работа наших фирм в Москве - невозможен в силу юридических причин, эта платформа для объединения, думается, вполне корректна (причем присутствующим москвичам, разумеется, на дверь не указывали).
В финале было сказано: во время дальнейших встреч все участники могут привозить сюда рекламные материалы и обмениваться ими. А еще хотелось бы, чтобы люди, работающие в одной сфере бизнеса, защищали бы свои интересы совместно, - это было бы самым хорошим итогом сегодняшней встречи.