Цветы, деревья, земля, вода… Составляющие ландшафтного дизайна таковы, что без них не проживет ни один человек на Земле. Неудивительно, что ландшафтные дизайнеры держат руку на пульсе планеты, живо реагируя на малейшие виражи эволюционного процесса. Антропогенные нагрузки, то есть связанные с деятельностью человека, растут год от года, чтобы не предпринимали экологи. Суетность, жажда наживы заставляют миллионы людей делать то, что заведомо неправильно и наносит вред природе. Поэтому вопросы устойчивого развития, поиск баланса между деятельностью человека и существованием животных, растений, сохранением природных ресурсов становятся все более и более актуальными.
Проектировщики садов на выставке подошли к решению проблемы, с одной стороны, серьезно, с другой – с чувством юмора, которое лишь подчеркнуло значимость задачи. Например, безоговорочным победителем шоу этого года был назван сад 600 days with Bradstone компании Bradstone. Марсианский пейзаж проекта легко узнаваем. Охристые цвета, оставленные метеоритами выбоины на поверхности. Колонизаторы планеты, названной именем бога войны, – земляне, которым, по всей видимости, не удалось сохранить неизменный порядок вещей на своем шаре. Эта первая длительная экспедиция – целых 600 дней астронавты будут жить на Марсе. Интересный факт: весь этот проект, включая состав растений для сада и его планировку, в течение восьми лет рассматривался представителями Европейского управления космических исследований (ESA) и британского Музея науки. Первая из перечисленных организаций исследует психологические эффекты в среде тех, кто вынужден длительное время находиться вместе.
Сад частично врыт в поверхность планеты и имеет твердые вертикальные стены и купол. При возведении стен использованы материалы по составу максимально близкие к веществам, найденным на этой планете. Все пространство разделено на две взаимосвязанные зоны с различными функциями. В одной зоне обнаружен водный гейзер, где столь дефицитная на Марсе вода извлечена из вечной мерзлоты и формирует волшебный туман. Эта вода передается по стальным трубам в систему орошения растений, характерные черты которых – полезность (по сути, это огород с небольшим числом плодовых деревьев, например мандариновых) и легкость выращивания. В глубине сада расположен уголок для релаксации и непременного взаимодействия с растениями, оказывающими своеобразную психологическую поддержку. Интересно, что в качестве такого ободряющего растения выбраны ноготки – их разместили в огромных подвесных кашпо. Они идеально сочетаются с общей цветовой гаммой и материалом для мощения, который, оказывается, тоже непростой: это многоугольники выжженной глины из вечной мерзлоты Аляски, которые очень похожи на образцы, извлеченные на Марсе.
Примечание
Сара Эберл, автор пректа, выбрала растения для марсианского сада с точки зрения их вклада в биомассу и участия в цикле обмена углерода и кислорода.Не менее впечатляющим и в какой¬то степени более актуальным был проект сада будущего компании Chetwoods – Oasis. Сад был виден издалека: огромное сооружение, высотой 12 м, стояло в самом центре подиума, на котором располагались растения, окруженные потоками воды. Происхождение потоков изумляло не меньше, чем вся картина сада в целом, – это подземные воды, добывать которые как раз и обязана башня. Ее составляющие – некие лопасти¬крылья или, по замыслу авторов проекта, лепестки – способны двигаться вверх¬вниз, приводя в действие буровую скважину, которая вовлекает в структуру орошения сада скрытые под слоями почвы бесценные водные ресурсы. Лопасти оснащены фотогальваническими панелями, преобразующими энергию солнца и ветра в электрическую. Саду присвоена золотая медаль в категории выставочных садов. Практическая ценность представленных в нем идей очевидна. Идея подобной деятельности заключается в успешном использовании альтернативных источников энергии, а в конечном счете – в сохранении экологии планеты.
Примечание
Не все проекты ратовали за устойчивое развитие таким вот фундаментальным способом. В части из них отчетливо прозвучала тема сада в стиле кантри как одного из более экологичных.Авторы проектов готовы были продемонстрировать успешность таких садов самыми разными способами и даже включили в экспозицию свежую кучку лошадиного навоза, вполне органично смотревшуюся на фоне декоративного огорода за низким забором. Менее эксцентричен проект The Chris Beardshaw Garden – in association with Buildbase. Он посвящен столетию создания сада Hidcote Manor, восстановить который англичане намереваются в этом году. Это типичный английский сад, поделенный на «комнаты». При его создании было использовано более 500 видов растений, а автор проекта признался, что для него этот сад стал «симфонией из множества звуков, которая неизменно должна вызвать любовь».
