Совсем недавно в Москве, в магазине «Азбука вкуса», состоялась презентация новой книги Андрея Бильжо «Моя Венеция». В ней 31 глава, и каждая написана в том или ином ресторанном заведении этого удивительного города. Иллюстрациями послужили венецианские рисунки Андрея Бильжо, сделанные им фотографии, визитные карточки и копии счетов из описываемых ресторанов. Многочисленные отступления и гениальные карикатурные зарисовки делают «путеводитель по точкам общепита Венеции», как называет свой правдивый рассказ о венецианских рестораторах и их заведениях автор, куда более литературным и занимательным чтивом, чем можно было ожидать.
— Андрей Геннадьевич, из всех европейских городов вы выбрали Венецию. Почему?
— Я люблю Венецию. Когда я впервые попал туда вместе с женой еще в 1980-е всего на пару часов, в группе туристов, я сразу же понял, что это мой город и я обязательно вернусь в него. Бегать по городу мы тогда не стали, поняв, что это бессмысленно, а просто сели за столик в кафе. И вот уже более десяти лет прошло, как я приобрел жилье в Венеции. Выяснилось, что я чуть ли не первый новый россиянин (прошу не путать с «новым русским»), купивший там квартиру. Я провожу в Венеции примерно один месяц в году, чаще всего декабрь.
— Но у вас ведь есть дача в Подмосковье и дом в Дивногорье?
— Дачу я купил для мамы. Ей уже много лет, и нам нравится собираться в выходные всей семьей, включая нашего внука — ее правнука. Ради этого и приобретена дача. Что касается Дивногорья, то это удивительное место, уникальное, но дом я купил не для того, чтобы приумножить капитал. Мне хотелось помочь моим друзьям, которые переживали, что этот дом купит какой-нибудь несимпатичный персонаж, не тот человек. Я почти не бываю там.
— Получается, отдыхаете вы вовсе не в деревне, а в Венеции?
— Я не могу жить в деревне. Я абсолютный урбанист.
— Возвращаясь к новой книге. В ней много о кулинарии, но, глядя на вас, не скажешь, что вы чревоугодник. Как вам удается сохранять такую отличную форму?
— Поиск своих продуктов в мире еды — это тоже работа. Я, похудев на 25 кг несколько лет назад, решил, что останусь в этих параметрах, мне так больше нравится. Мои продукты — это геркулес, греча в самых разных видах, рыба и морепродукты, овощи и свежая зелень. Иногда, очень редко, ем мясо.
— То есть вы не вегетарианец?
— Нет. Кстати, настоящий вегетарианец никогда не станет это подчеркивать, так же как настоящий христианин не будет говорить, что он строго соблюдает пост.
— А от каких продуктов вы все же отказались?
— Сахар не ем уже много лет. Редко ем картошку, хотя это вкусный продукт. Ни при каких условиях я не стану есть майонез, разве что раз в году в составе салата оливье. Любовь нашего народа к майонезу известна — это всепоглощающая страсть. Я считаю, что страна сидит на майонезной игле, так же как на нефтяной.
— Где вы покупаете овощи и зелень?
— Обычно в Москве я покупаю их в обыкновенных ларьках. (Шепотом.) Там они намного вкуснее, чем в магазине…
— Многие туристы жалуются, что в Венеции негде поесть: только закусочные или очень дорогие рестораны…
— В Венеции много самых разных заведений: рестораны, остерии, траттории, пиццерии, чикеттерии, биккерии, киоскеты, таверны и т. д. В книге я описываю лишь малую их часть. Если говорить о ресторанах, то в основном там рыбная кухня. Но такие заведения — это не только еда: из ресторанов открываются лучшие виды на этот Не-город, как я называю Венецию. Сидеть можно внутри, но лучше, конечно, на набережных, в тех «точках общепита», где это возможно.
— Что из итальянской кухни вы рекомендуете попробовать туристам в Венеции?
— В Венеции нужно пробовать венецианскую кухню. Есть несколько блюд, которые вы не встретите больше нигде. Даже в той части города, что называется материковой Венецией, их уже нет. Это sande in saor — сардины жареные, потом вымоченные в уксусе вместе с изюмом, луком и кедровыми орешками. Спагетти alle sepia nere — с чернилами каракатицы и кусочками мешочка, в котором эти чернила хранятся. А еще baccala mantecatto — очень вкусное блюдо из норвежской трески. Наконец легендарная печенка по-венециански: fegato alla veneziano.
— А что пробовать не нужно?
— Скажу лучше, чего не нужно делать. Во всех итальянских ресторанах вообще, не только в Венеции, не стоит заказывать капучино после 14 часов. Это утренний напиток. Особенно некорректно заказывать капучино после спагетти — итальянцев буквально тошнит, когда они видят такое. Спагетти ешьте только вилкой. Иностранцам иногда приносят нож — советую отложить его в сторону. Личная просьба: не запивайте пасту пивом или кока-колой. Только вином! Или водой, но без газа. И еще: не рекомендую заказывать десерт сразу после обеда. Лучше чуть позже, и в другом заведении.
— А что касается напитков?
— Предпочитаю spritz — очень популярный в Венеции напиток. Делают сприц по-разному. Мне нравится сочетание белого вина, кампари и газированной воды. Кампари иногда заменяют аперолем, тогда вместо фиолетового и сложного сладковато-горьковато-солоноватого сприц будет оранжевый и просто сладковатый. В бокал кладут оливки и подают с чипсами. Иногда чипсы «зажимают» — можно смело требовать их у официанта или хозяина заведения.
Кроме того, Венеция всегда была местом, где пили много вина. Причина проста: не хватало пресной воды. Сегодня здесь столько вина, что если его разом вылить в каналы, Венеция утонет…
— Заканчивая нашу беседу, снова о прославившем вас персонаже — Петровиче. Он путешественник?
— Несомненно. Во всяком случае, его бронзовая статуя стоит в одном частном саду в Венеции, куда она прибыла из Перми, сменив четыре самолета. Так что с Венецией Петрович точно знаком.
— А теперь вопрос вам как психиатру: у Петровича есть какой-нибудь диагноз? Или он здоров?
— Здоров. Причем абсолютно!