Облик этого дома воскрешает в памяти живописные загородные усадьбы конца XIX — начала XX века, в большинстве утраченные, а прежде составлявшие неотъемлемую часть пригородов с финскими названиями: Куоккалы и Териоков (ныне Репино и Зеленогорска). Те же романтичные башенки со стрельчатыми окнами, остекленные ризалиты и эркеры с витражами, открывающие виды на самые волнующие и прекрасные пейзажи, то же трепетное отношение к духу места и его уникальности. Иными словами, живой и пластичный северный модерн в его уютной, домашней ипостаси.
Несмотря на соответствие стиля окружающей карельской природе, сегодня он совсем не популярен: в моде более простые и лаконичные по архитектуре сооружения. Однако усадьба, построенная по проекту Антона Головина и Александра Шретера, доказала жизнеспособность и актуальность этого яркого романтичного стиля и в наше время. Мнения сторон полностью совпали: хозяин выбрал для своего дома под Выборгом облик, которому, как оказалось, симпатизировали и архитекторы. Подобных удивительных совпадений в процессе работы было немало, и проект формировался в атмосфере доверия и взаимопонимания.
В пользу дачного стиля было еще одно немаловажное обстоятельство: на участке сохранился старый финский дом с множеством реликвий: немецкими и советскими патронами, частями винтовок, игральными картами и финскими газетами 1930-х годов. Все эти ценности вошли в экспозицию домашнего музея и, главное, подсказали его идею — дома с историей, фамильной усадьбы, создававшейся много лет. К тому же участок более 1,5 га недалеко от Выборга был столь великолепен, что требовал особого, деликатного, подхода. Новый дом должен было гармонично вписаться в типичный карельский пейзаж с огромными валунами, соснами и чистым озером. И построенный в стиле северный модерн, он нисколько не нарушил прелести ландшафта, а лишь подчеркнул его характер.
Сто лет назад
Прототипами дома послужили дачи постройки начала прошлого века. Авторы проекта использовали все богатство их архитектурного языка. Словно сто лет назад, на высоком каменном цоколе выросла деревянная усадьба с интересным планом, высокой башней и широкими террасами, окружившими здание. Его украсили витражами и простым, но выразительным узором из деревянных планок. А ангелом-хранителем будущего семейного гнезда стал Георгий Победоносец, символ победы добра над злом, медальон с изображением которого красуется на фронтоне.
Лишь нынешних материалов сто лет назад не было: здание возведено из бруса, но не обычного, а клееного — более прочного и не подверженного сильным деформациям в процессе «взросления» постройки. Но, как и раньше, строили дом только отечественные мастера, и исключительно из местных материалов. Все, от бруса и деревянных окон с мелкой расстекловкой до мебели, изготовленной на заказ, — отечественного происхождения и при этом, как уверяют архитекторы, отличного качества.
Помимо жилого дома, усадьба включает множество хозяйственных построек: гараж, сыроварню, кладовые, детский домик для игр, беседки, купальню. В ходе работы над проектом архитекторы восстановили мостик, ведущий на остров, на котором хозяин впоследствии возвел банный комплекс.
Снизу вверх
На плане дом площадью 360 кв. м приближается к квадрату, прямолинейность которого смягчают различные выступы. Распределение помещений вполне традиционное. Первый этаж, согласно современной моде, представляет собой единое гостевое пространство, состоящее из столовой, расположенной в эркере, гостиной и кухни. Разумеется, эта парадная зона обращена в сторону самого эффектного пейзажа — с озером, островком и лесом. Второй этаж отведен под частные покои и вторую гостиную. Цоколь, призванный нивелировать разноуровневый участок, занимают технические помещения, а чердак превратился в любимое место для детских игр.
Самое романтичное место в доме — башенка, в которой устроена двухъярусная комната сына хозяев: рабочая зона внизу, спальня — наверху, куда ведет винтовая лестница. С последней связана интересная история. Когда архитекторы представили проект, выяснилось, что в коллекции хозяина есть антикварная лестница. Она подходила по габаритам и нашла достойное применение в интерьере.
Художественный мир
Добротность и наружная декоративность дома сочетаются с простотой и полным отсутствием кичливой роскоши. Выбеленные деревянные стены, потолки из окрашенной вагонки, скромный паркет елочкой — богатство интерьера достигается не дорогими отделочными материалами и мебелью, а за счет целостности и, конечно, деталей. Таких как кропотливо воссозданная по историческим образцам входная дверь с фрамугами и стеклом с фацетом или окна с разноцветными витражными вставками. Заслуживает внимания и настоящая изразцовая печь мастера Владимира Маркова, сложенная по старинным технологиям.
Но главное украшение дома — произведения из художественной коллекции хозяина. Антикварная мебель и светильники начала XX века составляют обстановку наряду с современными предметами. Фарфоровые статуэтки 1930-х годов заняли место в витринах малой гостиной на втором этаже. А живопись, графика и фотографии Петербурга середины XX века подарили особое настроение всем помещениям. Домашней экспозицией занимался сам заказчик, и каждая вещь обрела свое место.
Культурные реминисценции
Северный стиль, в котором создана усадьба, примечателен не только архитектурными приемами и деталями, но и связанной с ним культурой дачной жизни, сформировавшейся сто лет назад и подробно описанной в воспоминаниях современников. Культурой, которой жила усадьба И. Е. Репина «Пенаты» и дача К. И. Чуковского, когда вышел в свет знаменитый альманах «Чукоккала». Культурой, без которой невозможно понять Серебряный век.
Многие усадьбы и дачи художников, поэтов, писателей становились не просто местом жизни семьи, а клубом по интересам, где встречались друзья и единомышленники, устраивались домашние спектакли и оборудовались творческие мастерские. Домашние интерьеры украшали семейные реликвии и авторские аксессуары, зачастую придуманные и сделанные хозяевами. Ну а земля превращалась в экспериментальное пространство.
И эту прежнюю дачную культуру удивительным образом унаследовала и воспроизвела выборгская усадьба, где царит дух творчества и стремление к знаниям. На первом этаже дома устроена мастерская, где хозяйка занимается живописью, а в гостиной на втором этаже «работает» библиотека. Кроме художественных произведений, воспитывающих эстетический вкус, в доме есть свидетели прошлых эпох. В своем кабинете, оформленном в стиле 1930-х годов, хозяин собрал семейные реликвии: старинные фото, награды, документы. А в банном комплексе на острове организован мини-музей, где представлены и находки из финского дома. Дом наполнен множеством интересных и уникальных вещей, среди них и радиоприемник, и старинный телефон, задействованный в качестве домофона на въездных воротах, и другие раритеты.
Приняв культурную эстафету, хозяева превратили усадьбу в достойную наследницу былых традиций и вместе с тем создали идиллию дачного уюта и тепла.
Слово экспертам
Об архитекторах:
Антон Головин и Александр Шретер окончили Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина (сейчас СПбГАИЖСА). Более десяти лет проектируют частные загородные дома, а также городские офисные, культовые и общественные здания. Считают, что «независимо от стиля и масштаба строения архитектура должна быть обусловлена здравым смыслом и максимально тактично вписана в контекст — окружающую городскую застройку или природный ландшафт».