Тема кантри¬сада неисчерпаема. The Fetzer Sustainable Winery Garden – еще одна успешная попытка выразить его очарование. Сад иллюстрирует всю власть зелени над человеческими душами, ненавязчиво затрагивая тему сохранения водных ресурсов и рециркуляции. Он вполне может стать средой обитания как для местной, так и для эмигрировавшей флоры. В саду можно встретить вещи из материалов, использованных вторично, например стол для пикника из переработанных бревен сарая. Паруса ветряной мельницы и корыто для воды сделаны из гальванизированной стали, которой, что называется, сносу нет. Ветряная мельница качает воду в корыто, и любой избыток влаги идет на то, чтобы растворить сточные воды от винного заводика. Заросли водных растений фильтруют и чистят воду. Виноградные лозы и итальянский кипарис – доминанты сада, а его границы – виноградные плантации, по опорам которых карабкаются плющи, розы и клематисы…
Великолепное впечатление производил The Fortnum & Mason Garden – необыкновенно декоративный и вместе с тем очень душевный. Возможно, эту душевность создавали пчелиные ульи – ведь пасека всегда ассоциируется с домашним уютом. Иллюзию обилия растений с цветками красного, фиолетового, розового и бледно¬желтого цветов создает роскошный гобелен, весьма привлекательный для пчел. Травянистые растения и низкие кусты имитируют холмистые волны и установлены так, чтобы пчелам было удобнее летать в саду. Терраса, на которой невидимому публике пасечнику предстоит отдыхать от трудов, оформлена с исключительным вкусом: теплые тона песчаной гаммы, ракушки и прочий слегка морской декор, способствующий релаксации и отдыху. К слову сказать, некоторые считают, что первыми конец света почувствуют пчелы – они покинут планету. Те, кто в это верит, давно уже запаслись бочонками с медом…
Люди Запада, особенно поклонники ландшафтного искусства, всегда с восхищением смотрели на Восток с его исключительно гармоничными пейзажными композициями сада. Путь к устойчивому развитию – в гармонии, а гармония всегда опирается на духовность. Об этом рассказывает проект Through The Moongate компании East West Garden Design. Главные предписания этого проекта отталкиваются от идей даосизма (пути, которым проходят наши жизни) и его очень близкой связи с природой. Moongate разворачивается как свиток, предлагая обитателям сада физическое и метафизическое путешествие. Оно начинается во внутреннем дворике, продолжается по дороге к террасе, окруженной пионами и целым облаком запахов от садика ароматов. В сад органично вписаны площадка для игры в шахматы и место для медитаций, волшебный водопад и мшистые камни, изогнутая Стена Дракона, неизменный контраст «инь» и «янь» – словом, все то, что так любят в Китае и чем восхищаются за пределами Поднебесной.
Какими бы далекими от повседневной российской жизни ни были проекты на Челси¬шоу, соотечественники норовят позаимствовать хоть что¬нибудь из той роскоши, что предлагает им выставка. Марсианский пейзаж? Прекрасно! Можно выдернуть из контекста этого мощного образа колонизации планеты хотя бы идею о создании заборов из искусственного камня или декоративного бетона. Разнообразно окрашенные и вместе с тем вполне способные сыграть свою защитную роль, такие заборы легко воплотить в жизнь и в России. Невероятно красивая композиция, посвященная ландшафтам римлян? Чудесно! Любители классики наверняка запомнят, как создать впечатление руин на участке: обломанная колонна с эффектом старения и морем растений «природного звучания» вокруг… Мощение – насущная забота каждого владельца сада. Надо сказать, что в этом году дизайнеры выставки представили несколько оригинальных вариантов мощения, которые вполне можно взять на вооружение и нам.
Несколько беднее с новинками в мире растений. Их можно было бы продавать непосредственно на выставке, но таможня никогда не позволит перевезти через границу растения и даже их семена. Остается лишь идти долгим «официальным» путем: списываться и созваниваться с английскими питомниками, делая заказы, выдерживая карантины и т. д. Только так часть новшеств может появиться в родном саду. Впрочем, если речь идет о вошедшем в моду чертополохе, присутствовавшем едва ли не в каждой выставочной композиции, то вот он, за оградой растет! Ни в Англию ездить, ни в космос за ним летать совсем не обязательно, а его «устойчивому развитию» позавидует любое растение…