Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Александра Маринина: Очень важно найти и свое место на Земле…

Интервью / 29.11.2014

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
[email protected]

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Марина Алексеевна Алексеева больше известна всем как писательница Александра Маринина. Ее книгами о расследовании преступлений с весьма замысловатыми сюжетами зачитывалось и зачитывается не одно поколение россиян. Внушительное число написанных произведений, экранизация целой серии детективов, главной героиней которых была Анастасия Каменская, необычная биография, и, конечно же, яркий литературный талант буквально вознесли автора на вершину российского детективного Олимпа. Встреча с ней прошла совсем недавно в гостинице «Астория», и отличалась от прочих бесед с литераторами исключительной динамичностью: чувствовалась привычка Марины Алексеевны все делать качественно и в максимально сжатые сроки.

— Марина Алексеевна, ваш нынешний визит в Петербург вызван презентацией новой книги («Ангелы на льду не выживают»). Сюжет ее связан с фигурным катанием. Появление книги совпало с ростом интереса к этому виду спорта в последние годы. Вы почувствовали настроение общества?

— Нет. Я вообще никогда не преследую цель написать что-то на злобу дня — пишу только о том, что мне самой интересно.

— А как же читатели? Разве не хочется создать именно то, что они ждут?

— Я не хочу и не могу угождать людям: они все разные и хотят разного. Если я начну писать то, что они хотят читать, это буду уже не я и книга не моя, а сборная солянка из пожеланий читателей. Я пишу, что хочу, и это кому-то нравится, а кому-то нет, только и всего.

— Судя по вашему творчеству, ваши желания время от времени меняются. Долго вы писали только детективы. Затем появилось совсем не характерное для вас произведение: семейная сага «Тот, кто знает».

— Душа захотела не детектива, и я себе это позволила. После я опять вернулась к детективу. Было настроение — написала мелодраму. Потом семейную драму «Все не так». Затем у меня была довольно длительная пауза — два года я ничего не писала. И вот из этой паузы в 2009 году я вышла с трехтомником «Взгляд из вечности».

— Да, это совершенно неожиданная трилогия. Главные действующие лица в ней — камень, змей и ветер, которые в своей реальности обсуждают перипетии жизни большой семьи и при этом взаимодействуют. Как эту книгу восприняли читатели, привыкшие к тому, что вы пишете в другом жанре?

— Другой жанр, неожиданно большой объем… Но в издательстве рискнули, и риск оправдался: продажи были очень большими. Значит, читатель принял этот формат.

— Очевидно, именно потому, что вы пишите иначе, на ваших последних книгах стоит пометка «Другая Маринина». А станете ли вы прежней?

— Нет. Вы что хотите, чтобы я впала в детство? Я не могу стать прежней. Кроме того, я не отказываю себе в писании детективов, и в некоторых из них даже фигурирует Настя Каменская.

— Не боитесь, что читатели запутаются: то ли вы автор детективов, то ли романов, то ли фантастики?

— Смотря какие читатели. По большому счету в первом приближении всех моих читателей можно разделить на две большие группы: тех, кто читает меня давно, не спеша, взрослеет вместе со мной и моими книгами, и тех, кто появился недавно. Последние, а им обычно лет двадцать, внезапно обнаружили мои детективы, скачали из Интернета сразу много и стали читать. Разумеется, быстро, по диагонали. За неделю прочли 25 детективов, а потом стали недоумевать, где продолжение в том же духе? Первым мои изменения понятны; вторым, конечно, сложно. Но я не могу стать прежней, даже если захочу. Помните, в фильме «Побег из Шоушенка» чернокожий заключенный Рэд после 40 лет тюрьмы говорит членам комиссии по досрочному освобождению: «Парня, совершившего преступление, давно нет…» Так и здесь.

— Что отличало и отличает ваши детективы от множества других, написанных российскими авторами?

— Как человек, работавший в органах, я не имею права на ошибки в виде описания каких-то милицейских или прокурорских глупостей. И я их не допускаю.

— Доступ к реальным уголовным делам у вас есть? Это помогает вам писать книги?

— Мне достаточно того, что я 15 лет изучала преступность. Да и в целом уголовное дело или совершенное в реальности преступ­ление не могут стать основой книги. Сюжет на преступлении не построишь. Оно может послужить лишь отправной точкой, но и это далеко не всегда нужно.

— Что для вас важнее в ваших замечательных детективных историях — описать будни следователя, алгоритм раскрытия преступлений или дать читателю пищу для философских размышлений?

