– Первый вопрос – о том, как все начиналось…

– Начиналось все в 1998 году, осенью, как раз после дефолта.

В то время состоятельные люди стали считать деньги и почти перестали тратить их на такие излишества, как обустройство ландшафта. Однако мы нашли заказчика, который в то не самое благоприятное время решил с нашей помощью благоустроить свой участок. Уже тогда мы приняли в качестве основного принципа работы постулат: «Клиент должен быть доволен». И наш клиент оказался доволен, он оценил, что мы не гонимся в первую очередь за легкими деньгами, а стараемся делать свое дело так, чтобы человеку понравилось.

– После этого развитие пошло по восходящей линии?

– Примерно до 2002 года развитие шло довольно стремительно, в то время мы набирали силы как профессиональная ландшафтная компания. Потом мы достигли определенного уровня, и сейчас развиваемся более плавно. Нас интересует уже не столько объем услуг, сколько качество исполнения, уникальные эстетические задачи.

– Каков спектр услуг, которые оказывает своим клиентам «Спецпаркдизайн»?

– Спектр довольно широк, и в первую очередь это проектирование участка. Составление проекта – у нас отдельная услуга, мы показываем клиенту наше видение его участка, придумываем концепцию, детали. Далее клиент может с нами соглашаться и продолжать работу, а может решить, что лучше вложить деньги во что-то другое. Кроме того, мы занимаемся непосредственным обустройством ландшафта: посадкой растений, мощением, засеванием газонов, то есть всеми видами работ. Разве что отдельные специфические работы проводят наши субподрядчики. Ну, к примеру, мы заказываем на стороне некоторые малые архитектурные формы. Хотя случается, что и сами занимаемся их изготовлением. Так, недавно мы сделали по индивидуальном заказу бетонные кашпо, которые никто не мог нам предложить. Мы занимаемся и проектированием самих домов – в том случае, если их требуется вписать в конкретный ландшафт. Бывает так, что сложный ландшафт требует привязки объекта к местности, влияет на облик и планировку строения, и вот этим мы занимаемся профессионально.

– Какие принципы и подходы ставятся во главу угла в вашей компании?

– Наверное, это будет звучать нескромно, но мы стараемся, чтобы наши работы были лучшими в этом сегменте петербургского загородного рынка. Что при соответствующем старании вполне достижимо. Собственно говоря, надо просто не понижать планку требований, а главное – не выдавать чужие достижения за свои. Качество работ немалого числа ландшафтных компаний, увы, оставляет желать лучшего. И они в своем стремлении привлечь клиента иногда пользуются недобросовестными приемами, в частности демонстрируют на фотографиях не свои работы, а рекламный материал западных компаний. Между тем большинство реальных российских объектов разительно отличается от сделанных в Европе или Америке.

У нас зачастую нарушают самые элементарные правила, а еще пытаются решить очень сложные задачи, не умея делать это просто и со вкусом. В результате получается то, что получается, – неудача. Наша задача-минимум – добиться, чтобы наши объекты ничем не уступали западным аналогам. Еще один принцип работы – это постоянный контроль исполнения работ. Я лично часто осуществляю этот контроль, наблюдая за тем, как прораб и другие непосредственные исполнители работ их проводят. Если этого не делать, можно испортить самый лучший проект, самую замечательную идею.

– Чем ваша деятельность отличается от работы других ландшафтных фирм?

– Мы делаем особый акцент именно на дизайне и надеемся, что в этой части наши работы – лучшие в городе. У каждой компании своя специализация. Некоторые ландшафтные фирмы занимаются в основном импортом растительного материала, дизайн участков для них – дополнительное направление деятельности. А вот для нас это основное направление, и мы стараемся достичь здесь наивысших результатов. Мы предлагаем нашим клиентам гибкие и разнообразные дизайнерские решения, за это нас и ценят.

– Что вы делаете, когда вам требуются какие-то растения или газоны? Закупаете их на стороне?

– Вообще-то газоны мы предпочитаем засевать самостоятельно, и у нас это неплохо получается. Иногда мы можем закупить материал у коллег, например у компании «Русские газоны». Что же касается растений-крупномеров или кустарников, то сейчас есть возможность приобрести их у специализированных компаний, которые занимаются поставками на наш рынок.

– А как насчет новых идей? Предлагаете ли вы своим заказчикам что-то необычное, непривычное?

– Да, наша компания любит инновации, но это не самоцель. Мы выбираем и предлагаем то, что целесообразно и уже апробировано в других странах. В частности, это касается так называемых «зеленых крыш». В Европе уже немало крыш представляют собой по сути газоны или даже что-то более серьезное – композиции с деревьями, водоемами (такое, понятно, возможно сделать только на укрепленной плоской кровле). И хотя для нас «зеленая кровля» пока экзотика, уже есть первые заказы.

