- Итак, человек покупает (или строит) так называемую "коробку". Что он теперь должен делать в первую очередь?
- Любая сознательная деятельность должна начинаться со сбора необходимой информации. У вас пока не дом, а всего лишь полуфабрикат, где нужно устанавливать системы коммуникаций. Но какие именно? По какой цене? И кто вам будет их монтировать, а затем обслуживать? Войти в курс данных проблем можно, прибегнув к услугам организаций инженерного профиля, где должны работать специалисты по инженерии. Таких организаций в городе пока немного, но они есть.
- Где можно узнать о таких организациях?
Посещайте строительные выставки, заглядывайте в специализированные издания, - хотя справедливости ради надо сказать, что пишут о нашей проблематике до обидного мало. Только в последнее время мы обнаруживаем интерес к нашей деятельности со стороны изданий. Ну и, естественно, не сбрасывайте со счета советы опытных людей. Если у кого-то какая-то фирма установила эффективную систему отопления и надежную сигнализацию, не ленитесь, узнайте об этом более подробно. Надежность и эффективность - они ведь на дороге не валяются, верно?
- Но ведь систем коммуникаций очень много. Каким образом выбирать? А главное - из чего выбирать?
- Систем действительно много: в нашем списке, например, более сорока наименований. Такой список вам предложит любая инжиниринговая фирма, хотя устанавливать их все - вовсе не обязательно. Важно, чтобы клиент знал этот список, а также понимал, от чего он отказывается. Бывает, что о некоторых необходимых инженерных системах хозяева узнают слишком поздно, когда дом уже сдан под ключ и переделки выливаются в серьезные затраты.
При этом информацию лучше собирать сразу в нескольких компаниях. Чем полнее список услуг и чем внимательнее проработаны прайс-листы, тем правильнее будет принятое вами решение.
- Ну хорошо, информация собрана и фирма-исполнитель определена. Что дальше? Сразу "в бой"?
- Сразу - не стоит. Для начала клиент, коль скоро он собирается с нами работать, получает расширенное предложение и укрупненную смету. Там указаны все необходимые для дома коммуникации, а так же их стоимость. После этого клиент думает (как правило, полторы-две недели). Собирает дополнительную информацию, еще раз советуется со знающими людьми и так далее. Нелишним, наверное, будет и поездка в недостроенный дом, чтобы на месте с учетом конкретных особенностей постройки оценить возможность установки той или иной системы.
И только затем следует принятие решения. Что-то клиент убирает из списка, что-то, возможно, туда вносит дополнительно, таким образом, формируя набор коммуникаций, необходимых именно ему.
- А не многовато ли вы взваливаете на клиента? Может, ему некогда вникать в подробности, и он захочет, чтобы этим утомительным процессом занялось его доверенное лицо?
- Разумеется, владелец дома может доверить этот процесс даже двоюродному дяде из Хабаровска: с правовой точки зрения здесь препятствий нет. Но жить-то в доме придется ему, а не дяде! Поэтому нелегкий этап до принятия принципиального решения лучше пройти самому. После этого начинает работать фирма: она делает уточняющие предложения по отдельным коммуникациям, а также уточняет необходимые сметы расходов. На этом этапе идет индивидуализация каждой системы и привязка ее к конкретному дому. Ну, к примеру, в одном доме достаточно двух видеокамер для наблюдения, а в другом и четырех будет мало. Цена при этом, согласитесь, существенно меняется. И вот когда все это увязано и уточнено, - с клиентом подписывается договор.
- Ну, теперь-то клиент может с чистой совестью уехать куда-нибудь на Канары и больше в ваши дела не вмешиваться, не так ли?
