Не меньше славы принесла Авербуху деятельность после завершения спортивной карьеры — в качестве хореографа и продюсера ледового шоу. Каждая его постановка уникальна и безмерно талантлива. Совсем недавно весь мир, затаив дыхание, смотрел открытие зимней Универсиады в Красноярске — автором церемонии был знаменитый спортсмен. И вот уже новые планы: проект «15 лет успеха», спектакль «Клеопатра», детское ледовое шоу на телевидении. Такая загруженность не позволяет Илье Авербуху часто бывать в своем загородном доме на Истринском водохранилище.
— Илья, расскажите, пожалуйста, давно ли вы обзавелись загородным домом?
— Еще в детстве, устав все время гостить у кого-то за городом, я стал мечтать о собственном загородном доме. Сегодня я чувствую себя счастливым, когда еду на дачу. Путь не близкий — Истринское водохранилище находится в 90 километрах от Москвы. Зато в пути есть возможность переключиться, оглядеться. Всякий раз, входя в дом, испытываю радость и волнение.
— Дом новый? Вы проектировали его для себя?
— Нет, я купил готовый дом шесть лет назад. Прежние владельцы рассказали, что организовали пространство по фэншуй. Возможно, именно поэтому нам в нем так комфортно.
— А к дизайну интерьера приложили руку?
— Да, пригласил дизайнера, высказал пожелания, и все изменения со мной согласовывали. Добивались уюта. Для меня в доме большое значение имеет свет — не слишком яркий и агрессивный, он должен быть профессионально направлен. Правильно расставить мебель тоже очень важно. В равной степени не приемлю захламленности комнат и зияющих пустот.
— Приезжаете часто?
— К сожалению, 10–15 раз в год. Но дом не стоит пустой — в нем часто отдыхают мои родители и брат с семьей. Сын Мартин тоже приезжает чаще меня, ему нравится там бывать, и у него есть своя комната.
— Как много времени проводите с сыном?
— Уже почти два года сын живет со мной. Я всегда нахожу время, чтобы побыть с ним вдвоем. Летом ездим на море, зимой обязательно катаемся на лыжах — мы фанаты. Вместе нам не скучно. Сейчас Мартин серьезно увлечен скейтбордингом, он достиг больших успехов, я его с удовольствием поддерживаю. В планах — попасть в сборную страны, поскольку недавно скейтбординг стал олимпийским видом спорта.
— Не жалеете, что сын не пошел по вашим стопам?
— Нет. Мартин никогда не проявлял интереса к фигурному катанию. Честно говоря, от других видов спорта он тоже отказывался. Пытался отдать его в школу футбола ЦСКА — он саботировал тренировки. Хотел увлечь большим теннисом, но было видно, что большого удовольствия занятия ему не доставляют. Зато скейтбординг Мартин нашел сам, это была его инициатива.
— Кем он хочет стать? Планирует связать жизнь со спортом?
— Пока он учится. Как и многих подростков, его кидает от мечты к мечте. Спорт для него хобби, но мне оно нравится. Я вижу у Мартина бойцовские качества. И это неудивительно — он родился в семье чемпионов мира: перед глазами пример.
— Есть у вас свой рецепт воспитания сыновей?
— Я стараюсь общаться с сыном на равных. Разговариваю с ним как с будущим мужчиной. В таком воспитании есть свои плюсы: он никогда не чувствовал себя маленьким мальчиком, которому позволено все. Крайне важно, что у нас с сыном сложились товарищеские отношения. Я стараюсь не давить, не давать ЦУ вроде «ты должен делать так». Надеюсь, что учу отчасти и личным примером: я постоянно в движении, Мартин видит, какая насыщенная у меня жизнь. И это гораздо лучше, чем наставления.
— Илья, совсем недавно мы смотрели открытие и закрытие Универсиады. Вы довольны своей работой?
— Это было режиссерски сложно. Нужно было сделать так, чтобы церемония отличалась от прежних. Для меня важно, что я смог избавиться от стереотипов. Всем казалось, что если церемония в ледовом дворце и режиссер я, то непременно будет красивое ледовое шоу. Я сознательно все сделал почти безо льда, на 90 процентов танцевальные и цирковые жанры.
— Технически было сложно?
— Это был сильный стресс, так что я мало занимался хореографией и сценами, а следил за техникой: чтобы вовремя отработали животные, опустились сетки, не погас экран. Техника может подвести — это машина. И я молился, чтобы все сработало. А вот при повторе программы кайфанул: понял, что это самодостаточный проект.
— Илья, расскажите о своем масштабном проекте «15 лет успеха». Это будет что-то грандиозное?
— В 2019 году моей продюсерской компании исполняется 15 лет. И сейчас я могу с чистой совестью сказать, что нам есть чем гордиться. Во всех ледовых спектаклях компании принимают участие звезды мировой величины: олимпийские чемпионы, чемпионы мира и Европы. Каждый спектакль — интереснейший симбиоз фигурного катания и драматического театра. Мы решили, что юбилейный гастрольный тур — хороший выбор, чтобы отметить наше 15-летие.
— Ирина Слуцкая участвует во всех ваших шоу. Вы ведь давно дружите и вместе работаете?
— С Ириной дружим очень давно. Такой титулованной и знаковой действующей фигуристки-одиночницы в России больше нет. Объективно: Ирина единственная фигуристка, которая была чемпионкой мира дважды, чемпионкой Европы — семь раз и на олимпийском пьедестале стояла дважды. Я считаю, участие Ирины в шоу — большой подарок всем зрителям. Стоит прийти только ради того, чтобы увидеть выступление Ирины Слуцкой.
— После развода вы как-то сказали, что, возможно, когда-нибудь женитесь еще раз. А сейчас как думаете, будет у вас еще брак, дети?
— С тех пор ничего не изменилось, к браку я не готов. Тема закрыта, извините. (Улыбается.)
— А какой у вас идеал женщины?
— Идеальная женщина 90% своей жизни улыбается. Это женщина, настроенная на позитив, умеющая сглаживать углы, а не заострять их. А если говорить о внешности, то мне нравятся невысокие брюнетки с карими глазами.
— Ваша любимая актриса?
— Из российских, безусловно, Чулпан Хаматова, а из зарубежных — Пенелопа Крус.
— Что вы считаете своим главным достижением в жизни?
— Конечно, можно ответить, что главное мое достижение — Мартин. Но, наверное, это не совсем правильно. Думаю, главное, что после спортивной карьеры я реализовался как личность, как бизнесмен, как творческая единица, причем самостоятельно.
Фото: медиа-агентство Graffa