Интерес к благоустройству городских и частных территорий сегодня зашкаливает. Сколько ни устраивай форумов на эту тему, от участников не будет отбоя. Только в Москве закончился представительный общероссийский конгресс, организованный Гильдией профессионалов ландшафтной индустрии и Союзом дизайнеров России, в Петербурге прошла научная конференция по ландшафтному дизайну, а специалистов снова зовут к общению, на этот раз в Рощино. И они едут – рассказывать и жадно внимать.
Рациональное объяснение этому явлению предложил один из организаторов Рощинской конференции Юрий Костиков: «Объем работ колоссальный, и деньги работают большие. В прошлом году только городской бюджет на благоустройство дворов выделил без малого два миллиарда рублей, а на всю программу жилищный комитет запрашивает 12 миллиардов». И эта тенденция глобальная. По данным Международной федерации ландшафтных архитекторов (IFLA), отрасль благоустройства занимает по темпам роста второе место в мире после IT-технологий. Возвращать утраченную красоту местам обитания человека – пафос всего постиндустриального мира.
Московский конгресс, в котором участвовали тридцать российских регионов и Европейская ассоциация ландшафтной индустрии (ELCA), дружно поддержал идею выработать единые критерии оценки качества городской среды, профессиональные стандарты и нормативы.
Профессионалы делегируют Гильдии права от их имени взаимодействовать с администрациями городов, устраивать встречи с инвесторами и партнерами из смежных сфер деятельности. Это уже серьезная база для будущей саморегулируемой организации. В Петербурге же, по мнению Юрия Костикова, участники рынка пока не дозрели до создания подобного сообщества, которое ради слаженных действий, подобно китайским гребцам, нанимает задающего ритм погонялу с бамбуковой палкой. В отличие от хорошо структурированного строительного бизнеса, ландшафтный имеет только одно объединение – Ассоциацию озеленителей.
Тем не менее блистательным прошлым и нынешним фавором властей и инвесторов Петербург обречен на популярность в широком кругу благоустроителей. Директор агентства интегральных маркетинговых коммуникаций (АИМК) «Статус ПРО» Нелли Пальчевская подвела итоги конференции «Ландшафтная индустрия-2007» в цифрах: 88 участников из 18 городов, из которых 29 выступили с докладами.
Многоярусный индустриальный ландшафт
Современный человек – уже не завоеватель природы. Решив задачи выживания, он готов жить с ней в гармонии и платить сыновний долг. Эта простая потребность взывает к новой активности умы философов, познания историков, вдохновение архитекторов и дизайнеров, а главное – сноровку практиков в нескольких сферах бизнеса. Само определение комплексного благоустройства – это длинный перечень работ, предметов и материалов, от дорожных одежд до цветочных луковиц, светильников, фонтанов, бассейнов и оборудования для детских игр. Причем только базовые работы на рельефе связаны с тяжелой техникой, требуют устройства подпорных стенок, спусков и лестниц. Даже приблизительно назвать число причастных к этой индустрии людей никто не решается, а специализированных компаний в Петербурге насчитывают несколько сотен.
Экспансия ландшафтной индустрии охватывает административные структуры, проектные и архитектурные мастерские, строительные организации, профильные научные учреждения, производителей материалов и оборудования, а также вольных творцов – дизайнеров, художников и садовников.
Официальная версия
Развитие городского ландшафта в Петербурге курируют несколько разных департаментов: КБДХ, куда входит ведающее городскими садами Управление садово-паркового хозяйства, КГА с Управлением эстетики городской среды и отделом городского ландшафта, есть «зеленый отдел» и в КГИОП. По мнению Юрия Костикова, городом создан необходимый и достаточный аппарат, а бизнес пока не готов предъявить для взаимодействия с ним сторону, представляющую общие интересы ландшафтных фирм. В сотню компаний входят и авторитетные исполнители крупных госзаказов вроде мастерской № 9 ЛенНИИпроекта, и небольшие компании, которые занимаются исключительно благоустройством частных участков. Изрядный сегмент рынка – просто бригады по комплексному благоустройству.
Авторы нового Генплана Санкт-Петербурга заложили в этот документ осмысленные принципы ландшафтной организации всего города и даже оценили его территорию по «индексу разнообразия». Наиболее ценные участки – северное и южное побережья Невской губы, где надлежит сохранить уникальный образ Петербурга и ограничить высоту застройки 120 метрами. Вопреки европейскому опыту наш генплан несколько уплотняет город. По мнению автора экологического раздела Генплана Вадима Копчака, необходимо не только прекратить уплотнительную застройку, но и реконструкцию кварталов пятиэтажек проводить не вверх, а вниз, не выше трех этажей. Рекреационная зона в городе увеличивается примерно на четверть, до 45,8 тыс. га, а 21 объекту придается статус особо охраняемых природных территорий. Вадима Копчака огорчает неуклонное сокращение свободных пространств и повсеместные нарушения регламентов. Например, запрет на глухие заборы в районе Суздальских озер не мешает собственникам возводить сплошные кирпичные стены выше пяти метров.
