Обычно к дорожкам предъявляют такие требования, как долговечность, функциональность, приемлемая цена и, наконец, красота и гармония сочетания с домом и садом. Именно они являются определяющими при выборе типа мощения - будет это какая-то тротуарная плитка или натуральные материалы (камень, гравий, дерево).
Наибольшее распространение сегодня получила тротуарная плитка. И это легко объяснимо: большое разнообразие видов дает возможность подобрать ее для любого сада. Благодаря пористой структуре плитки на ее поверхности не образуются лужи, поскольку вода уходит в подложку, не оказывая разрушительного действия. Ну а при необходимости проведения ремонтных работ плитку можно легко разобрать и затем уложить снова, причем в любое время года. Поэтому и служит тротуарная плитка не менее 25 лет. Об устройстве дорожек из тротуарной плитки и пойдет речь.
С чего начинаются дорожки?
Бытует мнение, что дорожки нужно сначала протоптать и только потом мостить. Это верно для обжитых участков. Но только отчасти, и вот почему: дорожки - это не садовая мебель, которую всегда можно передвинуть, их устройство - достаточно трудоемко и дорогостояще. Поэтому, чтобы не сомневаться, что намеченные магистрали полностью удовлетворят потребности хозяина сада, все-таки лучше сначала "протоптать" их на бумаге. Так можно не только сделать дорожки более функциональными, но и представить, как они изменят облик вашего сада. Продуманный "бумажный" вариант поможет избежать необдуманных вариантов и дальнейших переделок. К тому же предварительное детальное планирование позволит найти гармоничное решение в одном ключе для дома и окружающей территории и рационально использовать пространство под дорожками - ведь под плиткой можно проложить дренажные, водопроводные, осветительные и другие коммуникации.
При планировании дорожек понадобится топографический план, так как их предстоит привязать к рельефу участка и постройкам. Для этого необходимо снять размеры участка и сделать геодезическую съемку. Затем архитектору и заказчику нужно ответить на несколько вопросов. Сколько дорожек нужно на участке, какие уголки в саду наиболее часто посещаемы, какие дорожки будут использоваться постоянно, а какие сезонно - например, только летом? Нужна ли площадка для машин перед гаражом, или можно ограничится въездом обычной ширины?
Следует отметить, что ширину садовых дорожек определяет не только функция, но и стиль, в котором обустроено пространство вокруг дома. Так, дорожка в классическом английском саду должна быть достаточно широкой, в саду же естественного или деревенского типа уместнее смотрятся узкие тропинки. Для садов в восточном стиле характерны петляющие дорожки, образующие ассиметричный рисунок. Прямые "стежки" с поворотами под углом хорошо впишутся в современный дизайн, а извилистые создают мягкий, дышащий свободой ландшафт.
Чем мостить?
Мощение дорожек может быть выполнено самыми разнообразными материалами, и к их выбору следует подойти с большим вниманием. Самый распространенный вариант - мощение тротуарной плиткой. Форма плитки во многом определяет особенности ее укладки. Так, плитка "катушка" может быть уложена только с минимальным швом и на дорожке строгой геометрической формы. Зато "брусчатка" и "квадрат" позволяют, увеличивая или уменьшая ширину швов между плитками, мостить круги, полуокружности и волнообразно изогнутые дорожки.
Поскольку мостить дорожки обычно начинают от дома, при выборе форм и цвета тротуарной плитки следует учесть стиль и отделку дома и, конечно, сада. Вычурному регулярному саду "к лицу" цветная фигурная плитка, а природному - серая, простых форм, имитирующая натуральный камень. Часто дорожки имеют сложную конфигурацию, с окружностями и овалами. Выполнить такое мощение, не разрезая плитку, довольно сложно. В этом случае выгодно смотрится сочетание плитки различных видов. Кроме того, при использовании разностильной плитки дорожка будет выглядеть оригинально.
Результаты проектирования дорожек оформляются в виде чертежей и технологических схем. На плане также изображены высотные отметки. Это важно для обеспечения стоков дождевых и талых вод. Кроме того, к плану прилагаются список и количество необходимых материалов и краткая технология устройства. При расчете надо иметь в виду, что даже в партии первосортной плитки может быть бракованный материал. Какая-то часть плитки непременно пойдет в отходы при подрезке. Сколько будет отходов - зависит не только от формы и размеров облицовываемой поверхности, но и от способа укладки (например, при диагональной укладке отходов больше, чем при параллельной). Таким образом, общая площадь заказываемой плитки должна быть в среднем на 7-10% больше, чем площадь облицовываемой поверхности. Расчет нужно производить весьма тщательно - ведь докупить точно такую же плитку нередко весьма проблематично, поскольку продукция каждой партии отличается по тону от остальных.
Серьезные основания
Первый этап работ по укладке плитки - разметка дорожки и площадок согласно разработанному плану. После того как разметка завершена, необходимо пройтись по будущей дорожке, чтобы проверить, удобно ли ею пользоваться, и при необходимости подкорректировать ее расположение и размеры. На этой стадии работы это вполне допустимо. Тротуарная плитка (а тем более натуральный камень) - прочный материал. Но как долго прослужит дорожка, зависит от технологии устройства и качества проведения работ. Можно экономить на плитке, но не на основании.
Прокладка дорожек начинается с устройства их основания. Какой бы материал ни использовался для мощения дорожек, он не должен "плавать" у вас под ногами. Иными словами, потребуется прочное основание, которое не позволит дорожке или площадке "просесть" и обеспечит мощению долгую жизнь. Независимо от того, на что укладывается плитка - на сухую смесь, раствор или песок, - основанием служит подушка из щебня и песка. Для усиления основания в отдельных случаях устраивается бетонная стяжка на песчано-гравийной подушке. Такой "тротуарчик", по сути, представляет собой "сэндвич": в самом низу песок - 10 -15 см, затем щебень - 12-15 см, в необходимых случаях укладывается геотекстиль, делающий основание более прочным, далее - монтажный слой сухой песко-цементной смеси и только потом - собственно тротуарная плитка. После окончания укладки и трамбовки плитка засыпается песком, который должен заполнить швы при прометании. Лишний песок следует смести и полить поверхность водой. Прежде чем пользоваться дорожкой, следует выждать пару дней.
Для площадок, которые будут испытывать повышенную нагрузку (например, стоянки для машин), делается бетонное основание. Для того чтобы уложить на него плитку, применяется цементный раствор (толщиной около 2 см). За один прием укладка ведется на площади не более половины квадратного метра. Уложив плитку, следует проверить ровность полученной поверхности и поправить какие-то фрагменты, если потребуется. Раствор схватится за нескольких часов, но ходить по такой дорожке можно не раньше, чем через три дня.