— Наталья Александровна, как повлияет снижения курса рубля на рынок недвижимости, и в частности загородной?
— Цикличность, связанная с нестабильность курса рубля, стала неотъемлемой составляющей нашей жизни, подсознательно мы к таким поворотам готовы всегда. В то же время в аналитике прошлых лет довольно хорошо прослеживаются следующие тенденции: на какой-то период рынок недвижимости замирает, а впоследствии мы видим уже традиционные для этой ситуации реакции. Это прежде всего повышение ипотечной ставки и рост стоимости квадратного метра. Но «квадрат» дорожает не только из-за волатильности курса — в проектах с высокой ликвидностью рост его стоимости связан и с переходом на эскроу-счета. Уже сейчас мы видим подорожание на 10–15%. Кроме того, мы не до конца ушли от евро/долларовой зависимости по материалам, и это, безусловно, тоже способствует повышению стоимости недвижимости.
Думаю, в ближайшие годы будет сокращаться разрыв в стоимости недвижимости между севером и югом нашей агломерации. Юг при высоких темпах развития современной инфраструктуры в какой то момент оказался недооценен, сейчас разница в цене в сегментах «бизнес» и «премиум» сокращается, мы хорошо видим это по отчетам ведущих аналитиков.
— В каких ценовых сегментах рынка загородной недвижимости можно ждать наибольших проблем? Что важно для стабилизации: взвешенность в изменении ключевой ставки, поддержка ипотеки, субсидии для инженерной подготовки участков?
— В сегменте «эконом» в последние несколько лет ситуация достаточно сложная. Там большой объем предложения при относительно спорной ликвидности некоторых проектов. Рынок переживает много потрясений, нестабильность законодательной базы в любой стране дает отрицательный экономический эффект, возможно, даже более значительный, нежели вызванный колебанием курса валют. С ипотекой еще вчера ситуация была довольно привлекательной, но вероятное повышение ключевой ставки повлечет откат, это нужно принять как данность.
— Можно ли защититься от таких ситуаций? Например, заложив возможные риски на этапе проектирования? Как вообще можно предугадать подобные риски?
— В любой хорошей финансовой модели эти риски учтены, по крайней мере в проектах, которые реализуются с проектным финансированием, применением эскроу-счетов. Таковы сегодняшние требования банков.
— Потребуют ли первоначальные планы реализации города-курорта Gatchina Gardens корректировки из-за макроэкономической волатильности?
— Мы будем придерживаться намеченных планов. В то же время мы не можем закрывать глаза на реалии рынка — и реализуем проект с применяем проектного финансирования, эскроу-счетов. Вместе с партнерами будем ориентироваться по ситуации на рынке, как и все игроки.
— Какие задачи перед городом-курортом вы ставите на весну 2020 года?
— Продолжать проектировать и строить. У нас в активной стадии возведение первой строительной очереди проекта, льем монолит первых жилых домов, получено проектное финансирование, аккредитация, заключения о соответствии, вся разрешительная документация, выкуплены технические условия. Сейчас будем прокладывать трассу под электричество (12 МВт) и подводить газопровод к участку. Проблемы приходят и уходят, а жизнь продолжается.