По словам специалиста КГА Елены Козыревой, сейчас в городе актуальны проекты целого ряда «территорий комфортного движения» с пешеходными пространствами, из них 14 в историческом центре и около 20 в районах современной застройки. Пешеходную составляющую включают многие крупные объекты, например, остров Новая Голландия, реконструируемый по проекту Нормана Фостера.
Европа переживает настоящий бум создания пешеходных зон в исторических городах, и мы неизбежно будем брать лучшее из этого опыта. Освобождаются от транспорта целые кварталы, последовательные цепочки улиц, эспланад и площадей, создаются пешеходные дублеры транспортных магистралей. КГИОП бдительно следит за сложным процессом включения исторических объектов ландшафтной архитектуры в структуру современного города.
Жизненное пространство человека
Парадоксальный взгляд на жизненное пространство современного человека у профессора СПбГАСУ Валерия Нефедова. По его мнению, чем «элитнее» и дороже возводимые кварталы, тем дальше они от представлений цивилизованного человека о жизненном пространстве. Городской бюджет возлагает напрасные надежды на то, что застройщик сам решит вопросы ландшафтной организации жилой среды. И это ведет к деградации спальных районов.
С утверждениями об «элитности» многоквартирных новостроек можно поспорить, но бесспорно, что застройщики минимизируют затраты на благоустройство среды обитания и ограничиваются размерами своего участка. Ландшафтное обустройство вовлекаемых в строительство земель периферии города действительно оставляет желать лучшего. Малоэтажные «парадизы» за заборами только уродуют большие пространства. Валерий Нефедов предлагает обуздать транспортную экспансию, освободить человека от прессинга автомобилей, устроив буферные зеленые зоны и места для отдыха. Опыт многих европейских стран с близкими нам климатическими условиями применим для Петербурга. Современные навесы от непогоды, компактные стеклянные оранжереи, использование геопластики с морозостойкими почвопокровными растениями, включение природных компонентов в структуру первых этажей – все это обычные приемы наших соседей по Балтике.
На конференции многие ссылались на китайскую практику тотального благоустройства городов, особенно на преображение Шанхая. Петербуржцы надеются, что комплекс «Балтийская жемчужина» даст убедительный пример ландшафтных свершений на больших пространствах. Озеленение территории китайского квартала действительно идет параллельно со строительством. Юрий Скибин, гендиректор фирмы-подрядчика «CпецПаркДизайн», рассказал о замыслах устройства зеленых зон, которые займут 21,31 га на южном берегу залива.
Уроком неслыханной творческой свободы послужили участникам конференции произведения ленд-арта художника Николая Полисского со товарищи. Бывший митек решает задачу ни много ни- мало изменить мир доступными ему средствами, то есть втолковывая каждому, что он художник. Вместе с Александром Пановым и жителями деревни Никола Ленивец в Калужской области он осуществил грандиозный проект «Арт-базар или Анти-Троекуров». Это серия совместных с селянами работ: колоссальный зиккурат из сена, башни из лозы и толпы огромных снеговиков.
На самом деле пафос этих на первый взгляд бесполезных произведений весьма велик: ландшафт – дело общее, материалом может служить что угодно, красиво то, что бескорыстно.
Летний сад накануне преображения
Открытия ожидали гостей даже там, где их и представить невозможно. Например, навестив на прощание Летний сад, они узнали, что скоро он преобразится до неузнаваемости, то есть снова станет регулярным. Ландшафтный архитектор Русского музея Ольга Моисеева рассказала, что по проекту реконструкции сад утратит нынешнюю прозрачность, но приобретет черты былой уникальности. Фоном для мраморных нимф станут шпалеры, появится много укромных уголков в Лабиринте и в тенистых беседках на боковых дорожках. Будут восстановлены девять фонтанов и менажерийный пруд, садовый павильон «Птичник» и деревянная Малая оранжерея, партер и боскеты. Перед оранжереей воссоздадут Красный сад – декоративный партер из пряных и «кухарных» трав.
Для воплощения всех этих затей явно не хватает света, поэтому кроны великовозрастных деревьев вдоль главных аллей изрядно постригут. Уже сейчас параллельно аллеям высажены 15 видов деревьев, кустарников и лиан, чтобы выбрать самый подходящий ассортимент. Для «зеленых стен» уже отобраны терпимые к тени виды липы, ели, лещины и винограда.
