— Расскажите, с чего началась ваша личная дворцовая история?
— Мои бабушка и дед жили во дворце. Большой Меншиковский дворец в Ораниенбауме в советское время принадлежал Минобороны, в нем размещалось секретное КБ, где дед конструировал торпеды для подлодок. А семьи сотрудников жили в галерее дворца. И все воспоминания о том времени моя мама предваряет запавшей мне в душу с раннего детства фразой: «Когда мы жили во дворце…»
Благодаря этому маминому обороту я с детства воспринимала себя как принцессу. И сейчас ощущаю себя петербурженкой с семейным дворцовым бэкграундом.
Может, поэтому дворцы, замки, роскошь с флером прошлого предстают чем-то близким и родным. В исторических реминисценциях я как рыба в воде: это мое.
Не удивительно, что меня увлекло погружение в традиции и историю дворянских усадеб. Изучение деревянного зодчества и русской усадебной культуры стало настоящим путешествием во времени. Начинала с архивных чертежей, научных исследований и поездок по сохранившимся жемчужинам прошлого, постепенно углублялась в философию, в смыслы усадебной архитектуры. В итоге произошел логичный переход от дизайна интерьеров к созданию архитектурных проектов домов и современных усадеб.
Оказалось, что заказчикам близка связь идей XVIII–XIX веков и современного комфорта. Собственно, я думаю, законы Вселенной работают так, что увлеченность притягивает единомышленников.
— Расскажите об особняке Мясникова на бывшей Знаменской. Википедия его обозначает как «дворец в стиле необарокко».
— По масштабу и роскоши убранства это, конечно, дворец, но получение официального статуса означало бы, что здание принадлежало или использовалось членом императорской фамилии или вельможей-царедворцем. Дворец всегда признак власти, тогда как Мясниковы были «всего лишь» богатыми купцами: мясо, вина, золотые прииски. Поэтому — особняк. Хотя история у него богатая: в начале ХХ века, когда он уже перешел во владение семье Карабчевских, здесь был известнейший в столице империи светский салон, где перед избранным обществом танцевала Кшесинская, пели Шаляпин и Собинов.
Сейчас особняк Мясникова выступает в той же роли — это культурное пространство, в котором проходят концерты, кинопоказы, устраиваются балетные спектакли, торжественные арт-бранчи, костюмированные балы и пр.
Википедия не вполне точна в определении стиля. Особняк перестраивали, и единой стилистики помещений нет, это сочетание стилей: необарочные, рокайльные и классические залы и холлы, модерн начала ХХ века в Помпейской гостиной и зимнем саду.
Я пришла в проект, когда реставрация исторических деталей почти завершилась. Правда, складывалось, впечатление, что финансирование работ было, скажем так, неравномерным. Где-то великолепие потолочных плафонов с лепниной и позолотой, а иные залы остались казенно-безжизненными. Заказчик хотел, чтобы пространства стали интересными, живыми, гармоничными, а главное — гостеприимными.
Объем общестроительных работ был минимальный — мы переделали санузлы, где-то перестелили пол. В основном же моя задача заключалась в создании атмосферы средствами декорирования. Судя по отзывам, все удалось.
Мебель и светильники мы подбирали антикварные или винтажные. Заново сделаны, пожалуй, только мебель для санузла с мраморными столешницами и резным декором, который покрасили и патинировали.
Роспись стен в виде фресок — это авторские обои, придуманные и созданные в соавторстве с художницей Александрой Кузнецовой в компьютерной программе. Мы их распечатали и вклеили в молдинги. В буфетной на них изображения «райского сада» — беседки с увитыми цветами шпалерами. В зеленом каминном зале все настенные панно, включая десюдепорты, следуют более сложной сюжетной линии. Это разные виды парка русской усадьбы — пруд с лебедями у белоснежной беседки-ротонды или парковый павильон, аллеи с березами, главный барский дом с классическим портиком в нескольких ракурсах. Мы спроектировали основное зеркало над камином. Там была зияющая пустота, когда мы пришли в особняк.
Между панно мы вклеили в молдинги узкие и высокие зеркала, для придания исторической достоверности выполненные в традиционной технике с серебряным покрытием и искусственно состаренные. Прямо на зеркалах укрепили старинные латунные бра с мерцающими лампочками-свечками. Отражения сразу обеспечили глубину пространства, и зал заискрился, заиграл красками, яркой торжественностью.

Кроме кропотливых поисков люстр и бра в антикварных магазинах, мы основательно переделали три люстры. Их черные кованые каркасы задекорировали белым, затем позолотой, украсили хрустальными подвесками.
Зимний сад с камерными уголками для фотосессий обставлен спроектированной для него мебелью — кованой и плетеной. На площадке парадной лестницы мы поставили роскошные антикварные консоли, и сейчас там устраивают праздничные инсталляции, эффектные фотозоны.
Я была искренне рада возможности поработать с историческим памятником середины позапрошлого века, выполненном в дворцовом стиле. Во-первых, мне по душе такая праздничность. Во-вторых, это один из редких проектов с широким публичным доступом. Ведь показать будущим заказчикам свои проекты в частных усадьбах и резиденциях невозможно, поскольку приватность у их владельцев во главе угла.
— Можете ли вы показать эскизы других дворцовых проектов? Любопытно, как может выглядеть «современный дворец» — без тяжеловесности и ощущения музейного пространства.
— Несколько лет назад мы разработали архитектурный проект и дизайн внутренних пространств большого, 2000 кв. м, дома-дворца в Подмосковье.
По всем формальным признакам это дворец, выполненный снаружи по образцу ялтинского Ливадийского дворца Романовых, а внутри оформленный в стиле раннего классицизма с элементами рококо, но с поправкой на современный суперкомфорт.
Самое сильное ощущение от пребывания в залах и покоях —
обилие воздуха. Пышный декор, подчеркнутая рафинированная роскошь, лепнина розеток, колонны и пилястры, золоченые молдинги и люстры, орнаменты и картины в массивных рамах, насыщенные цвета текстиля — и впечатление свободного пространства.
Эффект воздушности создается за счет белых стен, на которых легкая игра теней от лепнины, за счет тонких линий и выбеленного цвета золота, и, конечно, не обошлось без точно выверенных пропорций.
Парадные залы, лестничная зона — это действительно огромные пространства, но не все комнаты такого объема, а ощущение воздушности есть везде, аристократический лоск не утяжеляет интерьер.
Детали в этом проекте можно разглядывать бесконечно. Камин, например, точная реплика мраморного камина с путти из Юсуповского дворца, который повторен в особняке Брусницыных.
Встречаются проекты такого ранга и статуса, что никакой стиль, кроме историзма, причем в самом дорогом, дворцовом, исполнении, подчеркнуть их уровень не может. И здесь важна творческая интерпретация, основанная на глубоком знании, насмотренности и умении стилизовать.