– Вы любите обустраивать ландшафты в северном стиле или предпочитаете экзотику?

– Надо сказать, что в каком-то смысле мы привязаны к тому ассортименту растений, который ввозится на наш рынок. Качественного отечественного растительного материала, к сожалению, на рынке совсем немного, он не производится в нужном количестве. И все-таки мы предпочитаем местную флору, хотим делать ландшафты именно в северном стиле, и, уверяю, это тоже может быть и стильно, и красиво. Мы любим бруснику, клюкву, багульник, рододендроны, в наших дизайнерских решениях присутствуют камень, вода, и с помощью этих средств мы создаем очень привлекательные ландшафтные композиции.

– А как вы общаетесь со своими клиентами? Идете у них на поводу или, напротив, навязываете им собственные решения?

– Практика показывает, что клиент иногда плохо представляет себе будущий ландшафт своего участка. Поэтому приходится показывать ему немало фотографий, эскизов, чтобы он остановился на чем-то конкретном. Как правило, на этапе первоначального плана и картинок клиент уже понимает идею, вносит какие-то свои предложения, усовершенствует проект, что вполне нормально: жить-то на участке ему и его семье. Но решения предлагаем мы, что тоже нормально. Все-таки мы специалисты, профессионалы, мы лучше разбираемся в этих вопросах. Да и плохого мы, конечно, не посоветуем, если учесть вышеназванный принцип: «Клиент должен быть доволен». Заказчику нужно иметь запас доверия к ландшафтной компании, которая обязана оправдать это доверие и сделать ландшафт, во-первых, красивым, во-вторых, качественным.

– Вы весьма активны на рынке индивидуального загородного домостроения. Есть какие-то другие направления, которые вы развиваете?

– Если говорить о наших заказчиках, то наибольшую их часть составляют состоятельные домовладельцы – хозяева индивидуальных коттеджей за городом. Но есть и другие работы, в том же Петербурге, например, мы обустраивали ландшафт возле гостиницы МПС. Вокруг кольцевой автодороги начали строиться мегацентры, они тоже нуждаются в ландшафтных работах, причем довольно масштабных. Мы в состоянии осуществить большие объемы работ, и такие заказы в последнее время появляются все чаще. Рынок требует выходить в эти области, хотя, конечно, в случае больших объемов преобладает другая специфика работ.

– Какой вам видится ситуация в вашем сегменте загородного рынка? Количество ландшафтных компаний увеличилось – не стало ли в связи с этим труднее работать?

– Количество компаний увеличилось, это правда, но и рынок за это время расширился. Поэтому нельзя сказать, что конкуренция обострилась и работать стало труднее. Опять же, с течением времени и наша репутация растет. Проблема здесь в том, что далеко не все компании в нашем сегменте рынка работают на должном уровне – многие, к сожалению, нормальным требованиям не соответствуют. Зато они при этом предлагают дешевые услуги, и некоторые заказчики на это покупаются. Между тем в нашей сфере деятельности дешевизна – третьестепенный фактор, главное – конечный результат. Можно потратить чуть меньше (но все равно немало!) и результата не достичь. А тогда получается, что деньги вообще выброшены на ветер.

– На последнем «круглом столе» в редакции «Загородного обозрения» обсуждался вопрос о создании ассоциации ландшафтных дизайнеров. Ваша компания ведет работу в этом направлении?

– Да, это одна из перспектив ближайшего будущего. Конечно же, надо создавать ассоциацию, в которую вошли бы профессиональные и ответственные ландшафтные компании.

А этим критериям, как уже говорилось, соответствуют не все участники рынка. Из примерно сотни ландшафтных фирм войти в ассоциацию реальные шансы имеют два-три десятка. При этом членство в ассоциации должно подтверждаться ежегодным мониторингом этих компаний, тогда станет возможен не только прием новых членов, но и исключение за некоторые неблаговидные и некорректные действия. То есть будет налажена нормальная деятельность, которая обеспечит сохранение уровня нашей работы и отсечет дилетантов и недобросовестных исполнителей.

– Это уже можно считать планами на будущее. Какие еще планы у вашей компании?

– В частности, сейчас мы боремся, если можно так сказать, за новый подход к обустройству ландшафта. В настоящее время хозяева коттеджей предпочитают обустраивать ландшафт на своем отдельном участке, после чего отгораживаются от остального мира высоченным забором и не обращают ни на кого внимания.

А ведь ландшафт – это не только личное, но и общее пространство, и обустраиваться он должен в контексте данной местности. Эту идеологию мы пытаемся пропагандировать и сделать понятной нашим заказчикам.