Начнем мы не с Китая, а с Японии – самой восточной из всех стран Востока. Относительно жилья японцев в России существуют два стереотипа: или перед взором нашего человека встают высотки Токио и Осаки, этакие человеческие муравейники, в которых проживает рабсила, штампующая «Тойоты» и «Панасоники», или блазнится что¬то эфемерное и зыбкое, сделанное из бамбука, с легкими бумажными перегородочками, отъезжающими в сторону, – не дом, а какой¬то ажурный шалаш, который сдует не то что злобный волк из приснопамятной сказки, а даже легкий сквознячок.
Стереотипы всегда на чем¬то основаны: и «муравейники» в Японии есть, и легкие дома из бамбука можно встретить. Однако основной массив индивидуальных домов имеет все¬таки другой облик, не похожий на плоды западного воображения. Если смотреть на Японию с высоты птичьего полета, то обнаруживается, что это густонаселенная и в основном малоэтажная страна. Отдельных населенных пунктов здесь довольно мало, города и поселки плавно перетекают один в другой, и небоскребы очередного «Сити» сменяются обширными кварталами индивидуальных жилых домов. Состоятельные японцы предпочитают жить в загородных особняках, японцы с более скромным доходом покупают небольшие домики. Такое привычное для нас понятие, как «дача», там практически отсутствует. В Стране восходящего солнца недвижимость дорогая, поэтому семья либо имеет приличное городское жилье, либо проживает за городом в собственном доме. Владеть городской и загородной недвижимостью одновременно могут позволить себе только богачи.
Традиционный японский дом строился из дерева и бамбука – из них сооружался довольно прочный каркас. Несущих стен и окон в таком доме не было, их заменяли раздвижные стены. На деревянный или бамбуковый каркас стен прикреплялась плотная рисовая бумага. В летнее время, когда в Японии жарко и влажно, стены раздвигались, чтобы дом проветривался, зимой же сдвигались так, чтобы создать небольшие внутренние пространства, которые можно обогреть жаровнями. Эти легкие дома из деревянных стройматериалов быстро собирались и разбирались, как конструктор. Ведь на Хонсю, Кюсю и Хоккайдо постоянно обрушивались тайфуны, цунами, нередки были землетрясения, и легкий деревянный дом в этом случае наносил хозяевам меньше вреда, когда разрушался. После отступления стихии из разметанных деталей «конструктора» не составляло труда собрать новый дом.
Однако, как мы знаем, в Японии давно и успешно прошла модернизация всех сторон жизни. Затронула она и загородную архитектуру, в результате чего ряд индивидуальных жилых домов был построен в стиле хай¬тек, со всеми характерными для него атрибутами: бетон, стекло, алюминий, прямоугольные формы, сдержанность интерьеров и т. д. Такие дома особенно модно было строить в 70–80¬х годах прошлого века, когда японское экономическое чудо проявилось в полный рост и японцы захотели быть западнее европейцев.
Примечание
Если говорить о современном жилье японской семьи, то в нем сочетаются элементы традиции и технологические новации последнего времени.Допустим, сохраняется неизменной каркасная конструкция дома, однако каркас теперь может быть не только деревянным, но и металлическим. Стены тоже могут утепляться, особенно на севере архипелага, где в зимнее время и снег бывает, и морозы. В этом случае делают деревянные, а вовсе не бумажные стены, которые хороши только в жару. Деревянная стена хорошо держит тепло, а поскольку подвижные конструкции плотно прилегают к элементам каркаса, то и сквозняков в таком доме не бывает. Один словом, современный дом в стиле «японики» – это довольно прочное, теплое, устойчивое к природным катаклизмом жилье, которое тем не менее не отгорожено наглухо от внешней среды. Конечно, японский индивидуальный дом не столь комфортабелен, как европейский, но японцы привыкли так жить.
В традиционном японском доме обычно пять комнат: три спальни, гостиная и кухня или столовая. Жилая площадь – 90–120 квадратных метров. Дом не красят ни снаружи, ни изнутри, зато внутренние поверхности тщательно полируют. Когда¬то крыши делались из тростника, теперь его практически повсеместно заменила либо нержавеющая жесть, либо черепица серых или коричневых оттенков. При этом даже в самых современных японских домах практически всегда есть одна комната в традиционном стиле. Остальные комнаты в наши дни нередко делаются в европейском стиле – с деревянными полами, коврами, кроватями, столами, стульями и т. д.
