— Елена Валерьевна, поздравляем вас со значимой датой — 20-летием со дня основания дошкольного отделения знаменитой 56-й гимназии. Расскажите, как проходил праздник?
— В этом году очень важная дата для Академической гимназии № 56 имени М. Б. Пильдес — ее 35-летие, а также 20-летие дошкольного отделения. Майя Борисовна Пильдес — легендарный педагог, народный учитель России, кавалер ордена Почета и создательница гимназии. Ее преемник — нынешний директор Сергей Владиленович Данилов продолжает лучшие традиции крупнейшего образовательного комплекса в Северо-Западном регионе и одной из наиболее престижных гимназий Петербурга.
Мы организовали театрализованное представление, в котором участвовали герои из сказки «Бременские музыканты» в исполнении педагогов и специалистов детского сада и Центра психолого-педагогического медико-социального сопровождения, а также образцовый детский коллектив «Танцующий мир». Любимая сказка и веселые герои пригласили детей и их родителей окунуться в яркий мир детства.
На праздник к нашим самым маленьким дошколятам заглянули Баба-Яга и Домовой, юные воспитанники подружились с героями и даже прокатились на метле Бабы-Яги.
Сложилась чудесная волшебная обстановка, все были одной дружной семьей — родители, дети и педагоги. Это прекрасное трио, которое дышит в унисон, сообща создает условия для успешного развития детей. Мы видим воспитывающих взрослых — педагогов и родителей как прекрасных партнеров, объединенных общими целями.
Адаптация в начале учебного года нужна не только детям, но и родителям. И наш праздник — это всегда событие, которое позволяет гармонично принять новые условия абсолютно всем.
В праздничном действе есть момент единения, сплочения: все могут познакомиться, пообщаться, поддержать друг друга.
— Как можно создать команду единомышленников — люди ведь разные?
— Это всегда диалог на уровне доверия. Одни родители приходят в дошкольное подразделение гимназии № 56, априори доверяя нам, зная, что это бренд, легенда, место силы. Для тех, кто не знает, педагоги берут на себя ответственность за создание этого доверия, заслужив его.
Мы приглашаем на праздник наших выпускников, они рассказывают свои истории про детский сад и гимназию, как они полюбили это место и с радостью возвращаются каждый год, чтобы помочь провести праздник, поделиться успехами.
— Это очень трогательный момент для каждого, кто сам когда-то шел первый раз в детсад, кто вел ребенка, то есть для всех! Как это происходит у вас?
— Представьте себе, семья, папа, мама и ребенок, приходят на территорию дошкольного отделения, видят много людей и не знают, куда идти. А у нас принято заранее присылать информацию о группе, в которой будет ребенок, пошаговую инструкцию, такой своеобразный квест, чтобы ребенок с помощью родителей прошел маршрут в то место, где он будет учиться дружить, общаться и готовиться к школе. Мы регулярно приглашаем родителей на экскурсии в детсад, общаемся. В момент подачи заявления о приеме немного вовлекаем родителей в игру, даем возможность им почувствовать себя детьми, представить себя на месте своего ребенка и придумать, как помочь ему адаптироваться, вписаться в новую жизнь в детском саду.
— Волнуются ли родители о безопасности?
— Им не приходится волноваться, мы уделяем безопасности огромное внимание. А самым главным моментом в обеспечении безопасности является психологическая безопасность всех участников образовательных отношений: фокусировка на эмоциональном благополучии детей, глубокие беседы с родителями, исследование произведений, создаваемых детьми.
На празднике каждого ребенка просили сделать рисунок на асфальте, и взрослые участники поговорили с детьми и родителями о смысле нарисованного. Такой психологический тест в игровой форме, полезный для всех.
Некоторые дети не стали рисовать на асфальте, и им предложили бумагу и фломастеры, также можно было рисовать палочкой на песке или просто запускать мыльные пузыри. Цель была поддержать любую инициативу ребенка без элементов принуждения.
— Как это соотносится с последующим образовательным процессом, где многое обязательно, «надо»?
— Да, в детском саду есть определенные моменты, когда нужно заниматься, постигать новое. У нас этот процесс носит характер поддержки самостоятельности, инициативы ребенка.
До пяти лет, то есть до старшей группы, занятий нет, только совместная образовательная деятельность педагога и ребенка, и задача педагога убедить ребенка, что он может сейчас играть в определенную игру.
В подготовительной группе мы начинаем играть в школу, только тогда появляются занятия, мы начинаем формировать первые учебные навыки детей. Здесь работает личный пример, и дети легко включаются в процесс обучения.
Кроме праздника «Здравствуй, детский сад», мы проводим праздники осени, зимы и весны, фестиваль чтецов, музыкальные гостиные и другие мероприятия, и всегда они организуются так, чтобы в них участвовали не только дети, но и родители и педагоги. Для нас важна атмосфера доверия, и прежде всего доверия со стороны ребенка. И родители видят, что во взаимодействии с детьми, семьями воспитанников мы всегда на стороне ребенка и действуем в его интересах. И это один из главных принципов психолого-педагогического сопровождения в гимназии № 56.
Я говорю об экологии отношений: мы не призываем, а своим примером показываем, как можно относиться друг к другу. Мы видим в родителях лучших экспертов в познании их ребенка.
У нас работают родительские клубы, в смешанном и очно-онлайновом формате, родители могут посещать консультации специалистов ППМС-центра, получить педагогическую консультацию воспитателя ребенка.
Мне приятно говорить, что у наших педагогов высокий уровень психолого-педагогических компетенций. Недаром федеральная образовательная программа предписывает, что педагогический коллектив и дошкольное образовательное учреждение помогают формировать психолого-педагогические и правовые компетенции родителей, а также информируют и просвещают.
Желаю всем успешного, интересного, наполненного учебного года!
Данилов Сергей Владиленович,
директор Академической гимназии №56