Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Евгений Герасимов: VIII архитектурная биеннале стала событием года

Интервью / 13.12.2022

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
В Российском этнографическом музее прошла VIII биеннале «Архитектура Петербурга», организованная Объединением архитектурных мастерских. Председатель объединения, руководитель мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» Евгений Герасимов подвел итоги биеннале и трех лет петербургской архитектуры.

— Что, на ваш взгляд, стало главным итогом VIII биеннале «Архитектура Петербурга»?
— Беспрецедентно большое число участников. Около сорока архитектурных мастерских представили свыше 100 проектов. Такого никогда не было.
За пять дней в дискуссиях приняли участие больше
2000 человек, выступили больше ста экспертов из разных сфер, архитекторов, искусствоведов, девелоперов, дизайнеров, юристов, чиновников, блогеров... И это позволило разширить палитру взглядов на волнующие всех горожан проблемы.
Для архитектурного сообщества Петербурга это, бесспорно, событие года — по представительству, по накалу дискуссий в деловой части и насыщенности культурной программы.
Можно позавидовать Москве с ее богатым календарем заметных архитектурных мероприятий, который свидетельствует о вовлеченности и деятельном участии московских властей в этой сфере. Они субсидируют выставки и фестивали. Наше мероприятие не потратило ни одного петербургского бюджетного рубля.
— Судя по отзывам, большой резонанс вызвала лекция главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова…
— Он как раз ярко обозначил впечатляющую разницу подходов руководства двух столиц к реализации ярких архитектурных проектов, таких как парк «Зарядье», Речной вокзал, кампус МГТУ, Дворец гимнастики в Лужниках, два здания по проектам Захи Хадида.
Однако даже больший интерес и в зале, и в соцсетях вызвала дискуссия «Год постройки vs качество архитектуры», на которой мы говорили о принципах и возможностях развития центра, об эволюции «серого пояса» и проектах-антидепрессантах для сложных районов.
— Тема остается острой для Петербурга?
— Очень острой. Хорошая архитектура — это результат труда, который должен адекватно оплачиваться и не стопориться административными барьерами, сегодня просто чудовищными. Процесс согласований должен быть проще, прозрачнее и короче. Некоторые установки и правила просто абсурдны, их последовательность абсурдна.
— Это особенность Петербурга?
— В Москве все происходит заметно быстрее. Можем сравнить продолжительность цикла строительства. Или период реализации проектов, выигравших архитектурные конкурсы. Об этом говорили многие, и администрации Петербурга здесь есть над чем работать.

— По словам Евгения Герасимова, «городское измерение и мироощущение его обитателей взаимозависимы». Как влияет новая архитектура, представленная на биеннале, на это мировосприятие? И какие здания — жилые или общественные заметнее?
— Сегодня 95% нового строительства — это жилье, оно и влияет на восприятие горожанами новой архитектуры.
Срез представленных на выставке проектов был репрезентативным по географии (и центр, и спальные районы, и пригороды), мы видим, что жилищное строительство в Петербурге прогрессирует: проекты стали продуманнее и осмысленнее. Отточенные, выверенные планировки, стильная и сдержанная архитектура, без странных или курьезных решений, которых было много в начале 2000-х.
Что необходимо горожанину в жилье? Комнаты правильных пропорций, удобные, продуманные, логичные планировки, когда каждый метр, оплаченный в ипотеку, работает на удобство и пользу. Уравновешенные, спокойные архитектурные решения для жилых домов скорее плюс — архитектура не должна раздражать. Хотя нужна работа с цветом, яркие акценты уместны, если они проработаны профессионально. И все же человек покупает квартиру не на один год, и архитектура его дома не должна вызывать изжогу ни у него, ни у окружающих.
Общественных зданий не так много — у нас не строятся театры, библиотеки, культурные центры. Из того, что делается, нельзя не отметить кампус ИТМО, с интересом ждем Левашовский аэропорт и окончательную версию фасада СКК от Coop Himmelblau — одна из них была представлена на выставке.
Есть интересные проекты реконструкции и реставрации памятников архитектуры, церквей, парков. И снова трудно не заметить, что процесс мог бы ускориться, если бы не пресловутые административные барьеры. То же относится и к созданию общественных пространств: при поддержке и участии городских властей их было бы больше. Есть великолепные примеры. Лучший, бесспорно, Новая Голландия. Владельцы Никольских рядов просто подняли их из руин и вернули городу. Прекрасны «Севкабель» и квартал «Брусницын», масштабный «Остров фортов».


Если смотреть на архитектуру, как на слепок жизни, Петербург петровских времен — это один город, пушкинский Петербург — совсем другой, Петербург Достоевского отличается и от них, и от Петербурга Серебряного века. Затем появился конструктивизм, в котором отразилось развитие технологий и настроения общества. Ту же роль играл сталинский ампир, город 60–70-х, как сейчас говорят, «времен застоя». Сегодняшние проекты разные, и это говорит о многообразии взглядов и предпочтений в нашем обществе. Позиция «пусть цветут все цветы, только без сорняков» — правильная, она отражает демократическое устройство жизни, разные вкусы потребителей, будь то подчеркнуто модернистская архитектура или неоклассика.
И если у общества есть потребность в том, чтобы новая архитектура была самопрезентацией его современного этапа развития, престиж профессии архитектора должен быть на высоте. Тут профессиональное сообщество единодушно.
– Как вы выбирали проекты вашей мастерской для биеннале?
– Продемонстрировали то, что не показывали раньше, московские Alcon Tower и «Царёв сад», коворкинг Avenue Page на Петроградской стороне, жилой дом Art View House на набережной Мойки, а также визуализации новых проектов: жилые комплексы на Большом Сампсониевском проспекте, Большом проспекте В. О. и Миргородской улице.
В экспозицию не попали «Институтский, 16», Futurist, где полностью готова жилая часть, завершается реконструкция хлебозавода, для полноты восприятия комплекса
необходимо завершить ландшафтный дизайн. Покажем
на следующей выставке!
– На выставке был представлен путеводитель «Новейшая архитектура Санкт-Петербурга». Что вы можете сказать про вошедшие в него проекты, реализованные в последние 30 лет?
– Наш благотворительный фонд поддержки культуры и искусства DICTUM FACTUM профинансировал издание путеводителя Анны Мартовицкой. Автор youtube-канала «Архиблог» выбрала 126 жилых и общественных зданий, описала и объединила их в маршруты, присвоила QR-коды, составила фоторяд… Мы сознательно пригласили этого московского автора со свободным от петербургских закавык, несколько отстраненным и более объективным взглядом.
Это первая попытка осмысления, с тех пор как город снова стал называться Санкт-Петербургом. Итог этих 30 лет не хорош и не плох, он показывает нашу жизнь в это время, как точный слепок, отражение этапов развития общества — от экономики и общественно-политического устройства до эстетических ориентиров и предпочтений.
Можно увидеть, как жизнь меняла архитектуру.
– Где ваша архитектура изменила город больше всего?
– «Невская ратуша» стала триггером джентрификации всего района. Сейчас вместо промзон и маргинального жилья там появляются элитные жилые дома, кафе, рестораны. Согласитесь, это прекрасно.

В избранном В избранное
3702
Предложения