Что касается планировки, то здесь имеется ряд отличий от западных вариантов. Например, японцы предпочитают не просто скромные, а очень скромные по метражу спальни. Если в Европе и России к обустройству места для сна подходят, как правило, с размахом, то спальня в японском доме (даже если дом большой) – это место, где умещаются всего лишь три¬четыре татами площадью примерно метра два. Этого пространства японцам вполне достаточно и для отдыха, и для прочих вещей, которые принято делать в спальне.
Зато гостиная в японском доме – это центр; его обустраивают со всей тщательностью. Главная особенность японских гостиных – раздвижные перегородки, которые могут за считаные секунды сделать домашний интерьер частью окружающей природы. Возможно, хозяева и гости при этом будут созерцать рукотворный ландшафт, часть девственной природы либо вид на море или горы. Вообще, сам по себе облик традиционного японского дома являет, если угодно, только анфас традиции. Профиль же обнаруживает пространство вокруг и около дома.
Некоторые знатоки утверждают, что в японской усадьбе главное – не дом, а прилегающая к нему территория. Обычно это какой¬то вариант ландшафта в традиционном духе.
Примечание
Японский дом – не просто защита от непогоды, не каменная или деревянная коробка с окнами, как это принято на Западе. Японский дом – это пространство, временно отгороженное от природы, но сохраняющее с ней связь, подобную связи младенца с матерью.Понятно, что непременной составляющей японской ландшафтной архитектуры является сад камней и прихотливо петляющие дорожки, посыпанные гравием. Здесь обязательно должен быть небольшой водоем, возможно, фонтан, не исключается и птичник с золотым фазаном или попугайчиками. А еще японцы любят формировать кроны деревьев и окаймлять участки живой изгородью из можжевельника, туи, самшита либо других кустарников или деревьев.
Надо отметить, что японцы экономят землю, пригодную для строительства жилья. И неудивительно: народу много, а острова маленькие, да еще частично горами покрыты. Поэтому вопрос разрешения на строительство местной властью всегда решается в привязке к непосредственному проекту дома. В Японии вообще нельзя построить дом без утвержденного во всех компетентных инстанциях проекта. И только после утверждения проекта выделяется территория, соответствующая амбициям и запросам владельца. Хочешь построить виллу на полторы тысячи квадратных метров – получишь большой участок земли, но и налоги будешь платить соответствующие. Если же ты задумал всего лишь небольшой чайный домик, то дадут пару соток. Наверное, ради экономии земли японцы никогда не строят отдельно стоящих гаражей – на свободном месте они лучше разобьют цветник или установят изящную беседку.
Дома Поднебесной
В нынешнем Китае тоже немало «муравейников», в сравнении с которыми меркнут даже японские многоэтажки. Еще бы, надо же куда¬то расселить полтора миллиарда человек! Можно, конечно, построить каждому индивидуальное жилье, но тогда места в Поднебесной совсем не останется. То есть такой феномен, как одноэтажный Китай, по аналогии с одноэтажной Америкой, – вещь химерическая и практически недостижимая. Но такой Китай все¬таки существует, то есть, помимо коллективного, в стране есть и индивидуальное жилье. И оно есть с незапамятных времен – с тех эпох, когда проблема перенаселения еще никого не волновала, слова «хунвейбин» в китайском языке не было, а народом «хань» управляли не секретари ЦК, а императоры.
Примечание
Классический китайский дом представлял собой деревянный четырехугольный павильон, разделенный колоннами на три продольных нефа. Колонны тоже делались из дерева и имели характерные капители в виде широко раскинутых кронштейнов. Кронштейны держали балки, на которые опиралась крыша с приподнятыми углами.Такая конструкция называется каркасно¬столбовой: деревянные стены в ней не несущие и служат лишь перегородками, плоский потолок отсутствует. Каркасно¬столбовая система использовалась и если дом возводился из кирпича. Делали точно такой же каркас, как для деревянного сооружения, а пустоты в нем заполняли кирпичом. Хотя основным строительным материалом в Древнем Китае было все же дерево, а кирпич и природный камень применяли гораздо реже. Для облицовки здания и кровельных покрытий служила керамика.
