Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Дом и сад: лицом друг к другу

Проектирование / 07.06.2008

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
[email protected]

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Возможно, вы обращали внимание, что интересные проекты садов в наших краях встречаются реже, чем того хотелось бы. Ведь мы почти не видим в окрестностях Петербурга по-настоящему хороших образцов современной ландшафтной архитектуры, сравнимых с запечатленными на фотографиях, что регулярно публикуются в глянцевых журналах. Этому есть много причин: и суровый климат, и нежелание компаний использовать сложные решении, и другие. Но одна из основных — отсутствие стилистической или визуальной связи дома и сада, рождающей ощущение цельности проекта. Как же «развернуть» сад лицом к дому?

В самом деле, вокруг Петербурга строится все больше красивых загородных домов с интересными архитектурными решениями. Особняки нередко окружены приятными садами, в оформлении которых иногда используются оригинальные дизайнерские находки. Но часто дом и сад — как две разные сущности. Отдельно стоит здание, а рядом с ним — такой же «отдельный» сад, никак не связанный с домом. И в результате достойные в отдельности сад и коттедж сочетаются не лучше, чем бальное платье с кроссовками.

Такая разная архитектура

Возможно, так происходит потому, что возведением дома и разбивкой сада обычно занимаются разные люди и разные фирмы. Несмотря на то что в большинстве случаев проект озеленения создается уже после постройки дома, связи между ними часто нет никакой. Застройщики поселков, как правило, проводят лишь крайне поверхностные работы по оформлению участка, а ландшафтные компании не все имеют в штате квалифицированных дизайнеров. Иногда ландшафтного архитектора больше интересует самовыражение за счет заказчика, и ему не хочется «подстраиваться» под стоящие на участке здания. Объяснения, почему наши сады часто никак не привязаны к дому, в каждом случае будут разными, но итог одинаково печален.

Это вполне понятно, поскольку архитектура ландшафтная и архитектура «большая» — разные дисциплины.

Примечание

Без сомнения, талантливые и образованные архитекторы в состоянии предложить отличные проекты садов, а ландшафтники способны нарисовать не только сад, но и дом. Но все же архитектор, проектируя оригинальный сад, не может учесть все особенности развития растений, которые в результате окажутся в неблагоприятных условиях, а потому будут плохо расти и выглядеть убого.

Даже великий Ле Корбюзье, создавая свой знаменитый дом Unité d'Habitation в Марселе и запланировав устроить на крыше площадку для отдыха с садом, не принял во внимание постоянные ветра, дующие со Средиземного моря. Они особенно ощутимы на 65-метровой высоте 19-этажного здания. Так что растения на крыше чувствуют себя далеко не лучшим образом — из-за мистраля они подвержены ветровой стрижке. В условиях преобладания ветров одного направления растения развиваются асимметрично — это особенно заметно на морских побережьях и высоко в горах. В общем, пышного сада не получилось... Можно предположить, что и дом, построенный ландшафтным архитектором, тоже окажется не слишком удачным.

Сад «подгонять» под дом, а не наоборот, проще, дешевле и попросту разумнее — ведь о его проектировании обычно задумываются на этапе строительства. Чаще же к ландшафтным архитекторам обращаются, когда видят только построенный, с иголочки дом, стоящий на перекопанном участке, среди разрухи, которую нередко оставляют после себя строители. Бывает, дом проектируют одновременно с садом, но редко. Неудивительно, что несоответствие облика дома и будущего сада заставляет срочно обратиться в ландшафтные фирмы. На Западе никто не купит у компании-застройщика или частного лица дом без пристойного оформления территории, поэтому ландшафтники работают в связке со строителями. К сожалению, эта традиция только-только начинает прививаться у нас.

Исторические парки и реставрация

Ленинградская школа ландшафтных архитекторов считалась одной из лучших в СССР.

И даже сейчас в парках и озелененных районах «старых» новостроек можно видеть кустарники и деревья, посаженные не случайно, а группами, с учетом оптимального расположения растений как с точки зрения их роста, так и создаваемого визуального эффекта. Что объяснимо, поскольку в окрестностях Петербурга множество прекрасных образцов ландшафтного искусства в любых исторических стилях — от барочного регулярного до пейзажного английского сада.

Примечание

Как известно, внимательное изучение творчества мастеров прошлого — лучший путь при создании нового проекта, причем не только в историческом стиле. Ведь школа важна всегда.

