Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Интерьер в игре фактуры

Декор / 01.08.2004

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
[email protected]

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Яркая отличительная черта современного дизайна - точность и сложность форм, интеграция мебели и элементов отделки, торжество света и цвета. в профессионально разработанных интерьерах все чаще применяется натуральный и искусственный камень, венецианская или гранулированная декоративная штукатурка.

Камень используется в строительстве с незапамятных времен, из него складывали стены, башни, колонны, полы, лестницы. Затем люди заменили камень кирпичом, придумали бетон. Добавили арматурный каркас и металлические балки, так что все нагрузки несет теперь костяк, спрятанный в глубине здания. Стены и перегородки не выполняют больше несущую функцию, они изолируют жилище от погодных воздействий, обеспечивают звукоизоляцию, комфорт и безопасность. И вот теперь, когда стены превратились в декорацию, когда краски, панели и обои способны придать стенам практически любой рисунок, камень вернулся. Со всей своей грубой зримостью, шершавыми сколами и естественной фактурой. Камень завораживает своей неповторимостью: чем дольше вглядываешься в его замысловатый узор, тем труднее оторваться.

Натуральный камень

Число разновидностей природного камня очень велико, насчитывают более 8000 его разновидностей. Чаще других в строительстве используют мрамор, гранит, лабрадорит, сланец, песчаник и известняк. Естественно, прежде всего камень находит применение в отделке фасадов, в создании архитектурных форм и элементов, но и для внутренней отделки он очень хорош. В зависимости от подобранных цветов, «каменный» интерьер может быть теплым или холодным, темным или светлым, массивным или воздушным, роскошным или скромным. Разумно и эстетично выглядят первозданно-грубые фактуры камня на портале камина, в арочном обрамлении. А вот «перетасовка» прямоугольных камней разных пропорций и размеров на плоскости одной стены - настоящее искусство, сродни лучшим образцам абстрактной живописи. Вставки из камня выразительно контрастируют с полированными гранями примыкающих к ним стеклянных полок и отделанной венецианской штукатуркой стеной. Вот некоторые примеры использования натурального камня для внутренней отделки:

- камин классического стиля, облицованный шлифованным желтым песчаником;

- участок пола, выложенный мозаикой из искусственно состаренного мрамора;

- перегородка, облицованная камнем угловатых форм и оплетенная домашними растениями, в гостиной, зимнем саду или лоджии;

- облицовка пола, стен и лицевой поверхности кухонной стойки натуральным сланцем;

- лестница с облицовкой из полированного гранита;

- отделка ванной комнаты в римских традициях - мрамор и мозаика;

- стол из состаренного травертина, вазы и скульптуры в нишах стены;

- нарядный и воздушный интерьер античных залов - белые колонны, огромные окна и светлый мраморный пол.

Для домашних интерьеров особенно хорош мрамор. Благодаря невысокой твердости этот камень великолепно полируется и дает мягкий, идущий из глубины блеск. В лучах света, проникающего в глубь камня, мрамор словно оживает, играет розовыми, желтыми, серыми, голубыми, зеленоватыми, красноватыми, коричневыми тонами, поражает глубиной черного, а также всевозможными цветовыми сочетаниями. В цветном мраморе обычно много прожилок (так называемых «каменных вен»), которые представляют собой трещины, заполненные природными примесями. На срезах мраморов «Jura», «Rosso Verona» или «Fossile Marrone» внимательный глаз различит силуэты древних моллюсков, окаменевших водорослей, кораллов, ракушек. Некоторые сорта с включениями кварца и пирита сверкают хрустальными и золотыми искрами.

Искусственный камень

Его история началась, когда в случайных отпечатках опалубки на бетоне были угаданы его без-граничные художественные возможности. Современные бетонные смеси способны воспроизводить любой тончайший рельеф, вплоть до отпечатков пальцев. Этому материалу теперь придают разнообразную текстуру, одно-временно окрашивая его в самые невероятные цвета. И вот уже одни образцы имитируют серебристо-серые валуны, какие встречаются в альпийских ручьях; другие воссоздают поверхность пористых древневосточных известняков, желто-серых, как филистимлянские пески; третьи - похожи на гладкие булыжники Константинополя, отшлифованные подошвами и подковами. А вот непри-ступный звонкий базальт: трещины, выбоины - стена словно высечена из монолита скалы.

По составу искусственный камень - легкий бетон, приготовленный из высококачественного портландцемента марок 400-500, кварцевого песка, легкого наполнителя и специальных добавок. У разных изготовителей свои секреты и рецепты. Подготовленную, тщательно перемешанную смесь заливают в формы и уплотняют при помощи вибрации; при этом мелкие частицы опускаются вниз, так что поверхностный слой будущего камня оказывается плотнее и прочнее, чем внутренний. Резиновая отливочная форма выполнена по образцу плитки из натурального камня заданной фактуры. Чтобы глаз не замечал повторения рисунка на разных камнях, изготовители используют целый комплект форм - до 15 штук.

Хотя искусственный камень едва ли когда-нибудь полностью вытеснит природный, у него немало достоинств. Внешне он неотличим от натурального, и ему можно придать любые цвета и оттенки, в том числе самые редкие или даже вовсе не встречающиеся в природе. В отличие от природного, он никогда не дает радиоактивного фона. Задняя и боковые поверхности плитки искусственного камня имеют правильную форму и не требуют подгонки. Укладка их не намного сложней укладки керамической плитки. По весу искусственный камень может быть в три-четыре раза легче своего природного прототипа.

