— Дарья, сначала о творчестве: над чем сейчас работаете?
— У меня есть серия книг «Сказки прекрасной долины». В год выходят три книги, уже вышли двенадцать. В них рассказывается, куда уходят наши животные после того, как они нас покидают, и как они там живут, что с ними случается. И хотя там нет ни слова о православии, все мои батюшки забрали эти книги в свои воскресные школы. Там есть ответы на вопросы, которые родители редко обсуждают с детьми.
— Можете привести пример?
— Вот, допустим, может ли доброе дело быть злым? Книжка «Лекарство от доброзлобия» отвечает на этот вопрос. Книжка «Дорога из мармелада» — вкусная дорога, ведущая к ужасному дому.
— Взрослые читают эту серию?
— В первую очередь это книги для взрослых. Я получаю огромное количество откликов от людей, потерявших своих питомцев, — мои книги их успокаивают. Они тоже верят, что теперь их любимцы в прекрасном и интересном мире.
— Вы приверженец загородной жизни. У вас большой трехэтажный дом. Легко ли с ним управляться? Кто вам помогает?
— У меня есть помощница по хозяйству Наталья. Она с нами уже 30 лет. Есть робот-пылесос, которым я довольна: он ползает тихонько и собирает всю пыль и собачью шерсть. Все остальное делает Наташа, но раз в две недели мы еще вызываем дополнительно двух помощниц. При этом в семье у нас все аккуратные. И дети, и внуки, и муж соблюдают правило: если что-то взял — положи на место. Все понемногу убирают, а мы с дочкой готовим.
— Есть любимое блюдо у ваших домочадцев?
— Все, что приготовили бабушка или мама, — самое любимое.
— Вы делаете какие-то закатки на зиму?
— Я же бывшая советская женщина. Желание закрутить за лето столько банок, чтобы потом их за 10 лет не съесть, свойственно каждой женщине моего поколения. Сама я ничего не выращиваю, но за многие годы обзавелась на рынках «своими» людьми, у меня много знакомых фермеров, у которых закупаю продукты и консервирую в свое удовольствие.
— Вы строили дом по готовому проекту или разрабатывали его под себя с архитектором?
— Мы купили дом по проекту, но внутри все делали под себя. Сразу предусмотрели, что дети вырастут, будут внуки…
— Планируете еще что-то доделать?
— Нет, спасибо! Нет ни малейшего желания что-то еще преобразовывать. Мы построили дом 20 лет назад, и первые три года устраняли ошибки, доделывали все, что не предусмотрели. Сейчас мы наконец-то достигли того, чего хотели.
— Дом — сложный организм, требующий постоянного ухода. Как с этим справляетесь?
— У нас подписаны договоры на обслуживание газового котла и электрического генератора, уже 20 лет не меняем компании. Они приезжают по первому зову, и мы всем довольны. Если что-то случается, у нас никакой паники, просто открываем записную книжку и набираем нужный номер. Сантехник к нам приезжает раз в месяц, электрик — раз в два месяца. Они обходят оба дома — хозяйский и гос-тевой, проверяют и предотвращают возможные проблемы. С домом, как с человеком: болезнь лучше захватить в самом начале.
— Для ваших мопсов какие удобства предусмотрены в доме? Есть ли у них развлечения на территории?
— У мопсов есть специальная площадка для выгула. Они знают, что свои дела можно делать только там, а мы потом убираем. Их любимое занятие — грызть шишки и гонять белок. У нас много белок, они почти ручные, хорошо питаются и регулярно плодятся. Еще живут еж Филипп и жаба Гертруда. Они вылезают ближе к ночи, приходят к главному входу, садятся и ждут. Ждут, значит, получают. Гертруда вполне удовлетворяется сухим кормом для жаб, который продается в зоомагазинах, а ежу даем сырое мясо. Ходят они к нам не первый год, мы не можем определить, это одни и те же еж и жаба или они сменились. Просто дали им имена и подкармливаем. А еще у нас есть лесные голуби. Они похожи на обычных голубей, но огромные. Эти птицы создают пару на всю жизнь. Сначала у нас был один голубь. Потом он привел жену. А недавно выглянула во двор, а там уже ходит голубь, его жена и трое детей.
— Что растет у вас в саду?
— Когда мы покупали дом, сразу выбирали участок в лесу — мне противопоказано много солнца. Искали затемненный участок и нашли — весь в деревьях! И когда мы чистили площадку под дома, муж очень тщательно следил, чтобы ничего лишнего из зелени не убрали, потому что у нас лес, довольно темно, почва глинистая и вырастить новое растение сложно. Удается лишь самые неприхотливые — муж этим занимается. А огорода нет никакого, плоды просто не могут вызреть. И цветам темно. Единственное место, где у нас солнечно, это полянка у гостевого домика, и там у нас посажены флоксы, лилии разноцветные… Не сильно пахнущие — не люблю резкие запахи. Есть рододендроны. Цветов не много.
Пару лет назад я увидела со своего балкона, как мой супруг Александр Иванович и наша помощница Наташа сажают тюльпаны. И вот они сидят на газоне, раскладывают луковицы в землю и на корточках продвигаются вдоль клумбы. Но они не видели, что за ними по пятам идет прелестная собачка по кличке Мася, раскапывает зарытые луковочки и тут же съедает. Я давилась от смеха. Когда они это заметили, Мася уже убежала.
Но нам нравится лесная часть участка с папоротниками, там постоянно гуляют собаки. И мы не собираемся превращать наш лес в сад.
— Важный дачный вопрос — защита домашних питомцев, которых у вас много, от клещей… Вы что делаете?
— Мы много лет живем в лесу и научились решать этот вопрос. Вместе с соседями вызываем специальную службу, которая три раза за лето обрабатывает участок. И даем животным лекарства, начинаем с апреля.
— Какие у вас отношения с соседями?
— Со всеми соседями прекрасные отношения. Но не сказать, что это прямо дружба. У нас маленький поселок, все друг друга знают, но все не очень социально активны. Никаких больших шумных компаний. И нас это устраивает. В гости друг к другу не ходим, потому что все очень занятые люди: один сосед — владелец крупного медиахолдинга, другой — владелец банка, третий — телеканала. Если что-то нужно по работе, можем обратиться. Если кто-то болеет, советуемся. И помогаем всем, кто обращается, — у нас большая аптека дома. Вот такой уровень общения, не ближе.
— К вам часто приезжают друзья?
— Гости приезжают на праздники. Мой день рождения и дочкин выпали на лето и раннюю осень, тогда мы жарим шашлык. И сидим на огромной и удобной веранде.
— У вас есть любимое место на участке? Может быть, какая-то беседка?
— Я пишу по одной книжке в месяц и еще по одной детской книжке раз в два-три месяца. Кроме того, у меня программа на канале «Спас, благотворительная программа «Храм» и еще много других обязанностей. Я в сад выхожу раз в шестилетку, и в основном пробегаю по нему, чтобы сесть в машину и куда-то умчаться. Неудивительно, что беседок у нас нет. Есть диван-качели, на них обычно веселятся внуки и мопсы — те, кто способен на них запрыгнуть. Мы с мужем люди работающие, он профессор факультета психологии МГУ. Муж пишет книги в своем кабинете, я — в своем…