Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Александр Ремизов: Экоустойчивый подход востребован

Интервью / 29.06.2015

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
[email protected]

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Всемирный архитектурный фестиваль, проходивший в 2010 году в Барселоне, открыл всему миру российского архитектора Александра Ремизова. Произош­ло это благодаря представленному им проекту ARC HOTEL (отеля «Ковчег»). Абсолютно автономное в плане энергоресурсов здание, экологически безвредное, в том числе способное утилизировать все отходы, может быть построено даже на воде и оставаться на ее поверхности… Словом, проект был фантастический. Через год «Ковчег» занял первое место на международном конкурсе в США «Радикальные инновации в архитектуре гостиниц». К моменту нашей встречи ажиотаж от этого архитектурного ноу-хау уже поутих, но взгляды Александра Ремизова на архитектуру все так же прогрессивны и интересны.

 

 — Александр, как появилась идея «Ковчега»?

— Идея возникла давно, еще в студенческие годы. Темой моей дипломной работы было энергонезависимое экологическое поселение. Проект «Ковчег» родился в конце 1990-х, после знакомства с академиком Бритвиным, Львом Николаевичем. В свое время он занимался бесперебойными энергоавтономными системами обеспечения космических комплексов. Было решено сделать совершенно автономный комплекс, не привязанный к коммуникациям и экологически чистый. Обычно, даже если ты собираешься создать экологически чистый дом, сталкиваешься с тем, что сделать это невозможно хотя бы потому, что подрядчики, утилизирующие мусор, не сортируют его — не организовано вторичное использование. И мы поставили задачу создать безотходный «Ковчег»: все сырье должно использоваться вторично. Если «Ковчег» не будет загрязнять среду, то подобные здания можно будет построить в любом месте, даже в заповеднике. Соблюдена и идеология здания-невидимки в окружающей среде.

— Работа над проектом была свободным творчеством? Заказчика не было?
— Да, техническое задание мы со Львом Николаевичем сами себе писали. Поставили ряд задач, которые можно решить технически и при этом не лишить здание архитектурной привлекательности. Создали некий прототип, который потом можно приспособить к разным условиям.

— С технической точки зрения идея ясна. В чем заключалась философия «Ковчега»?
— В обществе все подчинено антропоцентрическому мировоззрению: человек в центре, а все остальное вертится вокруг него. Это рождает определенную архитектуру, экономику, образ жизни, которые мы сейчас наблюдаем. Человек в погоне за количеством стал забывать о качестве. Антропоцентрическое мышление привело мир на грань экологической катастрофы, поскольку в этом случае природа существует не как части жизни, а лишь как окружающая среда, место добычи полезных ископаемых; некая вещь, которую можно использовать, утилизировать. А не как живой организм, который просто является твоей частью. Никому не приходит в голову свою кровь пить.

Почему же мы пьем кровь земли?
Альтернативой может стать понимание того, что человек — часть природы, а не центр и не царь ее. И тогда главным становится принцип: «Защищай природу, тем самым ты защитишь самого себя».

— Ваш проект можно назвать «зеленым»?
— Скорее экоустойчивым. Зеленые движения уверены, что все можно улучшить механистически. За счет применения правильных технологий, соблюдения правильных режимов эксплуатации, использования чистых материалов. Но этого мало. Простой пример. Как охладить здание? Можно создать систему искусственного климата, которая будет дороже самого здания. Это «зеленый» прием. А можно охладить здание по-другому: пропустить воздух, которым вентилируется здание, скажем, через какие-то подземные или подводные каналы, где он охладится естественным путем, без затрат электроэнергии, а потом запустить в дом. Тогда охлаждение произойдет естественным путем, независимо от наличия электричества. Здание получается и экологичное, и устойчивое. А у Нормана Фостера все здания «зеленые», но управляются компьютерами. Каждые три года надо менять программное обеспечение, то есть дополнительно вкладывать деньги. Какая же это устойчивость? А если электричества не будет?