Сегодня искусственный камень - это экологически безопасный, удобный и экономичный материал, который гармонично вписывается в любое пространство. Для внутренних работ можно использовать любую из более чем 50 его разновидностей: под речную гальку, под кварцевые пласты, под песчаник, под известняк, под булыжник и т. п. Постоянным спросом пользуется имитация старой кирпичной кладки в не-скольких цветовых вариантах, а также узких каменных пластов, уложенных слоями.

Штукатурка фактурная и гранулят

Еще в стародавние времена строителей перестала устраивать «голая» каменная или кирпичная кладка. Использовать для выравнивания стен раствор, подобный кладочному, - это первая и вполне естественная идея. Однако ровная стена хорошо, а поверхность заданной декоративной фактуры и цвета - еще лучше. Поколения строителей придумывали свои приемы. Штукатурку начали обрабатывать - обстукивать зубилом или специальным молотком «под шубу», «штриховкой», «под дюны». Еще один интересный способ из старого штукатурного руководства - выстучать стену со свеженанесенной штукатуркой штампом, изготовленным из гладкой доски с рисунком, со-гнутым из толстой проволоки. Чтобы сделать скучную кирпичную стену романтичнее, строители вырубали по штукатурке рисунок грубой каменной кладки. Однако в последнее время самым перспективным и широко распространенным методом декорирования штукатурки стало использование составов с каменной крошкой.

Сегодня едва ли не в каждом специализированном магазине можно найти широкий ассортимент подобных составов, в большинстве своем - импортных. Выбирая товар, впору растеряться от представленных производителей и изобилия типов предлагаемой ими продукции. Штукатурки с цветной каменной крошкой называют по-разному: «гранулят», «каменный пластер», «цветная декоративная штукатурка под камень», «мозаичная штукатурка», «путц» (и все производные от этого немецкого слова) и т. п. Краткости ради достаточно использовать термин «гранулят», вполне отражающий тип материала.

По составу грануляты представляют собой смесь акрилового связующего с наполнителем - мраморными гранулами, гранитной или кварцевой крошкой. Для большей декоративности иногда используется смесь зерен не-скольких цветов, как натуральных, так и подкрашенных красителем. По размеру гранул штукатурки подразделяются на крупнофактурные - 3-5 мм, среднефактурные - 1,5-2,5 мм, мелкофактурные - 0,5-1 мм, тонкофактурные - менее 0,5 мм. Гранулам придают округлую форму, чтобы их острые грани не «царапались».

Покрытие гранулятом очень прочно, стойко и долговечно. Такой набор характеристик даже обеспечил этой отделке имидж офисного материала. Но ее можно использовать и дома, на небольших поверхностях или для акцентирования отдельных фрагментов интерьера: проемов, ниш, выступов, арок, коробов, стоек и т. п. Скажем, на кухне гранулят практичнее, чем обои, поскольку легче очищается от грязи и не впитывает запахи. Кроме отделки одноцветных поверхностей грануляты можно использовать для создания орнаментов, рисунков и целых художественных панно, причем не только «плоских», но и «объемных» - многослойных. При создании подобного панно контуры элемента рисунка проклеивают малярным скотчем, наносят слой гранулята, дают ему высохнуть и выклеивают элементы следующего цвета. Нанесение нескольких слоев на элементы (с небольшим отступом каждого по-следующего слоя от внешних границ предшествующего) позволяет сделать их объемными и придать квартире необычный колорит.

Венецианская штукатурка

Была ли она первые разработана в средневековой Венеции или в Древнем Риме, в точности неизвестно, однако технология дошла до наших дней практически в первоначальном виде. Главный компонент - каменная пыль (мраморная, гранитная, кварцевая, известковая или малахитовая). Чем мельче ее помол, тем тоньше рисунок. Чем он крупнее, тем ближе к фактуре тесаного камня. Второй компонент - связующее вещество, традиционно это гашеная известь; теперь обязательно добавляют акриловое связующее. Третий ингредиент - пигменты.

Технология заключается в нанесении нескольких тончайших, полупрозрачных переливающихся слоев, создающих иллюзию глубины рисунка, напоминающего полированный мрамор. Чем больше слоев, тем заметнее «свечение» штукатурки. Оптический эффект возникает в результате отражения световых лучей в зависимости от угла падения на разной глубине покрытия. Каждый слой заглаживается вручную шпателем, теркой, полутерком до получения совершенно ровной, гладкой и глянцевой поверхности. Мастеру приходится тратить до часа на обработку одного квадратного метра, прикладывая такие усилия, что инструмент и стена нагреваются.

Классическая венецианская штукатурка - дорогое удовольствие. Стоимость работы высока - 20 долл. за «квадрат» поверхности или 200-400 долл. за «квадрат» фресковой росписи), стоимость материалов - 5-10 долл. за квадратный метр. Альтернатива - использование современных имитаций венецианской штукатурки. Это, как правило, покрытия на акриловой и дисперсионной основе.

В избранном В избранное
1986
Предложения