Сегодня Павел Санаев один из самых востребованных российских авторов, тонко и глубоко чувствующий людей разного возраста. Он способен заставить читателя в конечном итоге полюбить даже таких персонажей, которые поначалу не вызывают никакой симпатии. Правда, разговор о жизни в деревне не задался: Павел оказался скорее любителем городской жизни.
— Павел, у вас есть загородный дом или дача?
— Есть наша семейная дача в Подмосковье, туда выезжает моя мама, и там некоторое время провела моя дочь Вероника, но я не любитель дачной жизни.
— Почему?
— Если говорить именно об этой даче, то все просто: она строилась давно, еще в советские времена, и обустраивалась характерным для той эпохи способом. То есть стены отделывались вагонкой, туда свозилась старая, никому не нужная мебель… Все это так и осталось, и меня не привлекает.
— Ваша жена Алена написала в соцсети, что новогодние каникулы вы провели в автомобильном путешествии по Европе. Неужели даже умильные европейские деревушки не вызвали у вас желание иметь нечто сказочно-загородное?
— Нет. Единственное место, которое меня взволновало и заставило задуматься о приобретении недвижимости, — это крошечная итальянская деревушка на озере Гарда. Мы провели там какое-то время, и это было потрясающе. Красивейшее место, причем оттуда можно отправиться в разные интересные места: в горы, на побережье и так далее. В этой деревне, как во всех итальянских населенных пунктах, была городская площадь с собором, пиццерией и ресторанчиком. И совсем рядом с этой площадью мы увидели выставленный на продажу особняк — старый итальянский дом, примерно XVII века, с большими окнами, балкончиками, ставнями… В нем бы я пожил, наверное.
— А вообще у жизни на природе разве нет плюсов?
— Для меня — нет. У меня есть друг, который старается как можно больше времени проводить вне города, говорит, что его заряжает общение с природой и так далее. Мне это не свойственно.
— То есть лучшее место для жизни — это Москва?
— Я бы назвал три таких места: Москва. Лос-Анджелес — мне очень нравится этот город — и уже упомянутая деревушка в Италии.
— Что вам нужно для творчества в доме?
— Нужна тишина, возможность сосредоточится. И я вот как раз сейчас пытаюсь договориться с мамой, чтобы иметь возможность ходить к ней в гости, для того чтобы там работать. Дома это стало сложно: дочь подросла, но ребенку в 3 года и 8 месяцев довольно сложно объяснить, что папа работает. Все новое, что появляется в ее жизни, она хочет тут же мне показать… Поэтому мамину квартиру я пока хотел бы использовать как своего рода офис.
— Как часто вы будете ездить в «офис»? Какой у вас ритм работы?
— Я пришел к выводу, что мне подходит работать четыре дня в неделю. Больше — уже сложно. Хотя, конечно, бывает, что пойдет и пойдет… И тогда нет смысла прерываться только потому, что уже неподходящее время суток, — нужно писать, пока пишется. Так же нет смысла себя заставлять, если вдруг не пишется.
— Не секрет, что поклонники вашего творчества ждут продолжения книги «Хроники раздолбая». Ведь первая часть вышла еще в 2013 году, а сейчас уже 2016-й…
— Да, вторая часть уже давно должна была появиться, но я отвлекся на кинематографию. Серьезный был проект, отнял у меня два года жизни. И все это время у меня было ощущение, что я бреду куда-то не туда по какому-то болоту… Сейчас это уже пройденный этап, я вернулся к «Хроникам раздолбая — 2».
— И когда же?
— Трудно сказать точно, но я уже принял решение, что создам под эту книгу простенький сайт, где будет только обложка будущей книги и индикатор готовности, чтобы читатели могли видеть, сколько уже сделано.
— А смогут ли читатели высказаться на этом сайте?
— Возможно, мы предусмотрим вставку комментариев, но пока не знаю.
— А как вы определяете степень готовности произведения? Чем измеряется книга? Приближением к развязке?
— Да.
— То есть вы хорошо представляете, чем закончится книга?
— Разумеется. Мне не понятно, как такое может быть, как некоторые рассказывают: «Сажусь писать и не знаю, куда меня выведет сюжет и как себя поведут герои». Это все из области графомании, на мой взгляд. Конечно, я знаю, как будут развиваться события и чем все закончится.
— А свою первую книгу «Похороните меня за плинтусом» вы писали для себя? Или изначально понимали, что она будет напечатана?
— Я с самого начала знал, что это будет бестселлер. И долго не мог понять, почему популярность пришла только в 2003 году (впервые повесть была опубликована в журнале «Октябрь» в 1996 году. — Прим. редакции). Хотя это вполне объяснимо: все же помнят, какое это было время — 95-й, 96-й год… Кому тогда было дело до какого-то мальчика с бабушкой?
— Книгу часто сравнивают с экранизацией, и сравнение почти во всех случаях не в пользу фильма. Вы ведь тоже недовольны киноверсией?
— С моей точки зрения, кинорежиссер позволил себе много вольностей, отклонился от сути характеров героев. Поэтому такие расхождения с книгой.
— Вы же сценарист по образованию, кроме того, у вас есть удачный режиссерский опыт. Не проще ли было самому снять фильм по книге?
— Я собирался, и даже написал сценарий, но вдруг понял, что не хочу тратить полтора года жизни на то, чтобы рассказать заново однажды уже рассказанную историю.
— Последний вопрос. Вы довольно долго оставались холостяком — почему?
— Просто не встретил Алену раньше…