- Не так. Вмешиваться, а точнее, участвовать в этом деле желательно и на следующей стадии - проектной, которая продолжается от двух недель до полутора месяцев. Повторюсь: жить в доме придется заказчику и его семейству, а потому нельзя во всем полагаться на фирму. В частном доме все коммуникации должны соответствовать образу жизни и привычкам конкретной семьи, так что необходимо тратить время на то, чтобы уже на стадии проекта все требования были осмыслены и зафиксированы в документах. Если есть возможность, привлекайте специалистов или компетентных знакомых - все это, уверяю вас, окупится сторицей.
- То есть, такой подход позволит сэкономить и время, и деньги?
- Безусловно! Некоторым клиентам кажется, что такой скрупулезный подход связан с большими затратами времени (а также средств), но, как показывает опыт, это самый дешевый и короткий путь к желаемому результату. Тут можно немного подправить расхожий афоризм: не скупой платит дважды, а ленивый. Проект - это ведь открытая информация, она в виде документа всегда присутствует у клиента, и он при желании всегда может, а точнее - должен контролировать работу фирмы-подрядчика.
- Итак, мы уже говорим о стадии непосредственной работы?
Именно об этом. Разумеется, никто не призывает клиентов делаться некими "прорабами" на стройке, но разумный контроль за исполнением работ, безу-словно, необходим. Благо, все имеющиеся на руках документы: договор, проект, подробная спецификация - у клиента имеются. У вас не так установлены камеры наблюдения? Пожалуйста: покажите план, где обозначены эти камеры, и подрядчик установит их должным образом. Хотя вот вам обратный случай: не так установили дизель-генератор, он мешает расположить в данном помещении шкаф, о котором вы подумали в послед-ний момент. Увы, поздно подумали: проект утвержден, подписан, следовательно, за другой вариант установки вы заплатите по отдельной графе.
- Процесс сдачи систем в эксплуатацию, наверное, вообще болезненный?
- К сожалению. Нередко что-то не устраивает, что-то хочется переделать, установить другим образом и так далее. Клиент нервничает, забыв о том, что его претензии не обоснованы, ведь переделки не были оговорены заранее. Перестраивать вообще сложнее, чем строить, поэтому еще раз подчеркнем: думать нужно раньше, на первых стадиях работы. Процесс установки коммуникаций может стать нормальным партнерским сотрудничеством (а не постоянной нервотрепкой) лишь в одном случае: если заказчик не ленится и проявляет здоровую заинтересованность в результатах.
- Но ведь ничего вечного не бывает, правда? И уже установленные коммуникации могут ломаться и требовать ремонта?
- Вечного действительно ничего не бывает, а потому следует (опять же - заранее!) подумать о сервисе. Нужно знать: каким будет сервисное обслуживание? Сколько оно будет стоить? Кто его обязуется осуществлять? Как правило, монтажные организации не имеют собственных сервисных служб, и хозяин дома в случае, допустим, выхода из строя отопительной системы должен ломать голову над тем, кто и как ее будет чинить. Наша организация, к слову сказать, в этом смысле исключение: мы не только монтируем коммуникации, но и осуществляем дальнейшее обслуживание.
Предварительное обдумывание всех этих вопросов важно еще и потому, что на сервисе можно либо сэкономить, либо серьезно проиграть в деньгах. Допустим, вы установили дешевый дизель-генератор, который, однако, начинает постоянно выходить из строя. В итоге - вы тратите денег на обслуживание даже больше, чем если бы приобрели дорогое (но надежное) оборудование.
Сформулируем последовательность Ваших действий:
- сбор информации;
- выбор инжиниринговой фирмы;
- формирование набора коммуникаций для Вашего дома;
- индивидуализация каждой системы и привязка ее к конкретному дому;
- утверждение проекта;
- контроль за исполнением работ;
- приемка систем в эксплуатацию;
- дальнейшее обслуживание.
Итак, мы поговорили о комплексном подходе к проблеме установки и обслуживания инженерных коммуникаций. В дальнейшем нам предстоит разговор по каждой системе в отдельности, так что ждите новых публикаций на эту тему.