«РФН-ландшафт»
Михаил Дроздов, генеральный директор
1. Принципиальное отличие существует: в коттеджных поселках присутствуют единство стиля и наличие общественных зон (детских, спортивных, развлекательных). Основные клиенты – частные заказчики и застройщики. Частный заказчик мыслит более масштабно, как правило, он привлекает ландшафтников еще на нулевом цикле. Не исключаются варианты привлечения для озеленения, которое придает благоустроенному участку законченный вид. Примеры удачного сотрудничества – коттеджные поселки во Всеволожске, Токсове.
2. В последние годы революционных изменений в благоустройстве не наблюдается, а все зависит от фантазии и профессионализма ландшафтных архитекторов и дизайнеров. Заказчик уходит от помпезности ландшафтных работ и все больше придерживается естественного натурального ландшафта. Все чаще используются декоративные инертные материалы, с целью подчеркнуть красоту растений Северо-Западного региона. Увеличивается число клиентов, относящихся к благоустройству участка так же серьезно, как и к внутренней отделке, обустройству интерьера своего загородного дома.
3. Универсальный рецепт для хозяина загородного дома – обращаться к профессиональным ландшафтным фирмам, которые помогут избежать лишних работ и расходов. Ландшафтный проект позволит скорректировать желания заказчика с учетом современных технологий и тенденций, что приведет к желаемому результату.
«Деметра»
Татьяна Зиновьева, ландшафтный дизайнер
1. На сегодняшний день принципиальных различий мы не видим, здесь все зависит от пожеланий заказчика. На любом участке, независимо от того, где он находится, владелец может воплотить какой-нибудь очень сложный, даже изысканный проект, а может просто настелить газон и посадить кусты. Нам чаще доводится работать с застройщиками и девелоперами. Конечно, заказчики стараются мыслить более масштабно, но специалистов привлекают по большей части для решения локальных задач. Опять же, надо сказать, что коттеджные поселки бывают разные: элитные и более демократичные. В относительно небогатом поселке могут быть довольно скромные заказы на ландшафтный дизайн, а в клубном поселке – очень дорогостоящие заказы. Тут не все зависит от денежных средств – иногда у заказчика просто нет идей, то есть они формируются постепенно. Тогда и заказы поступают по мере оформления участка: в этом сезоне клиент хочет посадить кусты, в следующем ему хочется проложить дорожки и построить беседку и т. д.
2. Мы просматриваем сайты в Интернете, читаем журналы, каждый год ходим на специализированные выставки. Так же общаемся с коллегами, работающими в разных областях нашей специальности. Нередко бывает так, что встречаешь коллег и от них узнаешь что-то новое. Польза от общения с профессионалами всегда есть. Мы стараемся сравнивать себя с другими, посматриваем в сторону конкурентов и таким образом, как мы считаем, оцениваем свою работу довольно объективно. Следует отметить и роль журнала «Загородное обозрение» в этом процессе. В рубрике, посвященной ландшафтному дизайну, всегда можно найти что-то интересное. Так, совсем недавно я прочла статью о злаках на загородном участке. Мне злаки очень нравятся как элемент ландшафта, сад с их появлением всегда становится легким и воздушным.
3. Лучше всего обратиться в ландшафтную фирму до начала строительства дома. Это нужно для того, чтобы ландшафтный дизайнер правильно расположил дома и спроектировал весь участок в едином стиле, а также выбрал место для коммуникаций. Если заниматься этим самостоятельно, можно потратить деньги впустую, не добившись желаемого результата. Что касается «модных» технологий, то к ним, на наш взгляд, следует подходить с долей осторожности. Есть такие издания, к примеру, которые рекламируют посадочный материал, подходящий исключительно для средней полосы России. А у нас, на Северо-Западе, эти растения просто не приживаются, они вымерзают. Так что не всегда нужно спешить применять то, что позиционируется в качестве новой моды на рынке ландшафтного дизайна.
«Сакура»
Андрей Башкиров, ландшафтный дизайнер
1. Частные заказчики до сих пор составляют львиную долю клиентов. Вне зависимости от того, где находится участок: в городе или пригороде, в коттеджном поселке или в лесу, на отшибе, владелец склонен рассматривать участок как собственный обособленный мир. В результате существенных различий в требованиях к концепциям ландшафта в зависимости от расположения участка не прослеживается. Изредка, когда проводится благоустройство нескольких соседних участков в коттеджном поселке, появляется возможность создать перекликающиеся ландшафты, но это довольно непросто, так как обобщенная концепция должна решать задачи, выдвигаемые разными заказчиками, зачастую с различными подходами к ландшафту, не ущемляя при этом никого.
2. Садовую моду формируют заказчики. Очень воодушевляет то, что в последнее время заказчики стали больше следить за новыми тенденциями в ландшафтном дизайне, читая специализированные журналы и посещая ландшафтные выставки. Во многом от того, насколько, к примеру, журнал смог донести новейшие тенденции в ландшафтной архитектуре до своих читателей, зависит, станет ли это веянье модным, будет ли заказчик готов воспринять эту моду и воплотить у себя на участке.
3. Чтобы создать хороший ландшафт, необходим хороший, тщательно проработанный проект. Чем активнее заказчик будет участвовать в создании проекта своего сада, тем полнее сад будет отражать своего владельца, тем более неповторимым, уникальным будет ландшафт участка. К этому и следует стремиться.