Что касается характерных загнутых крыш, то их происхождение объясняется вовсе не стремлению к вычурности и не фантазией архитекторов. Дело в том, что китайцы не делали на крыше стропил, а пользовались той же каркасно¬столбовой системой, поэтому крыша получалась высокой и массивной. И при такой конструкции только изогнутая форма могла уменьшить массу крыши, вдобавок придав сооружению легкий и изящный силуэт. Сильно выдвинутый карниз, загибаясь вверх, позволял свету беспрепятственно проникать в дом. А дождевая вода при этом стекала с крыши на достаточном удалении от стен.
Сельское жилище южно¬китайских территорий отличалось простотой. Стены домов делали из плетеного бамбука или камыша, обмазывали глиной и белили. Пол в крестьянских домах был земляным, а крыши устилали циновками, которые и защищали от дождя. В более богатых домах на крышах укладывалась черепица, производство которой было налажено в Китае, между прочим, еще в Х веке до нашей эры!
Примерно тысячу лет назад под влиянием соседей – корейцев в Северном Китае получил распространение другой тип дома – фанцзы (по¬нашему фанза). В основе конструкции фанзы тоже деревянный каркас, но есть и ряд отличий от традиционного китайского дома. Одна из особенностей фанзы заключается в том, что очаг находится ниже уровня глинобитного пола, а дым отводится от него по глиняным трубам, проложенным под ним.
В итоге пол подогревается (поняли, когда возникли первые «теплые полы»?!), а еще подогревается кан – его приподнятая часть, которая служит лежанкой. Нагревая и пол, и кан, дым выводится в трубу в стороне от дома. В условиях Северного Китая, где зимой бывают сибирские морозы, фанза оказалась очень удобным типом жилья и потому получила широкое распространение.
Примечание
Традиционная усадьба зажиточных китайских граждан представляла собой ряд одноэтажных построек, обращенных окнами во двор, пополам разделенный стеной на жилую и хозяйственную части.Дворы являлись обязательной и весьма органичной частью усадеб, они позволяли создавать постепенно раскрывающиеся пространства. Легкости и насыщенности светом добивались благодаря фигурным окошкам, колоннам, входам и загнутым карнизам крыш. Богатые усадьбы – это, по сути, маленькие дворцы: по такому же принципу строилось и жилище императора. Зажиточные китайцы, как правило, обустраивали рядом сад. Непременное условие – единство дома и сада, в организации которого особенно ценилась естественность, выявляющая и усиливающая изначальные свойства вещей и природы.
Впрочем, перенесемся в современность. Современный сельский дом несколько усложнился в сравнении с древним, но принципы его построения остались прежними. Это все та же каркасно¬столбовая конструкция, то же бесстропильное покрытие, земляной пол, входная дверь и окна на длинной фасадной стороне, обращенной чаще всего на юг. Однако простые однокамерные постройки встречаются теперь редко. Скорее можно встретить более сложное жилище, сложившееся с течением времени в результате роста семьи и ее благосостояния. Это трехраздельная постройка с входом посредине, через кухню, которая соединяет два жилых помещения.
Таким образом, жилые комнаты расположены симметрично, с западной и восточной стороны от кухни, каковая является еще и прихожей. Оконные проемы получаются при этом по обеим сторонам от входной двери. Встречаются в деревнях и различные виды многораздельного жилища, состоящего из нескольких комнат, разделенных легкими перегородками или капитальными стенами.
Надо сказать, что подобных индивидуальных домов много и в городах. Они тоже отличаются строгой симметрией относительно центральной оси, но нередко бывают двухэтажными. В центре фасада устанавливают одностворчатые или двустворчатые двери, верхнюю половину которых раньше заклеивали бумагой, а сейчас застекляют. Широкие и высокие окна занимают весь фасад жилища и также застекляются. Первый этаж делится на три комнаты: посредине расположена большая гостиная, в которую попадают прямо со двора, в нее выходят двери спальни и кабинета хозяина. На втором этаже обычно проживает подрастающее поколение. Стены и пол такого дома выкладываются из серого кирпича, двери, оконные переплеты и столбы каркаса часто окрашены в ярко¬красный цвет.
В некоторых домах в парадной комнате у задней стены находится алтарный стол с именами предков или буддистских святых. Совсем рядом с таким «ритуальным» местом вы можете обнаружить огромный телевизор с плазменным экраном, а во дворе увидеть мощный мотоцикл «Ямаха». Что делать, все меняется даже в Поднебесной, жители которой коптят небо, почитай, уже пятое тысячелетие. Одни переселяются в многоквартирные дома, те, кто разбогател в эпоху перемен, строят себе особняки по образу и подобию западных, но традиция пока жива.