— Эмилия, я слышала, вы заняты строительством собственного загородного дома. Расскажите, пожалуйста, как выбирали дом или участок для строительства?
— Мама посмотрела журнал о недвижимости, увидела там фотографию домика, который ей понравился. Но то ли не доз-
вонилась, то ли его уже продали — в общем, не срослось. Позднее агент предложил посмотреть какой-то другой дом, мы поехали, и это оказался он, тот самый дом, который маме понравился по фотографии. Это к северу от города по Приозерскому шоссе. Дом не был достроен, и мы принялись доводить его до ума.
Дом двухэтажный, но напоминает одновременно и нору, и замок. Там есть почти волшебная маленькая комната с тремя окнами, из которой мы хотели сделать библиотеку, она расположена в башенке. Под ней такой же комнаты нет — просто часть гостиной. Такая нерядовая планировка понравилась. Но с точки зрения строительства дом оказался сложным, мучаемся необычайно. Опыта стройки у нас нет, крышу пришлось переделывать пять раз — то ли неумехи попались, то ли обманщики. Стройка уже несколько лет как бы заканчивается и тут же снова начинается.
В общем, проще, лучше и дешевле было бы начать строительство с нуля. Процесс отнимает много сил, прежде всего у мамы, все остальные — папа, я и мой муж — заняты театром.
— Каким ваш загородный дом будет внутри?
— Гостиную мама хотела сделать английскую — обои глубокого цвета над панелями темного дерева. Купили красивые зеленые обои в викторианском стиле — очень его люблю. Люблю зеленые стены, бордово-красные, сочетания зеленого и красного. У меня и платье свадебное было какое-то розово-зеленое.
— Но ведь не весь дом будет викторианским?
— Строго выдержать все в одном стиле — и дорого, и заморочисто, и немного скучно. Мы не максималисты в оформлении.
— Откуда в вас любовь к викторианскому декору — впечатления от поездки в Англию? Какие-то отзвуки детства?
— Не помню! Подозреваю, скорее впечатления от какого-то фильма, спектакля, музея. Но я люблю и то, что называется провансом: состаренные вещи, светлые тона, занавески в розовых цветах. Именно такой стиль пыталась создать в своей квартире — вместе с мамой. Мы с мамой вообще лучшие друзья.
— Есть ли у вас вещи, которые вы хотели бы перевезти в свой загородный дом?
— Пока нет. Но я хочу, чтобы в гостиной был рояль. Для красоты. Я на нем не умею играть. Пробовала в детстве освоить, но я была очень неусидчивым ребенком, училась в музыкальной школе по классу фортепиано, ходила на бальные танцы, фигурное катание, в другие кружки. Но обычно увлечение заканчивалось через месяц: я хотела результата сразу, а если его не было, теряла интерес.
— С тех пор вы переменились?
— Терпения добиваться своего в профессии мне хватает, а вот учиться чему-то новому… Я три года пытаюсь выучить итальянский, не очень получается.
— Почему итальянский?
— Мне очень нравится итальянский язык, Италия. И итальянцы. Занимаюсь с преподавателем, сама стараюсь вспоминать, что учила. В школе у нас был английский, но это прошло мимо меня.
— Англия и Италия — такие разные. Вам нравится викторианский стиль и итальянский язык?.. В Италии все как-то слишком затейливо, обилие завитушек, ни слова в простоте…
— С одной стороны, да, а с другой — все очень просто. Я путешествовала по деревням, по городам. В Тоскане живет моя приятельница, она показала свой дом — это что-то невероятное. Два цвета: в одном окне все синее — море и небо, а в другом все зеленое — холмы, деревья. Я смотрела и думала: как люди могут каждый день жить в таком счастье?! Хотя они привыкли и без замирания сердца воспринимают этот восторг. Мы, наверное, тоже привыкли к панорамам Петербурга, не замечаем всей красоты.
Я себе иногда говорю: пройди по городу так, будто впервые идешь этими улицами, видишь эти дома, каналы. Помогает увидеть что-то новое, снова почувствовать красоту привычных мест.
— Вам нравятся большие окна?
— Очень. Люблю, когда много света и воздуха. И море в окне.
— А лес? Любите грибы собирать, ягоды? Как в детстве — на даче у бабушки?
— У нас никогда не было дачи, даже не снимали. Бабушка была из деревни, из Псковской области, и, пока позволяли силы, она каждое лето туда уезжала. Я там была один раз. С тех пор точно знаю про себя: я не деревенский и не лесной человек. Не мое это. Грущу в деревне.
— В псковской деревне легко загрустить. Итальянская ведь у вас грусти не вызывает?
— В итальянской деревне я не жила, может, и там бы загрустила.
Вот морская и горная стихии во мне грусть не провоцируют. Может, иногда тоску какую-то. Но это что-то более мощное, широкое… Если выбирать без оглядки на реалии, я бы точно предпочла дом на море.
— С белоснежной яхтой у причала и таким же белым песком на собственном пляже?
— Мне даже пляж не нужен, просто необходимо море, можно дикие места, скалы. Чтобы волны шумели, пахло водорослями, чтобы ветер и простор.
— При первой же возможности уезжаете на южные моря?
— Уже давно не люблю пляжный отдых, когда только лежишь в шезлонге и ничего не делаешь. Всегда стараюсь совместить пляж с какой-то познавательной программой. Переезжаю из города в город, хожу по музеям, галереям, церквям и замкам. А вот собственных фотографий из этих поездок практически нет: я до замужества много путешествовала одна, а самой себя фотографировать несподручно.
Я совсем не знаю экзотических стран. Может, попаду куда-нибудь и тут же влюблюсь. Мечтаю увидеть Кубу, хотелось бы побывать в Мексике. Интересно, как там люди живут...
— Свой дом, который немножко похож на замок, вы потихоньку обжили? Есть ли у вас любимые загородные занятия — цветы выращивать, баклажаны на гриле запекать?
— Когда собираемся на даче семьей или с друзьями, готовим самое традиционное дачное блюдо: шашлык. В разных маринадах, под вино и водку.
К традиционным дачным радостям вроде прополки цветника или выращивания смородины я отношусь более чем спокойно. Если смородину кто-то посадит, я, пожалуй, с удовольствием соберу ягоды с куста, нарядившись в клетчатую рубашку, «дачные» штаны, повязав платок, воображая себя знатным садоводом. Это все, конечно, игра. Варенье варить — тоже не мое, и я к нему почти равнодушна. Моя мама по образованию повар, она все это прекрасно умеет делать.
— Что для вас самое главное в своем доме?
— Чувство защищенности. Я сдержанный человек в общении, не очень быстро схожусь с людьми. Есть близкие друзья, но большие шумные компании не люблю. В театре и на съемочной площадке приходится много общаться, поэтому дома хочется покоя и расслабления — вдали от чужих глаз, на природе.
— Стали бы вы жить за городом постоянно?
— Нет. Сейчас я в театр добираюсь за 15 минут. Я люблю водить машину, но терять по полтора часа в пробке не могу себе позволить, и без того 24 часов в сутках недостает на все интересное. Хотя за городом совсем по-другому отдыхаешь и восстанавливаешься.