Виды Английского парка, мраморная пергола на Большом пруду, фонтан и лодки «Водной феерии» достойны быть запечатленными на холсте и флэш-карте. Картины мастеров петербургской школы живописи, созданные в рамках сезонных пленэров в усадьбе Марьино, покупают, чтобы заново пережить испытанные в Марьино чувства. Марьинские пейзажи располагают к тому, чтобы самому взяться за кисть, говорит Галина Степанова, известный петербургский меценат.
— Галина Георгиевна, начало теплого сезона в усадьбе Марьино ознаменовано яркими праздниками. В соцсетях много отзывов об атмосфере в День русской усадьбы, много фото и видео леди и джентльменов в исторических костюмах. Главное — все танцевали!
— Для нас День русской усадьбы, который мы празднуем 19 мая, действительно особенный. К счастью, и погода благоволила, и программа реализовалась как было задумано: старинная струнная музыка, вокал, спектакль, танцы ансамбля «Котильон», гости в исторических костюмах — все сработало на ощущение атмосферы старинной аристократической усадьбы, куда съехались на праздник гости. Чтобы приглашенные на бал чувствовали себя увереннее, мы организовали короткий мастер-класс по танцам XIX века.
Сейчас готовим праздник на Ивана Купала с костром и пусканием на воду венков желаний. Потом будет День роз. У этого праздника богатая история и много обаятельных традиций, например коронация наших усадебных грифонов Сигизмунда и Бонифация, подача напитков с розовыми лепестками...
Рекомендую следить за афишей!
— Судя по экспозиции выставочной галереи в усадьбе, даже во время таких многолюдных и парадных событий на пленэрах работают художники?
— Мы приглашаем художников на все наши праздники. Это известные петербургские мастера живописи, их работы есть в коллекциях российских и зарубежных ценителей, у нас в МВЦ «Петербургский художник» и в залах усадьбы Марьино. Понятно, что не на каждом выезде к нам рождается что-то знаковое, ведь творчество процесс тонкий.
Но хороших, живых, «породистых» работ, в которых передана атмосфера, чувствуется настроение и энергетика, читаются более глубокие смыслы и коннотации, — немало. Для галереи в Марьино мы отбираем самые живые и настоящие.
Собственно, поэтому их и покупают наши гости. Еще один значимый и очень приятный повод приобрести картину — самому стать героем жанрового полотна авторства известного мастера, приняв участие в интерактивном действе, в бальном выходе.
К слову, сегодня жанровую картину найти не так просто, чаще пишут пейзажи или предметные композиции. Тем ценнее наши пленэры.
— Тему искусства в интерьере все видят по-своему. Говорят, дизайнеру, искусствоведу, галеристу важно понять глубинные переживания и устремления заказчика, чтобы помочь ему выбрать «свою картину». Наверное, это будет не портрет, скорее пейзаж, природа, городские зарисовки?
— На жанровые и стилистические предпочтения влияет еще и мода. Был период, когда все ценили голландцев, а они много писали как раз жанровых сцен. И там всегда очень интересно смотреть на лица.
Был период всеобщего увлечения импрессионизмом, а реалисты считались скучными. Одно время, например, в живописи Маковских, Семирадского видели некую слащавость, приукрашенность. Называли их работы салонной живописью, подразумевая сделанное под вкусы публики, на продажу. А сейчас, спустя столетие, эти полотна ценят за высочайшее мастерство исполнения. За красоту и позитивные эмоции. Они заняли свое место в истории искусства.
От начала 1990-х осталось много изображений в черном цвете, черепа, раненые ангелы, надлом и тревога. В качестве беспощадного свидетельства времени их хранят в музее. Но не думаю, что кто-то готов смотреть на такое каждый день и заново переживать эти эмоции.
Однозначно сказать, что сейчас чаще выбирают яркие, наполненные концентрированной радостью пейзажи, натюрморты или жанровые сцены, не могу. Хорошая картина цепляет разные струны и откликается на разные настроения, с которыми к ней подходят. Сегодня видишь солнце, завтра обращаешь внимание, какими красками передана глубина тени…
— Для современных интерьеров характерны большие свободные площади стен, и их не стараются заполнить большими полотнами. Вероятно, потому, что такая картина способна «погасить» все остальное в комнате?
— Мне кажется, стены больших комнат под высокими потолками созданы для картин. Я прихожу в галерею «Петербургский художник» — и прямо перед глазами «Продавец арбузов» Теняева, квинтэссенция летнего настроения.
Вспомните дворцовые интерьеры: высокие потолки, пространные поверхности, занятые масштабными полотнами. Вопрос только в выборе.
— Вы вернулись из Индии, где в Центре Рерихов открывали выставку своих картин. Какие впечатления вы привезли сейчас?
— Мне удалось немного посидеть с кисточкой. Места, где находится усадьба Рерихов, это предгорье Гималаев, с видами на горы, на долину Куллу и реку. Горы меняются каждую минуту, меняются краски, тени, даже очертания. Наблюдать это очень интересно.
Там другая Индия, отличающаяся от наших обычных представлений о стране. Другой уклад, другие дома, другой климат: вся долина в яблоневых и персиковых садах, семьи изготавливают и носят домотканую одежду, традиционные длинные рубахи со штанами.
А в городах, куда мы спускались, — шум, суета, многолюдье, все на скутерах, там традиционную одежду уже почти не носят, разве что люди старшего поколения. Общее впечатление, что различия между странами в одежде, укладе стираются.
— Вам в Марьино удается воплощать атмосферу петербургского света, делать акцент на исторических коннотациях, противостоять обезличиванию глобализации. Не просто День сирени, а светский салон императрицы Александры Фёдоровны... Эта атмосфера присуща и частным торжествам в Марьино?
— Если люди выбирают для важного события старинную усадьбу, некогда принадлежавшую Строгановым-Голицыным, знают про бывавшую здесь «Пиковую даму», конечно, мы предложим сценарий торжества, выдержанный в духе высшего петербургского света, с церемонией в антикварном Белом зале, с размещением в дворцовых апартаментах, с фейерверком и прогулкой в карете, с фотосессией среди цветов и колонн. Такое праздничное и роскошное путешествие во времени.