Говорили, впрочем, не столько о новых проектах, сколько о насущных проблемах специалистов по ландшафту. Одна из таких серьезных проблем заключается в разобщенности профессионалов в этой сфере загородного рынка. Поэтому магистральной темой обсуждения стала возможность создания в ближайшем будущем отраслевой ассоциации ландшафтных дизайнеров. Одним из инициаторов этого начинания выступил хорошо известный в среде профессионалов Юрий Скибин, генеральный директор компании «Спецпаркдизайн». Его поддержал генеральный директор компании «РФН-ландшафт» Михаил Дроздов, напомнив при этом, что коллективные действия возможны не только на городском рынке, но в первую очередь на рынке Ленинградской области. В частности, в ближайшее время предстоит обустроить огромные территории в Усть-Луге, где, как известно, построен новый порт и строится город с двадцатитысячным населением. Работы там столько, что ни одна отдельная компания с ней не справится, требуется, опять же, кооперация и организация совместной деятельности.
Наверное, впервые за время проведения таких «круглых столов» обсуждалась тема подготовки специальных кадров для ухода за ландшафтом. Ранее собиравшихся волновали преимущественно вопросы исполнения ландшафтных работ, что же касалось обслуживания, то компании брали его на себя (причем за большие деньги!). Однако теперь сил и возможностей профессиональных компаний стало попросту не хватать, а тогда, естественно, появляются специализированные структуры, такие, как курсы по подготовке садовников «Бельтайн». Представлявшая их Марина Сказка выступила с сообщением.
Как показывает статистика, потребность в профессиональных садовниках в загородном секторе очень высока, она исчисляется сотнями вакансий. Рынок развивается так, что скоро садовники будут выбирать себе хозяев, а не наоборот. Это подтвердила реакция профессиональных ландшафтных дизайнеров. Занимающиеся ландшафтами компании заинтересованы в росте этих специалистов, они не хотят, чтобы уже оформленные участки приходили в упадок и запустение из-за некачественного ухода.
О других тенденциях, отмеченных еще на осеннем «круглом столе», собравшимся напомнил ведущий – главный редактор журнала «Загородное обозрение» Филипп Урбан. Среди них постепенная демократизация сферы ландшафтного дизайна, который наконец-то перестает быть исключительно игрушкой для богатых. Все шире развивается рынок консалтинговых услуг, а не только непосредственное исполнение работ. Наметилась также тенденция ухода от экзотики к традиционным для России ландшафтам, растениям, культурам.
Впрочем, эта тенденция вовсе не однозначна, как выяснилось после выступления Наталии Заводяной из компании «Гармония сада», название которой вполне отвечает понятию «гармония», поскольку специалистам по ландшафту приходится выполнять более чем замысловатые заказы, пытаясь «гармонизировать» довольно противоречивые требования. Приложив большие усилия, все-таки удается сочетать, казалось бы, несочетаемые элементы ландшафта. И при этом обеспечивается выживание не только приспособленных к нашим условиям пород деревьев и кустарников, но и растений, ареал распространения которых значительно южнее нашего региона.
Как выяснилось по ходу обсуждения, нет пока даже внятной терминологии, которая позволила бы различать экзотические элементы ландшафта и традиционные. Сергей Ханевский из компании «Русские газоны» по этом поводу заявил, что тот же дуб черешчатый, завезенный в наши края Петром Первым, в свое время воспринимался как экзотика. Теперь же, приспособившись к новым условиям и став более коренастым и ветвистым в сравнении со своими южными собратьями, он превратился в обычный элемент растительного пейзажа Северо-Запада. То же самое касается липы – она в нашем регионе также высаживается в основном искусственно, а в лесах практически не встречается. То есть и ее можно отнести к разряду экзотических культур. Если следовать этой логике, то подавляющее большинство из того, что мы видим на садовых участках, представляет собой не характерные для 60-й параллели породы и сорта. Но за такими растениями ухаживают, помогая им успешно произрастать в «неродном» климате.
Вместе с тем можно сказать, что часть клиентов сознательно делают акцент на культивировании растений нашего климатического пояса. Про можжевельник не будем говорить – он высаживается уже на многих участках, теперь же начали поступать запросы устроить на участке черничник или делянку с клюквой. Как ни странно, английским газоном сейчас мало кого удивишь, а вот собственной крупной и сочной клюквой – можно. Андрей Кочнев из компании «Ниагара» добавил к этому факт, почерпнутый из общения с новозеландскими коллегами. Они утверждают, что у них в стране главные усилия направлены на сохранение и культивирование того, что дает природа. То же самое происходит и в Голландии, и в Израиле. И России имеет смысл присмотреться к этому опыту, а не гнаться за сомнительной зарубежной модой, как нередко бывает.
Как всегда, на «круглом столе» присутствовали представители компаний, которые не занимаются непосредственно ландшафтным дизайном, но выпускают продукцию, востребованную ландшафтными фирмами, например плитку, которой мостят дорожки и дворы на загородных участках, или системы автоматического полива – компактные, удобные в применении и управляемые даже дистанционно.
Уже стало хорошей традицией устраивать «круглые столы» специалистов по ландшафту весной и осенью – в начале и в конце сезона. Однако в этом году будет еще одна, внеплановая, встреча редакции нашего журнала и ландшафтных дизайнеров, намеченная на начало мая. Встреча приурочена к Международной выставке «Садово-парковый дизайн: город и цветы», где «Загородное обозрение» выступает в роли информационного спонсора. Повод для встречи приятный: объявление победителей конкурса реализованных проектов в сфере ландшафтного дизайна, открытого редакцией журнала прошлым летом. Редакция не торопилась с подведением итогов, ожидая заявок от всех серьезных ландшафтных фирм, чтобы конкурс стал представительным. И сейчас настает пора назвать победителей. Будут присуждены премии за три первых места, а остальные участники конкурса получат дипломы, которые затем смогут предъявлять клиентам. Кроме того, прозвучал призыв к ландшафтным дизайнерам не замыкаться в узкопрофессиональных рамках, а стать своего рода миссионерами, которые прививали бы земле- и домовладельцам хороший вкус и воспитывали грамотное отношение к обустройству окружающей среды.
Ну и, конечно же, журнал «Загородное обозрение» не будет стоять в стороне от реализации идеи создания отраслевой ассоциации ландшафтных дизайнеров. Журнал может служить общей информационной площадкой, способствуя консолидации усилий профессионалов.