Конференция «Ландшафтная индустрия» так заинтересовала специалистов реставрацией исторических садов и новыми проектами, что они намерены дальше следить за их реализацией. Алексей Анциферов, дендролог НИИ садоводства из Мичуринска, очень рад, что увидел исторические сады, которых больше нигде нет, а петербуржцам показал то, чего они не видели. Автор диссертации о черемухе, он рассказал о перспективных для озеленения Петербурга деревьях и кустарниках, например об ирге, кизиле и японской айве. «Я очень доволен и надеюсь, что подобная конференция состоится в следующем году и вообще станет ежегодной. Мы слишком бегло осмотрели Верхний и Нижний парки Петергофа, а во многих местах не были вовсе. Все хотят новых идей, интересуются подробностями проектов. Хотя конференций много – я был и в подмосковном Пущине, и в Белгороде, – Петербург привлекает богатой культурной программой. Все заинтригованы «Балтийской жемчужиной», где ожидаются ландшафтные свершения. Часть территории уже озеленена, и посадки сейчас продолжаются. Очень интересными были доклады о японском дизайне и выставке в Челси. Это одна из лучших конференций, где я побывал».
Вертоград спустился на землю
В Старую деревню из Малого Эрмитажа по случаю его реставрации только что с большими предосторожностями эвакуированы растения висячего сада. Сорокалетние деревья и кусты кизильника, высаженные на новом месте, переживают заметный стресс, но все живы. Так, историей вперед, заложена новая городская площадь – Эрмитажная.
По словам музейного дендролога Марии Дубровской, на новом месте воспроизведена планировка вертограда XIX века с сохранением ширины газонов и дорожки, так что можно утверждать, что это усеченная версия подлинного висячего сада.
Комплекс фондохранилища Эрмитажа из восьми корпусов строится в Старой деревне по проекту архитектурной мастерской Трофимовых и будет готов в 2010 году. Он занимает целый квартал – около 2,5 га между кладбищем и торгово-развлекательным комплексом у станции метро. Сокровищница по идее вполне уместна между жизнью и смертью, но для сглаживания контраста нужны изрядные ландшафтные усилия. Проект новой Эрмитажной площади разработала та же чета архитекторов, сооружены уже три корпуса и круглый дворик, получивший Золотой диплом на фестивале «Зодчество-2005».
В круглый двор открываются пространства всех помещений комплекса. Сюда будут попадать солнечные лучи, отраженные от окружающих корпусов (один фасад даже спроектирован нависающей шестиэтажной дугой), и потому снег здесь будет таять раньше, чем в других местах. Сад вокруг водоема, пока сухого, расположен амфитеатром, с шарообразными туями на дерновых склонах. На газоне установлены итальянские скульптуры из музейных фондов. И все это благодаря подсветке составляет единое целое с архитектурой зданий. Ради полноты этого слияния задумана особая «фишка»: один из стеклянных фасадов стоит на газоне, и авторы собираются перетащить продолжение вечнозеленого покрова в интерьер. Эффект визуального проникновения, возможно, будет нелегко поддерживать из-за разницы температур снаружи и внутри.
Решение общедоступного парка на новой Эрмитажной площади (около 0,7 га) в первую очередь продиктовано переселенным висячим садом. Хотя сам он спустился на землю, архитекторы в память о приключениях вертограда создали реплику верхового сада на кровле выступающего портала главного фасада. Это очень трогательная архитектурная затея: «золотой ларец-сокровищница» под углом выступает из плоскости фасада, на который перенесены изображения петроглифов третьего тысячелетия до нашей эры с берегов Онежского озера. Подлинные петроглифы, крупные камни сейчас хранятся в здании, под лестницей. Скала, которая тысячелетиями хранила изображение, увековеченное человеком, несет образ первого естественного музея. Деревья на кровле этого символического портала напоминают и Онежские берега, и поросль на руинах, и висячие сады – забаву русских царей. Однако они живые и, кроме многозначной семантики, будут испытывать тяжелые нагрузки: на высоте больше 30 метров зимой холодно, летом жарко, и всегда ветрено. По совету главного куратора Ботанического сада Николая Арнаутова здесь высадят самую «терпеливую» разновидность березы.
Эрмитажная площадь примет движение людей от станции метро вдоль торгового комплекса. Подойдя к парку, человек должен осмотреться и выбрать направление движения: к входу в фондохранилище, транзитом на выход или вдоль парка. Из этого посыла родилась зона радиального парка с центральной точкой, от которой расходятся посадки кленов.
К порталу примыкает зона «археологического сада», где подпорные стенки с некими отпечаткам артефактов равномерно разрезают всхолмленный ландшафт. Тема петроглифов будет отражаться в треугольном бассейне прямо у фасада. Рядом сад скульптур, где ваятели могут выставлять свои работы. Напротив входа в фондохранилище в виде солнечных часов обыграна тема времени. На выходной оси, уже закрепленной аллеей деревьев из висячего сада, задуман богатый свет от спрятанных в зелень светодиодных источников. Везде применяется геопластика – сухой водоем, радиальный сад.
На фото в начале материала: архитектор Сергей Трофимов на спроектированной им Эрмитажной площади