«Сервис-БИС»
Анна Пуховикова, ландшафтный дизайнер
1. Различия имеются, но они небольшие. Создавая ландшафт на отдельном участке, как правило, имеешь дело с участком большей площади, нежели в коттеджном поселке. Кроме того, в коттеджных поселках обычно существует общий ландшафтный стиль, под который надо как-то подстраиваться. Если работаешь на отдельном участке, такой необходимости нет, и у дизайнера появляется больше свободы в решениях. Принцип же всегда один: сделать так, чтобы хозяевам на участке было удобно и комфортно, дышалось легко и глаз радовался. Пока чаще работаем с частными лицами, но взаимодействие с поселками набирает обороты и постепенно расширяется. В качестве примера приведу коттеджный поселок «Репинская усадьба», расположенный на берегу реки Сестры.
2. Ничто не ново на Земле. Меняется не суть, а лишь форма и материалы. О каких-то переменах и новых тенденциях в сфере ландшафтного дизайна обычно сообщают средства массовой информации – телепередач и печатных изданий, посвященных данной теме, не перечесть. Стремительно развивается рынок посадочного материала, и за ним тоже приходится следить. К последним достижениям в этой сфере можно отнести всплеск в озеленении нашего города: используются новые растения, появились интересные композиции (один парусный фрегат на Приморском шоссе чего стоит). Спасибо озеленителям Санкт-Петербурга и его пригородов!
3. Рецепт несложен: начинать работу над ландшафтом следует с приглашения специалиста. И желательно сделать это еще до начала строительных работ. Чем раньше грамотный специалист появится на вашем участке, тем больше средств вы, вероятно, сможете сэкономить. А тенденции и течения – вопрос личного вкуса хозяев, на него и надо обращать внимание. Красота субъективна и относительна. Задача ландшафтного дизайнера – понять и почувствовать того, кто будет жить на обустраиваемом участке, влезть в его шкуру.
«Спецпаркдизайн»
Алексей Скибин, заместитель директора компании
1. Я считаю, что название «коттеджный поселок» не очень удачно. Есть город, есть пригород, поселок, село, деревня – все со своими названиями, историей, инфраструктурой. Если имеется в виду спланированный по единому плану и (почти) одновременно застроенный район, то это район или микрорайон и есть, если только он не оформлен как отдельный населенный пункт (с указанием его названия в графе паспорта «Прописка»). В плохо спланированном микрорайоне участки могут существовать в изоляции, не образуя улиц, общего пространства, общего для этого места духа. Тогда приходится часто работать отдельно от внешнего окружения участка, что приводит к значительному сокращению используемого пространства – вплоть до уменьшения размеров самого участка. В хорошем поселке (микрорайоне) внешнее окружение вступает во взаимодействие с индивидуальным участком, делая его больше и богаче.
Заказчики были и будут разные всегда: кто-то нанимает конкретных специалистов, самостоятельно координируя все процессы, а кто-то – подрядчиков для решения более широких задач.
2. Новые сорта растений тоже появляются не так часто и, честно говоря, не делают погоды. Конечно, это замечательно – новый сорт, скажем, розы, но и с использованием только десятой части уже имеющегося ассортимента можно получить весьма достойные результаты. Для того чтобы ваши ландшафты выходили удачными, важно не вариться в собственном соку – очень полезны выставки, поездки в зарубежные парки и ботанические сады, знакомство с литературой. Сложно назвать последними достижениями технологии декоративного бетона и выращивания мхов, но часто новое – это даже не забытое старое. Нравится начавшаяся проявляться, еще слабая тенденция к пониманию того, что местные растения – это полноценный материал для озеленения. В любом случае простой дом среди камня, сосен, брусники и вересков представляет собой значительно более здоровый пример, чем искусственно поддерживаемый, укутываемый на зиму, боящийся наступления холодной зимы ландшафт с использованием экзотических импортных растений.
3. Начинать работу над ландшафтом надо вместе с работой над архитектурой дома – это взаимозависимые процессы. Значительную же часть работ по ландшафтному дизайну, чистовую ландшафтную «отделку» надо производить уже после завершения строительства. На модные течения лучше внимания не обращать, а ориентироваться на особенности участка, на свои вкусы, а если есть ландшафтный архитектор, которому вы доверяете, – то и на его мнение.
«Центр экологии, благоустройства и озеленения»
Анна Филиппова, директор
1. Заданные редакцией вопросы, безусловно, должны волновать профессиональное сообщество ландшафтных дизайнеров. Однако при этом за пределами блиц-опроса остается важнейшая проблема обучения и воспитания рабочих кадров в этой сфере деятельности. Сейчас большое внимание уделяется вопросам озеленения и благоустройства территорий – как внутригородских, так и загородных. Многие объекты строятся заново, что-то из уже существующих приводится в порядок, но мало кто задается при этом вопросом: силами каких кадров проводятся работы по озеленению и благоустройству? Согласно статистике, в «доперестроечные» времена численность озеленителей-профессионалов составляла семь тысяч человек, сейчас их значительно меньше – всего около двух тысяч. К сожалению, несмотря на актуальность темы озеленения и благоустройства, не уделяется должного внимания таким профессиям, как рабочий зеленого хозяйства и садовник. Почему-то считается, что нет ничего сложного в том, чтобы посадить деревья и кустарники, разбить цветники, устроить газоны: мол, чего там, взял лопату в руки – и вперед!
Сейчас в городе довольно много специалистов, занимающихся ландшафтным дизайном – проектированием, но, согласитесь, даже самый замечательный проект можно «запороть», если будет некачественное, неумелое исполнение. А для качественного воплощения проекта необходимы грамотные, понимающие исполнители. Требования времени таковы, что специалист (о какой бы профессии мы ни говорили: сантехник, электрик и т. д.) должен быть грамотным, то есть пройти теоретическое и практическое обучение в своей области. На сегодняшний день подготовить рабочие кадры для ландшафтного строительства и последующего обслуживания объектов можно, в частности, в НОУ «Институт промышленной безопасности, охраны труда и социального партнерства».