
— Галина Георгиевна, поздравляем вас с новой наградой — «серебряным» дипломом Всероссийской премии «Наследие дороже». В прошлом году праздник «День русской усадьбы» был отмечен международной премией по событийному туризму Russian Event Awards 2024, праздник «А был ли Пушкин в усадьбе Марьино?», получил признание правительства Ленобласти.
— Диплом усадьба Марьино получила за бережную реновацию дороже 10 млн руб. Следующий шаг — Дубай. В феврале я поеду в ОАЭ, представлю выставочный центр «Петербургский художник» с нашей программой подбора картин для коллекционеров. И расскажу об усадьбе Марьино как месте отдыха в отеле с историческими дворцовыми интерьерами и купальнями и как объекте агротуризма.

— То, что вы делаете, бесценно, и для сохранения культурного и исторического наследия, и для развития туризма, и для развития малых российских городов. Вы получаете поддержку государства?
— В прошлом году на посвященном идеям для нового времени форуме, в котором участвовал президент страны, обсуждалась специальная программа господдержки для восстановления исторических усадеб и объектов культурного наследия. Предлагается сформировать комплекс мер, упрощающих согласования, финансирование, привлечение инвестиций. Пока такой программы нет. Какие-то шаги делаются — вручаются премии за реновацию культурного наследия и развитие внутреннего туризма, выделяются гранты. Мы в прошлом году получили два федеральных гранта на развитие фермы и благоустройство фермерского парка, и все, о чем заявляли, сделали в полном объеме.
Сейчас на волне обсуждений возникают новые исторические сообщества, возможно, эта деятельность перейдет в практическую плоскость.

Стало заметным волонтерское движение. В конце января мы принимали своих хороших знакомых — волонтерскую бригаду из Политеха. Прошлой весной они работали в усадьбе Бурцевых, которую мы готовим к реставрации. Ребята расчищали парк, убирали мусор, много сделали и на ферме. Помощь большая.
В этом году отряд посвятил один день школьникам местной Андриановской школы: проводили занятия, мастер-классы, спортивные соревнования, а днем организовали в Тарасовском ДК концерт для местных жителей. Второй день ребята работали в усадьбе, а мы для них провели экскурсию по дворцу и устроили чаепитие с марьинскими пирожками.
— Расскажите, пожалуйста, об усадьбе Бурцевых.
— Усадьба со старым деревянным домом конца XIX века примыкает к территории фермы, логично было бы их объединить.
Бурцевы — купцы, связанные с владельцами усадьбы Марьино Строгановыми — Голицыными, ссужавшие их деньгами, например. Один из трех братьев — Александр был известным меценатом, коллекционировал рукописи, картины, автографы. Для хранения коллекции был построен дом в Петербурге, на ул. Некрасова, сейчас в нем Театр кукол. Александр поддерживал Императорское общество поощрения художеств, и члены общества, в том числе Николай Рерих, приезжали к Бурцевым на пленэры. В коллекции Бурцева были работы Рериха, после революции он продавал их, чтобы получить средства для существования. Коллекцию рукописей подарил Публичной библиотеке, но это его не спасло. Два других брата уехали в Финляндию, а Александра, пытавшегося сохранить коллекцию, выслали в Астрахань, там и расстреляли.
В восстановленном усадебном доме мы готовим экспозицию об этих людях. А есть еще полная крутых виражей история художника Александра Рубцова, который писал интерьеры усадьбы Марьино, дворец, парк и окрестности. Его воспитал профессор Академии художеств Ян Ционглинский, тоже участник Общества поощрения художеств. Около ста работ Ционглинского с марьинскими видами хранятся в польских музеях.

— Какое переплетение истории, живописи, судеб в усадьбе Марьино! И традиции марьинских пленэров, оказывается, уже больше 120 лет…
— Наша коллекция пленэрных работ — пейзажей, жанровых сцен — под названием «Из Марьино во Францию» побывала во многих городах страны.
Сейчас в Зеленогорске представлены работы французского этапа, экспозиция называется «Променад». Эту программу я поддерживаю с 2012 года, молодые художники, по традиции Императорской академии художеств, выезжали во Францию, знакомились с ее искусством, писали замки и сады. Думаю, каждому ландшафтному дизайнеру стоит посмотреть зеленогорскую выставку, там много работ из сада замка Во-Ле-Виконт под Парижем. Мы это называем классическими французскими садами, а это барочные сады, которые каждый новый владелец дополнял, немного преобразовывал, что можно увидеть на картинах. Какие-то полотна марьинских пленэров, думаю, повезу в Дубай.

— В вашем насыщенном календаре оказалась и выставка о Владимире Высоцком — нетривиальный формат для галереи «Петербургский художник»…
— Да, мы занимаемся академическим реалистическим искусством, а это такой живой тематический срез: работы по мотивам песен Высоцкого, экслибрисы, пластинки, открытки…
Действительно новый формат для нас. В прошлом году мы открыли подвальный этаж, назвали его «NEW-Пространство». Получили от города в аренду на льготных условиях 400 кв. м, привели их в порядок и предоставляем под разные социально значимые проекты. Это атмосферное пространство с арками и массивными колоннами отличается от классических залов бельэтажа, там можно экспериментировать, привлекая новых посетителей, слушателей, авторов на концерты, лекции, перформансы и выставки.
— Что ждет гостей Марьино в ближайшее время?
— В первое воскресенье марта — древненовгородская «Разгуляй-Масленица». Марьинская Масленица — всегда нечто особенное, с массой благодарностей от гостей. Вряд ли где-нибудь еще можно поучаствовать в столь разнообразных традиционных забавах. Будет и ледяной столб с призом на верхушке, и кулачные бои, и катание на печи, и разные игры-состязания с традиционным Масленичным костром и сжиганием чучела в финале. И съестные лавки с угощеньями, блинами-пирогами, шашлыками и «марьинской чаркой».