В этом июне кусочек Челси приехал в наш город: несколько ведущих британских дизайнеров, участников и победителей этой выставки, представили свои сады. Впрочем, работы российских мастеров ландшафтного искусства были не хуже. В этом году участникам конкурса предложены три номинации. «Традиции английского сада» предполагают создание вариаций на тему классических английских миксбордеров и используемых в них растений, пейзажных планировок, ландшафтов, характерных усадеб, замков и традиционных английских чаепитий. «Сады великих и знаменитых» представляют собой фрагменты или трактовки садов всемирно известных владельцев и создателей.

Номинация «Сады воображения» — это представление участников фестиваля о садах героев литературных произведений, фильмов, сказок и песен, о садах будущего. Были вручены специальные призы за лучшую цветочную композицию, лучшую скульптуру и приз зрительских симпатий. На фестивале представлены проекты известных английских садовых дизайнеров: Эндрю Даффа, Энди Стеджена, Джо Томпсон, Джона Брукса.

Гран-при за верность традициям жюри присудило усадьбе «Марьино». На островке в пруду создана композиция «Английских замков волшебство» — объемная пейзажная картина, заросший зеленью сад на острове, в центре которого видны руины старинного замка в окружении традиционных для английского сада растений.

«Традиции английского сада»

Первым в этой номинации сад «Сад Уильяма Морриса» петербургской ландшафтной компании «СпецПаркДизайн». Уильям Моррис — лидер художественного Движения искусств и ремесел. Сад, окружающий загородный дом мастера Келмскотт Мэнор, был для него источником вдохновения при создании тканей и гобеленов. Авторы проекта хотели сделать сад, который пришелся бы ему по вкусу.

Проект «Conservatories — шаг навстречу солнцу» — совместная работа ООО «Интекс», ООО «Кузница «Север» и древесного питомника «Лорберг». Conservatories англичане называют остекленные зимние сады и оранжереи. Примером для проекта авторы выбрали зимние сады эпохи короля Эдуарда VII, когда уход за собственным садом превратился из модного увлечения в национальную черту.

Мастерская Сени Веревкина и «Садовник Мюллер» заняли третье место с проектом «KingdomCome/Да придет Царствие Твое», который, по словам авторов, «пронизан идеей гармоничных взаимоотношений человека и мира природы».

«Сады великих и знаменитых»

Композиция QueenMary 2 Филиппа Манги (Франция) в соавторстве с питомником роз MeillandInternational, компанией Printack, Tryphême и ООО «Принцип Ново» стала победителем. Трансатлантический корабль был самым дорогим лайнером в мире в 2004 году. Церемонию спуска на воду украшали 3000 роз сорта QueenMary 2 из питомника Meilland. В композиции Манги есть корабль, розы этого сорта, а перила носовой и кормовой части украшены растениями, характерными для гаваней, куда заходил лайнер. Газон Михайловского сада олицетворял океан, а розы QueenMary 2 — пену морских волн.

Второе место занял питомник «Алексеевская дубрава» с садом «Времен волнующая связь», посвященным М. Ю. Лермонтову. В этом году мир отмечает 200-летие со дня рождения поэта. Авторы проекта попытались средствами ландшафтного дизайна проиллюстрировать историю рода во времени и пространстве.

Жан-Луи Сюро (Франция) и ООО «Удачный проект» оказались на третьем месте с проектом «Эфемерный сад в Санкт-Петербурге», или «Пейзаж Луары на берегах Невы»: в стилистике английского сада делается легкий намек на французский сад, природный сад встречается с регулярным, а дополняют картину портреты Пушкина и да Винчи.

«Сады воображения»

Первое место — «Anglomania, или Сад-подиум для Вивьен Вествуд» от ООО «Архитектурно-ландшафтный центр «Четыре сезона». Сад посвящен королеве авангарда и панка в моде и решен в соответствующем ключе: это сад-подиум, где можно пройти по прямому пути, а можно прогуляться по круговой дорожке. Растения для сада тоже выбраны авангардные.

Проект «Пока тайм-аут...» Колледжа строительной индустрии и городского хозяйства и школы-студии «Петербургский стиль» стал вторым в номинации. Он посвящен 150-летию создания Футбольной ассоциации Англии. В композиции используется подиум, намекающий на футбольный мяч, и кусты, постриженные в форме шаров-мячей.

Третьим был «Кабинет британских ученых» школы дизайна DivinaHarmonia. Ироническая композиция иллюстрирует представления авторов о кабинете творческого человека: стол завален всевозможными устройствами, химической посудой, на нем буйные заросли растений, процветающих в условиях творческого беспорядка.

«Лучшая цветочная композиция»

Первое место у композиции «Платье Элизабет Браунинг» Надежды Анфаловой при поддержке фондов «Арт-Линия» и «Друзья Русского музея». Это посвящение самой знаменитой поэтессе Викторианской эпохи — платье состоит из сотен страниц с цитатами из ее стихотворений.

«Новая русская пастораль, или Стрижка овец» творческого объединения «Четыре стихии» заняла второе место — расписные фигуры овечек, заполненные яркими цветами.

Третье место — «Посвящение Елизавете Английской» Колледжа строительной индустрии и городского хозяйства и школы-студии «Петербургский стиль». Это флористическая композиция из белых лилий, гипсофилы и жемчуга.

Сады британских мэтров

Необычайно интересны были сады знаменитых британских дизайнеров, которые показывались вне конкурсной программы, но оказались ближе всего садам, выставляющимся на выставке в Челси.

Студия «Ботаник» Дениса Баташева реализовала проект Джо Топмсона ShowGarden — сад в духе замка Sissinghurst и сада усадьбы Pashley, которому бы легко нашлось место в городском или сельском саду. Посадки роз и многолетников окружены бордюрами из стриженых кустарников, а в центре сада беседка, где можно присесть и отдохнуть.

Скромно названный «Проект Энди Стеджена» был, вероятно, самым английским современным садом на выставке. Впечатляющая работа с материалами, их цветом и фактурой, деревьями и кустарниками, многолетниками производила сильное эстетическое впечатление. Воплотили в жизнь работу «СпецПаркДизайн» и древесный питомник «Лорберг» при спонсорстве банка ВТБ.

Эндрю Дафф представил «Английский сад сегодня». В отличие от старых романтических английских садов, разбитых в сельской местности, с дикими уголками и обилием растений, современные сады создаются в ограниченном пространстве, при небольшом бюджете и с желанием получить результат сразу же. Эти требования сделали сад в большей степени похожим на современные интерьеры с их жесткими линиями и строгими формами.