Чем шире участок, крупнее дом, чем больше хозяйственных построек - тем разветвленнее внутренняя дорожная сеть, и тем профессиональнее должна решаться эта проблема. Первым делом устраивается главный подъезд к дому. Парадный фасад, входная лестница требуют своего ландшафтного продолжения - возможности лихо и изящно подрулить к самым ступеням или встретить у входа уважаемых гостей.
Конструктивно автомобильный проезд на участке обладает одновременно чертами автотрассы и садовой дорожки. Первое - очевидно, поскольку именно для движения автомобильного транспорта он и предназначен. Однако, в отличие от обычных дорог, на автомагистрали участка:
- скорее всего, будут ездить только легковые автомашины - никаких тяжелых грузовиков, соответственно, меньше расчетные нагрузки. Кроме того, скорость движения будет минимальна, значит - нет вибраций, ударов и тех же нагрузок;
- обеспечивается тщательный уход - от снега расчищать будут лопатой или маленьким снегоуборщиком, но никак не бульдозером или иным грубым механизмом;
- требуется высокий эстетический уровень оформления. Все должно быть «на уровне» - выверенные кривые, обрамление обочин, декоративное покрытие, система освещения, ворота и ландшафтные аксессуары. Используемая система ливневых водостоков конструктивно должна отвечать стилю коттеджа, а не рядовой автотрассы;
- допустимо применение особых материалов для мощения - тротуарной плитки, натурального камня, брусчатки, декоративного бетона и керамики;
- возможно применение современных конструктивных элементов, таких, например, как система подогрева (чтобы не заботиться о защите от снега).
Достаточные основания
Основа дороги - насыпь или грунт, непосредственно лежащий под покрытием. В районе Петербурга нет дефицита ни прочного качественного щебня, ни песка. Однако, вероятнее всего, завозить их на участок все же придется - грунт у нас, как правило, не подарок: слабые, болотистые почвы или мелкие пески не способны выдерживать большие нагрузки. Выравнивание и уплотнение не представит большой проблемы, поскольку существует необходимое оборудование, как для масштабных дорожных работ, так и для устройства небольшого тротуара.
Если ожидаются повышенные транспортные нагрузки, в подстилающий слой добавляют цемент или известь. Под крышами или навесами основание обычно остается сухим и рыхлым, поэтому брусчатку или плитку в этих местах укладывают в сухой раствор и щебеночную смесь, а затем все промежутки между камнями заполняют песком.
Если знаешь, где упадешь, - подстели геосинтетик
Беда любой автодороги - постепенное разрушение под действием природных факторов и веса машин. Суровый российский климат усугубляет эти проблемы многократно: летняя жара плавит гудрон, зимой насыпи глубоко промерзают, в межсезонье бесконечные циклы замораживания-размораживания вызывают быстрый рост трещин в камне, бетоне и асфальте. А уж под Петербургом, который известен сырой, дождливой погодой, положение и того хуже - с годами растрескивается финишное покрытие, появляются и быстро растут ухабы, дождевая вода размывает склоны насыпи. Не то что ехать, смотреть на дорогу страшно! Разве рядом с коттеджем такое допустимо?
Чтобы обеспечить дорогам прочность и долговечность, строители тщательно трамбуют грунт. Иногда даже приходится снимать бульдозером слабое основание и засыпать новое - из песка и гравия. Устойчивость полотну придают широкие и пологие песчаные насыпи. Существенно расширило возможности дорожных строителей появление в 70-е годы нового класса дорожных материалов - геосинтетических сеток, матов и тканей. Столь же эффективно их можно использовать и на дачном участке.
Самые распространенные геосинтетические материалы - нетканые полотна для укрепления слабых грунтов. По традиционной технологии, если дорога укладывается по глине, торфяным или увлажненным грунтам, со временем неизбежно образуются колеи либо щебень вообще «тонет» в мягкой подоснове. Использование разделяющей геотекстильной прослойки обуславливает высокую жесткость и долговечность насыпи, препятствует вымыванию песка, уменьшает разрушение дороги под действием мороза. Тоже относится к укладке тротуарной плитки без бетонной стяжки. Среди распространенных в Петербурге марок геотекстиля «Тайпар», «Дорнит», «Стабиленка», «Геоком» и другие.
Излишнее увлажнение почвы - обычное дело для нашего региона. Традиционный способ дренажа - канавы, однако края их быстро заваливаются, а намытый песок заполняет дно и перекрывает путь воде. Да и перерытый участок выглядит не слишком эстетично. Канаву можно заполнить гравием или керамзитом - такая система более эффективна, но засыпка быстро заиливается мелкими частицами. Долговечность дренажа обеспечивает геотекстильное полотно, которым выстилают канаву, укладывая его на засыпку внахлест. В другом варианте для дренажа используют перфорированные пластиковые трубы. От мелких частиц трубы защищает фильтрационный геотекстиль, которым они обертываются еще при изготовлении.
Окончательное покрытие
Самым популярным покрытием для тротуаров и дорог на участках становится у нас мелкоштучная бетонная плитка, которую в городе выпускают более десятка предприятий. У каждого выезда из города развернут пункт продажи, а на щите выложены образцы разных форм, цветов и размеров. И с каждым годом ассортимент увеличивается. Появилась плитка не только серого и красного, но и зеленого, желтого, насыщенного черного и других цветов. Варианты укладки можно часто встретить в центре города: строгие и стильные классические квадратные плитки под брусчатку, прямоугольные «кирпичи», выложенные «елочкой», как паркет, собранные плотно «в замок» плитки «катушка» и «UNI».
Эстетичное и одновременно мощное покрытие дороги можно устроить с применением прессованного (печатного) бетона. С помощью этой технологии форму и цвет покрытия из натурального камня приобретает бетонная стяжка, изготовленная с использованием повышающих прочность модификаторов и синтетического волокна (микрофибрина). Работа эта непростая и выполняется только профессионалами, имеющими необходимое оборудование и материалы. В процессе изготовления покрытия поверхность только что залитого бетона посыпают красителем, отвердителем и специальными добавками, придающими цвет и гарантирующими долговечность. Примерно через четыре-пять часов бетон обрабатывают штампами соответствующих размеров, форм и конфигураций, и получается поверхность «под кирпич», под брусчатку», «под камень» и т. п. Через пару дней «набравший» некоторую прочность бетон покрывают защитными акриловыми составами, предотвращая высолы и придавая покрытию в соответствии с пожеланиями заказчика блеск либо матовость.
Обычный асфальт в представлении не нуждается. А вот встречали ли вы цветной асфальт? Над созданием такого чуда поработали во многих странах. Фирма «Shell» (США) разработала синтетические битумы, которые можно окрашивать. Французская фирма «Colas» создала специальную установку для производства асфальтобетона различных цветов: бежевого, красного, зеленого. Новинку стали применять при дорожных работах.
Цветное покрытие позволяет легче ориентироваться в портах и тоннелях, на аэродромах и многоуровневых авторазвязках, на территории автозаправок. Наконец, это просто красиво. Чтобы увидеть, как выглядит такое покрытие, теперь даже не обязательно ехать за границу. Новую технологию использовала компания «ЭнСиСИ Индустрии» при укладке асфальта на территории музея-заповедника «Царское Село». Подбирая оттенки, строители остановились на красном, идеально сочетающемся с цветовой гаммой Екатерининского дворца. Вообще, асфальтовое покрытие может быть разных цветов - от белого до темно-зеленого, и разной степени блеска или матовое.