Великий артист и великий путешественник, однажды уехавший на длительные гастроли, покоривший весь мир, рассказал о своем восприятии мира и совсем чуть-чуть о своих привычках.
В его культурном центре «Мельница» под Парижем разбит удивительный сад. Растения в нем подобраны так, что луг меняет цвет каждые две недели — то он зеленый, то красный, то желтый, то синий; есть белый сад и даже черный! «Шагом в сторону от шаблона» называет Вячеслав Иванович «Сад Звуков», где установлены динамики и можно, например, почувствовать себя путешественником, уносящимся в даль под звук вагонных колес. А еще есть «Сад Тумана»: нажав кнопу, можно погрузиться в таинственное облако мельчайших капелек воды по колено, по грудь или даже с головой.
— Вячеслав Иванович, ваше искусство высоко ценят во всем мире. И огромный список наград («Золотой нос» от испанцев, премия Лоуренса Оливье от англичан, «Триумф», Царскосельская художественная премия и множество других. — Прим. редакции), а главное, феерический успех у публики это красноречиво подтверждают. Вы счастливы?
— Я счастливый человек по сути. И я знаю, зачем люди ко мне должны приходить: взять у меня секрет счастья.
— Вам довелось объездить весь свет. Это что-то изменило в вашей картине мира?
— Когда я стал много гастролировать, больше полюбил визуальные образы, отдавая им предпочтение перед актерским, игровым, началом. Все больше ухожу к живописности, потому что считаю, что XXI век переходит к визуальному способу общения. Литературный язык все меньше отвечает задачам современной коммуникации. В бесконечности визуального образа все время обнаруживаются новые качества
— Вы, как и тридцать лет назад, влюблены в клоунаду?
— Когда-то я распознал клоунаду в себе. Это глубокое, великое искусство, которое часто упрощают, к сожалению. Я пытаюсь расширить ее пространство, перейти на тонкие планы восприятия.
В этом успех моего сотрудничества с Михаилом Шемякиным, великим метафизиком, автором впечатляющих фантасмагорий.
У нас с ним все получилось замечательно. Он проводил свою выставку в Мраморном дворце, и мы помогали ему создавать персонажей его картин. Сделали вместе уличный перформанс, в дальнейшем планируем работать с ним в Москве на его выставках.
— У вас есть библиотека? Что в ней самое ценное?
— У меня шикарная библиотека, много альбомов по искусству. Люблю средневековую живопись, искусство Раннего Возрождения, Брейгеля, Босха, Фриду Кало, символистов, сюрреалистов, наивное искусство…
— Расскажите про ваш французский сад — о нем уже ходят легенды!
— Это пространство, в котором я исследую искусство, жизнь человеческую и Природу как великую силу. Я стараюсь слиться с Природой в творчестве и хочу, чтобы окружающая меня растительность подчинялась закону фантазии.
— Ваш сад растет, изменяется, меняет цвет?
— Новые идеи рождают новые настроения и новый сад, конечно же. Я увлечен своим черным садом: по всему миру выискиваем черные растения: черные тюльпаны, черные ирисы.
— Не мрачновато получается?
— Черное — всего лишь таинственная сторона жизни.
— «Сад Тумана», должно быть, тоже добавляет таинственности?
— Здесь мы шагнули туда, куда еще никто не ходил; звуки, туман — все это делает сад особым пространством. Он перестает быть просто местом для отдыха, превращается в пространство для творчества.
— Вы очень много работаете. А что для вас отдых?
— Я считаю искусством простые вещи: рыбалку, пикники, чтение книг… Люблю танцевать и петь с друзьями. И кстати, выпить вина или сходить в баню — это тоже искусство.
— Не опасаетесь мирового кризиса?
— Кризис меня не интересует совершенно. Приглашу друзей, сяду вместе с ними в кибитку, в саду посажу себе две капусты — что мне еще надо? Кризис имеют только те, кому нужно что-то сверхобычное…