— Анна, трудно ли женщине руководить строительной компанией?
— Мне кажется, все зависит от склада характера. Конечно, когда я говорю, что строю коттеджный поселок в Рощине, все удивляются. Думаю, даже не столько из-за пола, сколько из-за возраста. Ведь согласно стереотипу директор строительной компании — это уверенный в себе, даже жесткий мужчина 45+, требовательный и суровый прагматик со сталью в голосе и взгляде. Ему же приходится командовать рабочими, техниками, мужским коллективом, используя русский матерный. В этом есть доля правды: техникам или рабочим старой закалки бывает психологически сложно подчиняться руководительнице. Тем более в такой сфере, как строительство.
А я рву шаблоны и разрушаю стереотипы. Многие переспрашивают: вы же, наверное, не одна, а с партнерами поселок строите? Мне очень нравится наблюдать, как быстро люди преодолевают удивление и отказываются от привычных паттернов. К счастью, с предубеждением женщины-руководители сталкиваются намного реже, чем тридцать или сорок лет назад. Мэри Уэллс в 1970-х в США знали все именно потому, что она была первой — и единственной — женщиной, руководившей публичной корпорацией, акции которой торговались на бирже. Сегодня таких примеров значительно больше, в том числе и в России.
Воля, конечно, важное качество для руководителя, и знания в выбранной сфере бизнеса полезны. У меня есть опыт строительства домов из клееного бруса. Когда начали строить поселок, я разобралась, как устроен дренаж, какие этапы включает подготовка территории, как работает насосная станция, изучила нормативы освещения улиц. Но не это главное! Я знакома с девушкой, молодой и с виду хрупкой, которая владеет компанией, успешно реализующей масштабные проекты апарт-комплексов в Сочи. Она меня убедила, что для успеха нет необходимости досконально разбираться в инженерном оборудовании и строительных нормах. Важно «видеть», что будет хорошо продаваться в выбранной локации и организовать грамотную техслужбу из профи, разбирающихся в технических вопросах.
Главная компетенция директора компании — умение собрать команду профессионалов и правильно выстроить их взаимодействие. Если ты умеешь договариваться с людьми, слушать их, находить и привлекать в компанию классных спецов, то неважно, в какой сфере ты занимаешься бизнесом, сколько тебе лет и прочее.
Любой бизнес — это прежде всего люди, а в строительстве проблема с кадрами всегда была весьма острой. Для меня, как оказалось, из четырех функций менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) самой сложной оказался контроль. Было непросто осознать, что сотрудник может не выполнить порученную работу и его надо проверять.
Есть также определенное противоречие при совмещении ролей собственника компании и управляющего. Кроме строительства коттеджного поселка «Еловая усадьба», я веду и другие бизнесы, есть планы по освоению новых направлений. И вижу, что стратегическое планирование тонет в рутине «операционки». Поэтому сейчас ищу специалиста на должность исполнительного директора.
Хочется освободиться для решения стратегических вопросов. И больше времени проводить с дочкой.
— Считаете ли вы, что есть сугубо женские и сугубо мужские профессии?
— Кроме работы, связанной с «неженской» физической нагрузкой, которая повредит здоровью и будущему материнству, ограничений все меньше, как и предубеждений.
— Можно ли сказать, что женщина обязательно привносит что-то особенное в строительный проект?
— Думаю, женщины рождаются с чувством прекрасного. И женская рука в поселке сразу видна — по вниманию и даже любви к деталям. Недаром лучшие декораторы — женщины.
Когда мы работали над концепцией «Еловой усадьбы», у меня уже был опыт мамы, гулявшей с коляской по мало освещенным, с плохим дорожным покрытием улицам поселка. И я знала, что в вопросах комфорта и безопасности нет мелочей. Ширина дороги, тротуар, удобный для мамы с коляской и малыша на роликах, скейте или велосипеде, расстояние между уличными фонарями — все это важно. Выбору дизайна этих фонарей я посвятила много времени, и нисколько не жалею. Они не отвлекают от красивого вида лесного ландшафта и деликатно подчеркивают высокий класс поселка и заботу его создателей об эстетике.
Думаю, в плане рентабельности и скорости оборачиваемости вложений мужчина многое сделал бы иначе, отказался бы от полосы газона между тротуаром и границами участков. А я хотела сохранить ощущение простора, понимая, конечно, что жертвую «продаваемой площадью».
— Вы знали, что станете бизнес-леди?
— Я была очень активным ребенком, занималась в театральной студии, теннисом и единоборствами, пела в хоре Казанского собора, все школьные годы читала стихи на городских конкурсах… Даже хотела поступать в театральный институт, но родители отговорили, убедив получить экономическое образование. Это был правильный выбор, он помог мне в жизни, хотя в СПбГУ выдающимися успехами я не отличилась. Мое второе высшее образование — по менеджменту. И, если честно, хотела доказать себе, что могу получить красный диплом. И я его получила.
Всегда была очень деятельной и энергичной, всегда хотела расти, развиваться, общаться с людьми, добиваться поставленных целей. У меня сейчас огромный круг знакомых из самых разных сфер, веду в соцсети свой блог, для которого снимаю reels, короткие видео о психологии — это еще одно серьезное увлечение. Представить себя домохозяйкой до сих пор не могу. Возможно, когда почувствую, что энергии стало меньше, у меня появится желание попробовать себя в этой роли. Я все-таки скорее консерватор, мне близко традиционное распределение ролей в семье, когда мужчина ведущий, а женщина — за мужем.
К счастью, сегодня женщины более свободны в выборе жизненной стратегии, главное, чтобы работа не отнимала все силы, а наполняла энергией.
— Ваша дочка похожа на вас? Каким вы видите ее будущее?
— Активностью и неуемной энергией похожа. Поэтому спорт для нас обязателен. Он нужен каждому человеку, поскольку и развивает, и дисциплинирует. А секции мы выбирали по ее наклонностям и характеру. Дочка очень гибкая — поэтому акробатика. В свои шесть лет она уже три года настоящий роллер, успешно осваивает рампы и трамплины в роллер-парке. Любит рисовать и может с полной концентрацией долго отдаваться этому занятию. Поэтому художественная школа.
Считаю, что у ребенка должен быть выбор, даже из двух-трех вариантов, предложенных родителями, но выбирает пусть сам! Надеюсь, что навык делать выбор поможет моей дочери принимать правильные для нее, а не для родителей, решения в жизни.