Можно предположить, что в исторических царских резиденциях решение сада всегда привязано к стилю дворцов и потому неизменно прекрасно. И в самом деле, классицистические ансамбли Павловска и Гатчины окружены пейзажными парками в английском стиле (но при этом там есть небольшие регулярные сады), а барочные дворцы Петергофа, Царского Села и Ораниенбаума — регулярными. Но даже дворцы перестраиваются и расширяются, а убранство сада обновить проще и дешевле (но не быстрее), да и растения со временем погибают, поэтому их меняют куда чаще. Либо они просто зарастают. Причем эти изменения происходят и на наших глазах. Знаменитые ели у Большого дворца в Петергофе посажены после Великой Отечественной войны. Сейчас они разрослись, закрыли фасад и сильно изменили вид и впечатление от дворца и сада. Поэтому реставраторы намерены их удалить, чтобы из парка снова открылась задуманная зодчими перспектива и был восстановлен исторический ландшафт. Не так давно проведены масштабные работы в Павловском парке — воссоздавались куртины деревьев в английском пейзажном стиле. Для этого пришлось прореживать заросшие посадки. Подобные мероприятия всегда вызывают у людей понятный протест, поскольку масштабные вырубки, необходимые в таких случаях, нередко на годы превращают заросший парк в площадку, засаженную «тростиночками».

Сейчас идут реставрационные работы в Ораниенбауме, и историки дискутируют, на какую же эпоху восстанавливать парк. Обычно при этом встают на путь компромиссов, учитывающих сегодняшнее положение и финансовые затраты на возвращение прежнего облика. Антонио Ринальди в Ораниенбауме спроектировал ансамбль собственной дачи. Этот проект историки садового искусства считают переходом от регулярного парка к пейзажному из-за впервые использованной асимметрии дорожек. За прошедшие века парк был засажен деревьями, к тому же в значительной степени зарос лесом, поэтому его восстановление по историческим чертежам — очень и очень недешевое удовольствие. В итоге планируется сохранить парк как он есть, лишь прочистив и восстановив основные элементы старого сада.

Еще один пример — Летний сад, который сегодня выглядит совершенно не так, как в эпоху Петра. Собственно, именно поэтому его и закроют осенью этого года на масштабные — и весьма спорные — реставрационные работы. Но все эти сады, несмотря на стилистическое несоответствие и отличие от первоначальной задумки, выглядят привлекательно и стали излюбленными местами отдыха многих поколений горожан. Надо отметить, что при реставрации максимально бережно относятся к историческому наследию, а не превращают в диснейлэнд в духе недавно «восстановленного» московского Царицына.

Подводные камни стилей

Чему можно научиться у старых парков сегодня? Стиль дома и стиль сада вовсе не обязательно должны быть одинаковыми и неизменными. Без сомнения, стилистическое единство — один из самых распространенных приемов создания гармоничного интерьера, дома, сада и сада вокруг дома. Но всегда ли современные дома точно соблюдают каноны исторических стилей? К сожалению или к счастью, нет. Как правило, пропорции их не так четко выверены, отделка не столь вычурна, а по деталям знаток архитектуры без труда определит современное происхождение, даже если не будет смотреть на конструктивные элементы строения. Поэтому сад можно спроектировать с учетом стиля дома, но можно и не опираться на него.

Примечание

Далеко не всегда площади участка достаточно, чтобы разбить классический сад. Если посмотреть, где и как расположены регулярные сады, то можно заметить, что они почти всегда активно используют окружение, а не оканчиваются забором, а их главная видовая ось, как правило, продолжается далеко за границами парка, уходя в бескрайние просторы и за линию горизонта.

Как нередко выглядит регулярный сад на небольшом современном участке: главный вид от дома, который в идеале выходит на открытое пространство и растворяется вдали, упирается в лучшем случае в лес. А чаще — в бесформенные заросли кустарников за забором или соседский дом. Один забор, грубо обрывающий путь взгляда, чего стоит! Конечно, в наших садах использовать приемы, рассчитанные на большие пространства, попросту нелепо. Самые большие современные участки по площади сравнимы разве что с внутренними двориками царских резиденций, Да и до парков в усадьбах русских помещиков им далеко... Но ландшафтные дизайнеры, обычно закончившие только курсы, вдохновившись роскошными образцами садового искусства прошлого и следуя требованиям заказчика, иногда создают на них весьма странные сады.

