— Что происходит в загородном строительстве летом 2017 года, изменился ли спрос? А покупатели?
— У нас все стабильно: год от года в работе примерно 45–50 домов на разных стадиях строительного процесса — от проекта до дополнительных построек и ландшафтных работ на участке. Дома на 250–300 кв. м обычно строятся два сезона: в течение первого закрывается теплый контур, а затем возводятся гараж, беседка, выполняется отделка и ландшафтные работы.
Сказать, что заказчики или покупатели заметно изменились, не могу. В целом, пожалуй, стало меньше людей, не умеющих рассчитывать предстоящие затраты. В коттеджных поселках, стартовавших в начале 2000-х, вижу немало недостроев: многие думали, что купят участок за миллион, еще за миллион построят дом и 300 тысяч потратят на отделку. Оказалось, это нереально.
Возможно, сегодня играет роль тот факт, что за два-три года участки подорожали в разы…
— Какие именно участки?
— Я имею в виду коттеджные поселки, удачно расположенные, обеспеченные коммуникациями, в которых видна работа девелопера. О ценовой динамике в проектах, где не ведутся работы и нет продаж, говорить не имеет смысла.
В привлекательных поселках наша компания покупает участки под собственные инвестпроекты. По моим наблюдениям, за три года земля подорожала в 2,5–3 раза. То, что стоило, например, 3–3,5 млн руб., сегодня продается за 7,5–8,5 миллиона.
Поэтому человек, потратив такую сумму на покупку земли, уже тщательно рассчитывает свои расходы на строительство дома и дополнительных объектов, отделку и обустройство участка.
Есть и клиенты, сравнивающие предложения разных компаний исключительно по цене, не желащие видеть разницу в комплектации. Мы работаем с ними, по строчкам разбираем сметы, показываем, за счет исключения каких узлов предлагается сэкономить, объясняем, почему нельзя это делать, чем эта экономия обернется.
На рынке загородного строительства за последние годы появились компании, нацеленные именно на продажу домов в минимальной комплектации по минимальной цене. Они убеждают клиентов, что утепление перекрытий не нужно, перегородки лучше строить позднее, «пока можно и так, а потом посмотрите». В итоге заказчик рискует получить дом, в который надо вложить еще две стоимости коробки. Дом без перегородок, без свесов, без покраски… А что такое отложить покраску, если она предполагалась? Через год некрашеный брус может почернеть, его придется шлифовать, обрабатывать антисептиком, то есть дополнительно вкладывать деньги.
— Но это же расчет на «одноразового» клиента — такую компанию никто не порекомендует знакомым?
— Это с одной стороны. С другой — люди не всегда готовы признаваться в своих ошибках, могут сказать, что устроило не все, зато обошлось дешево. Для кого-то это может быть рекомендацией. Многие просто хотят уложиться в имеющуюся сумму, предпочитая не задумываться, какими тратами обернется сиюминутная экономия.
— Вам тоже приходится демпинговать?
— Мы предлагаем скидки и подарки клиентам, заказывающим большой комплекс работ: строительство дома, бани, беседки, забора, внутреннюю отделку и ландшафтные работы. Например, бесплатно обустраиваем въезд на участок и проводим необходимую вырубку деревьев. То есть чем больше объем заказа, тем дешевле обходится заказчику каждый вид работ.
На конкурентном рынке мы вынуждены избегать повышения цен. После того как в 2010–2011 годах резко вырос интерес к клееному брусу, в эту сферу пришло много компаний из Москвы, других регионов. И некоторые практикуют именно демпинговый подход — в ущерб качеству.
— Чем привлекает заказчиков именно «ЛивинВуд»?
— Срабатывает возможность показать в одном поселке десять или даже двадцать построенных компанией домов. В «Морских террасах», например, мы построили 26 домов.
Заказчики видят многочисленные баннеры компании на участках. Для многих альбом проектов не является доводом в пользу выбора компании. Им важно увидеть, как это сделано, поговорить с владельцами, расспросить, как было организовано строительство, довольны ли они результатами, выяснить, были ли проблемы и как они решались.
Важно также уловить перемены в архитектурных предпочтениях. Год назад, скажем, заметно повысился интерес к домам по технологии современного фахверка. Заказчики перестали опасаться, что дом с полностью остекленными фасадами будет холодным. В этом сезоне видим растущую популярность домов из клееного бруса в современной стилистике: с односкатными плоскими крышами, минималистичными фасадами. Мы успели к началу сезона включить такие проекты в портфолио.
Многие остаются приверженцами ставших классическими для Ленобласти стилей загородных домов: из клееного бруса — скандинавского и шале, каменных — «среднеевропейского». И такие заказчики как раз ориентированы на оценку построенных компанией объектов.
Часть заказчиков, выбрав проект из портфолио, оценив похожие коттеджи, хотят внести изменения в проект. Им мы предлагаем участок с подрядом на строительство дома с нуля.
— Отличается ли подход к контролю на стройке поклонников классики и модерна?
— Отличаются скорее заказчики домов для отдыха и для постоянного проживания. По моим наблюдениям, те, кто строит всесезонные дачи, тщательнее подходят к начальному этапу, выбору компании, проекта, смете, но затем больше доверяют строителям в процессе, ценят свое время и проверяют лишь самые важные этапы строительства.