— Конечно, подтолкнуть читателя к философским размышлениям намного важнее. Ради этого и пишется книга. Но, как я уже сказала, мне важно не ошибиться в мелочах, описывая жизнь опер­уполномоченных, следователей, судмедэкспертов, адвокатов, прокуроров и т. д.

— Вы уже довольно давно не работаете в органах. Каково это — оставить напряженную работу и стать писателем? Вам ведь много времени приходиться проводить дома. Это плюс или минус?

— Когда я вышла в отставку, то оказалась в эмоциональном тупике. Мне казалось, что все высвободившееся время я потрачу на написание книг. Но когда я перестала ходить на работу, я впала в ступор. Раскладывала на компьютере пасьянсы целыми днями, слушала «Травиату» и заливалась слезами. Так провела полтора года. Прибавила 16 кг. Это была классическая депрессия. Я поняла, кто-то должен быть рядом: дело в том, что я стесняюсь откровенного безделья на глазах у других. И тогда дело сдвинулось с мертвой точки. А что касается второго вопроса, то я не люблю работать дома: все отвлекает, очень много соблазнов. Некоторые книги я пишу в поездках, в отелях… Там легче сосредоточиться.

— Что вас бодрит?

— Знаете, уже ничего. Я с трудом тащу себя каждый день из утра в вечер.

— Но ведь эта ситуация может перемениться…

— Это вряд ли. Обычно все меняется, если находится молодой любовник. Но мне это не грозит — у меня исключительно счастливый брак…

— Настя Каменская, несомненно, героиня, с которой прежде всего связывают ваше творчество, несмотря на то что на текущий момент вы написали довольно много книг в других жанрах. Это некая идеальная личность для вас?

— Терпеть не могу слово «идеальный». Идеальными могут быть меры весов, есть «идеальная минута», и так далее. Но нет идеальных людей, идеальных домов, идеальных городов. Их просто не может быть. Образ Каменской органичный, но не идеальный.

— Экранизацией детективов вы довольны? Будет ли продолжение?

— Первые два сезона я смотрела с удовольствием. Потом потеряла интерес. Что касается продолжения, то пока экранизировать нечего. Режиссерам нужен экшен, а я в последнее время пишу иначе. Хотя как персонаж повзрослевшая Настя Каменская в некоторых моих книгах появляется.

— Каменская в ваших произведениях живет то в городе, то где-то за городом. Вы живете исключительно в Москве или у вас есть загородный дом?

— Я исключительно городской житель. Никогда, даже в детстве, не жила в деревне и не понимаю всех этих загородных прелестей. Я выросла в Ленинграде, жила в этом каменном мешке, потом моя семья переехала в Москву, и никакой другой жизни я не знаю и знать не хочу. Но меня не бесит суета, я не чувствую выхлопных газов… Даже Москва, которая по большому счету проходной двор, меня не раздражает. Это судьба всех крупных городов мира. Люди приезжают в них на заработки, чтобы потом купить жилье там, где им нравится.

— А ваш муж?

— Это совсем другая история. Он вырос в деревне у бабушки, любит природу — лес, реку. Долго пытался уговорить меня купить дачу. Однажды как-то так сложилось, что цены на рынке загородной недвижимости совпадали с нашими финансовыми возможностями. И муж присмотрел дом и повез меня смотреть его. И вот я вышла из машины, а там простор, река, воздух… и мне стало плохо. Это была самая настоящая паническая атака. Мы быстро сели в машину и уехали и больше к этому не возвращались.

— Не сложно описывать в книгах жизнь в загородных домах, если опыта проживания в них нет?

— У меня есть знакомые, живущие в коттеджах. К подруге, которая живет за городом, я довольно часто езжу в гости. И ее жизнь вне города только убеждает меня в моей правоте. Например, у нее дома кончился сахар. Магазинов вокруг нет. Чтобы купить килограмм сахарного песку ей нужно вызвать водителя, дождаться его, сесть в машину, доехать вдоль трассы до ближайшего супермаркета у обочины, а это минут двадцать в один конец… А у меня магазинчик прямо в доме, если сахар закончится, я справлюсь за 5 минут.

— Вас не называют королевой детектива?

— Называют. И русской Агатой Кристи тоже.

— Как вы к этому относитесь?

— С юмором. А как иначе? Чувство юмора — наше все.

В избранном В избранное
2571
Предложения