Пропорции и материалы

Стиль — это не единственный и часто не лучший метод для объединения пространства дома с садом. Проще и надежнее при сооружении сада ориентироваться на пропорции дома, материалы, использованные при строительстве, а также цветовую гамму. Соблюсти пропорции не всегда просто, это требует от проектировщика внимания, а применение в саду стройматериалов часто удорожает работы.

Пропорции окон, дверей, размер крыльца, наконец, масштаб дома, повторенные в ширине дорожек и размерах площадок, — часто незаметная, но очень важная деталь, связывающая сад с домом. То же самое относится и к садовым сооружениям. Летняя кухня, переплеты окон которой будут такими же, как и в доме, создаст явную визуальную связь. Если при сооружении перголы ее опоры будут повторять контуры проемов здания, то навес будет органичным продолжением дома. Пропорция используется не только один в один — размеры вполне могут быть кратны тем, что встречаются в архитектуре дома. При этом мы, ощущая гармонию, можем даже не понимать, как она достигнута. Кстати, цвет деревянной садовой мебели, повторяющий окраску оконных рам, станет еще одной ненавязчивой подсказкой.

У дома в стиле классицизма или барокко можно разбить регулярный сад или, если недостаточно места, партер со стрижеными бордюрами, тщательно ухоженным газоном и отсыпками из кирпичной крошки. Особняк в стиле модерна прекрасно дополнят изогнутые дорожки, повторяющие линии декора дома и металлических ограждений на крыльце и балконах. Эти мотивы можно повторить и в рисунке мощения, и посадить растения, в габитусе которых они проскальзывают. Плавные линии некрупных цветков дицентры («разбитого сердца») столь модерновы, что выглядят как один из источников вдохновения создателей этого стиля, и вид вьющейся жимолости-каприфоли тоже вызывает ассоциации с модерном. Дому в стиле шале подойдет окружение могучих елей, разбросанных в саду крупных круглых валунов и дорожек, замощенных валунами поменьше. Особенно если и в отделке используются валуны или круглый камень.

При установлении связи через материалы важно избежать навязчивости. Если площадки и дорожки вокруг кирпичного дома замостить клинкером, то, при всей его красоте, такое обилие кирпича превратит сад в каменный мешок. Также не слишком непринужденно выглядит откровенно «сползающий» на дорожку с цоколя здания известняк или гранит. Более тонким решением будет использование одинаковых пород камня, но обработанных по-разному. Например, на цоколе здания полированный гранит, а дорожка сделана из грубо обработанной брусчатки. Или отделка хорошо обработанным известняком поддержана колотыми плитами мощения на площадке. Деревянный дом из оцилиндрованных бревен и ведущая в глубь сада едва заметная дорожка из сосновых кругляков, — еще одно прекрасное сочетание. А площадку, замощенную цементной плиткой, всегда можно инкрустировать элементами материалов, использованных в отделке дома. К тому же такой вариант будет дешевле, чем каменное, и долговечнее, чем деревянное мощение.

Очертания пруда тоже служат прекрасной привязкой к зданию. В саду при особняке в стиле модерн водоему лучше придать форму и пропорции, вызывающие ассоциации с изысканными линиями, характерными для декора. На участке с классицистической постройкой не всегда нужно разбивать регулярный сад. Можно поставить мраморную скульптуру, вазу или круглую чащу фонтана с характерной лепкой и соответствующих пропорций. У модернистского дома одинаково хорошо будут смотреться и прямоугольный бассейн, и намеки на японский сад камней, — правда, при этом связующие уже не линии и пропорции, а форма, минимальный набор средств и стилевая сдержанность.

Визуальная связь дома и сада вовсе не требует строгого следования раз и навсегда установленным канонам. Модернистский дом не требует непременно строгих формальных посадок рядом, а авангардный сад может окружать и коттедж в классическом стиле. Искусство — от архитектуры до фотографии, — помимо прочих принципов, строится на контрасте и подобии. И если первый основан на противоположностях, то второй — на схожести форм, пропорций или плавных переходах цвета. Подобие успокаивает и расслабляет, а контраст создает динамику и даже некоторое напряжение. Но контраст отнюдь не антоним гармонии, и без него мир становится однообразным и скучным. Играя этими принципами, можно добиваться самых неожиданных и новых эффектов, создавая шедевры или разочаровываясь в результатах. Главное — это хороший вкус, чувство меры и уважение к тому, что уже есть на участке и вокруг него. Именно такой подход позволит сформировать сад, в котором дом будет органичной частью. И даже глухой забор не разрушит его очарования.

В избранном В избранное
1950
Предложения