— Основные преимущества «Ковчега»?
— Здание изготавливается на заводе, а потом собирается на месте. Если все сделано, сборка занимает две недели. Как конструктор. В случае природных катастроф или при отсутствии инфраструктуры оно не нуждается в подключении к источникам энергии, а само генерирует энергию. В самом начале нужно потратить нем­ного энергии, чтобы привезти и собрать здание и энергоблок. Дальше этот энергоблок начинает вырабатывать энергию, которой достаточно, для того чтобы закончить строительство и жить в здании автономно. Мы предусмотрели в «Ковчеге» установку по переработке отходов путем пиролиза. Весь органический мусор перерабатывается, причем с получением биогаза, который тоже используется для энергообеспечения, поступает в круговорот. Переработке не подлежат только металлы.

— Проект прогремел на весь мир. Удалось ли его реализовать?
— Нет, мы ничего не построили, хотя было много инвесторов, которые интересовались стоимостью проекта. Мне предложили работать в Китае, строить такое здание, но я отказался.

— Предположим, нашелся человек, который твердо решил, что хочет построить отель «Ковчег». Во сколько ему обойдется строительство?
— Это зависит от выбранного варианта. Если это плавающая версия со всем оборудованием и мебелью в люксовой комплектации, как пятизвездочный отель, то понадобится около 10 000 евро за квадратный метр. Если не люкс — в три раза дешевле.

— Хотя идея отечественная, разработчики, то есть вы и Лев Николаевич Бритвин, тоже россияне, представить, что нечто подобное будет построено у нас, довольно сложно.
— Пока просто нет материальной базы для этого. В России отель можно использовать: привезти откуда-нибудь, из Германии например, и собрать.

— Получается, что «Ковчег» по сей день проект-мечта. А что все же удалось построить?
— Мы сейчас проектируем на Черноморском побережье энергоэффективный поселок, где будет создана среда для человека, а не для автомобиля. Поселок с пешеходной средой. Он небольшой — около 20 га. Жители будут оставлять все автомобили на въезде, для этого там строится спортивно-торговый центр, в котором первые три этажа будут занимать парковки. Дальше все пересаживаются на локальный электротранспорт: электрокары, сигвеи, электровелосипеды. Можно передвигаться и пешком. Автомобиль там, конечно, тоже проедет — все строительные нормы мы соблюдаем.
Все дома построены с учетом розы ветров, то есть с северной стороны стены практически без окон, а на южной стороне, напротив, большие окна. Зимой, когда солнце низко, оно пассивно обогревает дома; а летом, когда солнце высоко, мы предусмотрели тенезащиту. Дома расположены на склоне так, что ни один не загораживает вид на море вышестоящим. Создается визуальный комфорт. Запланировано обилие зелени. Мы убедили девелоперов оставить 7 га нетронутыми, потому что там дубовые рощи. Но уплотняем застройку самих зданий, блокируем их, где нужно, чтобы заказчик не потерял свои квадратные метры. При этом оставляем большие нетронутые зоны. То есть мы нашли решение, позволяющее не сокращать площадь заказчика и сох­ранить общественные территории. Кстати, экоустойчивый проект «АГОЙ-парк» получил диплом Международного фестиваля «Зодчество-2014».

— Вы считаете, что экоустойчивость поселка станет преимуществом при покупке? Это важно покупателям?
— Важна среда для жизни. Одно дело, когда ты выходишь на улицу, где ездят автомобили, и другое — когда их нет. Обычно массив леса лишь окружает поселение, а у нас 7 га леса включены в поселок. Плюс некий инновационный образ. Мы делаем больше того, что нужно по строительным нормам. Мы обеспечиваем энергоэффективность и объясняем, что потом не придется тратить огромные деньги на эксплуатацию. Скажем, в Америке при покупке жилья исходят не из цены квадратного метра, а смотрят, какая будет ипотека и во что обойдутся коммунальные услуги. И если эксплуатационные расходы 100 долларов, а не 1000, то это стимул для покупки.
И такие технологии, и такой подход к строительству находят спрос у собственников. Куда меньше, к сожалению, они востребованы девелоперами с «деньгоцентрическим» мышлением.

Иллюстрации предоставлены архитектурным бюро RE-MI STUDIO

В избранном В избранное
2630
Предложения