Каждый застраивается в своем архитектурном стиле. Почему выбрана такая стратегия, рассказал генеральный директор компании Дмитрий Майоров.
— В такой неоднозначной, как сейчас, рыночной ситуации интересно посмотреть на московский загород — появляются ли новые подходы и форматы. Удивительно, насколько различаются реалии. Дело в объемах строительства и денег?
— Москвичи часто используют два выражения: «Вы что, мне не доверяете?» и «Вы не понимаете!» Ну, в общем, да. Мне, например, не понять, как можно писать в рекламе, что поселок на
Рублевском шоссе, если он в 70 км к северу от этого шоссе. Не понятна любовь к бетонным плитам в качестве дорожного покрытия.. Предположу, что плиты и плитка — уже традиция для столицы.
Зачем сообщать, что участки ИЖС, если это земли лесфонда? Возможно, продавцы уверены в некоем административном ресурсе, с помощью которого несоответствия так или иначе будут устранены, или в наличии такого ресурса у покупателей, которые «как-нибудь потом все устроят».
Через наш московский офис, который реализует дома из клееного бруса производства корпорации «Русь», к нам обращались «лендлорды» с предложением построить несколько десятков домов на их земле, и предложенная форма гарантий мне была категорически непонятна. В Петербурге более европейское ведение бизнеса.
— Прагматичное, неторопливое и взвешенное?
— И без крайностей. Рынки загородной недвижимости локальные, и опыт в одном регионе не экстраполируется на другие. Несмотря на московскую уверенность, что столица задает тренды. «Сейчас мы вас научим продавать!» — и далее интереснейшее предложение нарезать землю по шесть соток.
В роли покупателей москвичи, приезжающие в Петербург, ждут, что здесь все в разы дешевле, к примеру «особняк на первой линии залива по цене московской однушки». Сталкивался много раз. Затем, начав превращаться в питерцев, они проявляют истинно питерскую требовательность к параметрам участка, дома и сделки. Среда и окружение все-таки преображают!
— Относится ли этот тезис к жителям коттеджных поселков, застроенных в одном стиле?
— Для меня неожиданно и приятно, что домовладельцы в нашем поселке «Особый статус», планируя хозпостройки, очень внимательны к общей стилистике.
А вот как все было задумано и построено в поселке «Янино», который я вижу постоянно, сейчас просто трудно представить. Таунхаусы почти скрылись за пристройками, нарощенными балконами, навесами, и конфликты между соседями возникают из-за вида и инсоляции.
Уверен, что наша заслуга как девелопера велика: мы задали тон, показали, как сделать красиво и удобно, как распланировать участок, чтобы обеспечить приватность и удобную логистику. И жители подтверждают, что немаловажную роль в их решении о покупке сыграло общее впечатление от поселка.
Поэтому дома в «Особом статусе» даже без отделки продаются на «вторичке» в разы дороже, чем от застройщика, а в «Янино» за десять лет цены не выросли, то есть жилье дешевеет на процент инфляции.
Регламент поселка — это ликвидность недвижимости и гарантия сохранности инвестиций.
— Но сейчас даже в дорогом сегменте покупатели выбирают участки без подряда и ограничений по строительству, очевидно, не желая следовать установкам окружения?
— Во-первых, таких предложений намного больше, они проще для девелопера. А вот выбор стилевых, концептуальных, поселков весьма ограниченный. Между тем состоятельные покупатели неуютно себя чувствуют без возможности выбора.
Во-вторых, окружению все равно следуешь, осознанно или нет. В незастроенном поселке смотришь на лес, представляешь дом цвета сосновых стволов и отражение неба и зелени в больших окнах. А когда сосед слева уже возвел параллелепипед из синего стекла и бетона, а сосед справа — бунгало а-ля Санта-Барбара, невольно начинаешь придумывать что-то эффектное, яркое и контрастное — и чуть больше, чем у соседей.
Даже в поселке с красивой архитектурной концепцией человек всегда очень хочет что-то еще на своей земле построить, дополнить и улучшить. С этой неизбежностью трудно бороться: беседка, навес, качели, парник… И чтобы не превращать поселок и свое домовладение в «шанхай», необходим внятный строительный регламент, а на участке должно быть достаточно места для самореализации.
Сегодня покупка участка многим представляется способом сохранения денег — и одновременно способом избежать окончательного решения о строительстве. Люди находятся под давлением ситуации в экономике, им непонятно, тратить сбережения в долларах или евро, сейчас или через год, куда метнется курс валюты и какой будет инвестклимат...
— Есть мем «Лежать в направлении к цели»… Вы думаете, от покупки участка до новоселья сейчас дальше, чем пару лет назад? Может, решение — покупка готового дома?
— Наши технологии позволяют строить хорошо и быстро. Надо проработать проект с опытным архитектором, — как у нас в компании — который напомнит заказчику все, о чем тот забыл спросить. И тогда дом 150–200 кв. м можно построить в штатном режиме за пять месяцев. На «вторичке» хороших новых коттеджей почти не найти и совсем нет домов из высокого клееного бруса (408 мм), какие строятся в поселках «Высокий стиль» и «Солнечный орнамент».
Готовый дом, каким бы совершенным он ни был, всегда хочется чуть-чуть переделать. В демодоме в «Высоком стиле» мы сознательно оставили одну комнату без отделки: кто-то представляет там кабинет, кто-то кинозал или гостевую спальню. Свой дом — это пространство самореализации в рамках красивой архитектурной идеи.