Чем выше класс проекта, тем больше требований к его облику. Эффектные фасады в рекламе жилого комплекса или коттеджного поселка привлекают внимание, вызывая позитивные эмоции у покупателя. Это первый контакт, соприкосновение, точка зарождения интереса. Wow-эффект от архитектуры частного дома или коллекции домов для поселка наилучшим образом действует на продажи — при соблюдении нескольких принципов балансировки.
Прежде всего это уместность стиля, стоимости, масштаба и технологии строительства дома в данной точке местности. Сложно найти покупателя на особняк 500 кв. м в дворцовом стиле, построенный в СНТ с грунтовыми дорогами. Плохо «работает» кирпич, бетон, даже газобетон для второго дома, который в будни оставляют на минимальной температуре, ведь для прогрева стен потребуются минимум сутки.
Существуют стилистические решения со сложившимся имиджем. Так, например, барнхаусы не строят в премиум-поселках, поскольку они воспринимаются как демократичное жилье. А дома с пологими вальмовыми крышами, которые в России стали называть «в стиле Райта», на фото в буклетах обещают респектабельность и дороговизну. Интересно, что декларируемая петербуржцами любовь к скандинавскому стилю не означает желание копировать финские или шведские проекты — они воспринимаются слишком незатейливыми, а хочется чтобы «красиво». Отсюда, к слову, и высочайшие требования заказчиков к отделке фасадов, которая педантично и настойчиво проверяется до мелочей, в отличие от скрытого за ней конструктива.
При выборе между некоторым единообразием и яркой индивидуальностью экстраординарного архитектурного проекта большинство сегодняшних покупателей склоняются в сторону общепоселковой гармонии в одном ключе. Поэтому стали лучше работать архитектурные регламенты в поселках, где продают участки без подряда: каждый домовладелец понимает, что сосед тоже соблюдает ограничения, и это повышает стоимость и ликвидность их недвижимости.
Еще один важный для будущего владельца пункт — планировка. Если на сайте компании потенциальный клиент видит в проектах узкие длинные коридоры, гардеробные и санузлы без окон, шкафы в комнатах вместо гардеробных, котельную в центре дома без входа с улицы, у него рождается недоверие к архитектору компании.
Качественные архитектурные решения позволяют продавать дороже, и затраты на услуги архитектора окупаются. При этом на уровне разработки индивидуального проекта дома архитектор может серьезно изменить конечную стоимость строительства при наличии такого запроса заказчика. Как с помощью рациональной планировки, совмещения нескольких функций в одном помещении, умения работать с восприятием пространства, так и за счет отказа от самых дорогих элементов и опций при сохранении всего функционала комфорта.
Вадим Кондрашев, архитектор, руководитель архитектурного бюро ARCHIDO
Какова роль архитектора в экономике проекта? Профессионально выполненный архитектурный проект означает как минимум успех в пригодности будущего дома для комфортного проживания, в гармоничности внешнего облика, планировок, даже если с архитектурной точки зрения дом не будет выдающимся произведением.
Мы сейчас сделали для заказчика в гольф-поселке Strawberry Fields два проекта домов с плоской крышей, в мире их принято называть International style. В этом стиле разные геометрические объемы можно складывать по модульному принципу в яркие образы с патио, общими и приватными разновысотными крыльями — и получается красивая коллекция домов в одной эстетике, одного класса, но разного масштаба.
Качественная архитектура дорогих домов копируется, тиражирование делает технологии доступнее, хорошие решения начинают использовать в масс-маркете — вот вам влияние архитектуры на экономику. Есть и обратный вектор: при большой емкости рынка, например, московского, количество переходит в качество и появляются такие экстраординарные проекты, как у Herzog & de Meuron на Москве-реке.
Участие архитектора в разработке проекта увеличивает затраты, с одной стороны, и создает добавочную стоимость — с другой. Хотя известен пример, когда Ле Корбюзье предложил сэкономить на отделке, оставив на фасаде «Марсельской единицы» бетон со следами опалубки. Так он создал брутализм.
Есть удивляющая меня маркетинговая фишка: застройщик заявляет поселок в «стиле Райта» или интерьер лаунж-зоны в стиле ар-деко, и эти названия привлекают респектабельных покупателей, даже если там по сути нет ничего от заявленных стилей. Я предпочитаю артикулировать собственный стиль, обращенный к современности, обозначить статус через качество.
Виктор Лукин, генеральный директор компании «Стройсинтез»
Красивая архитектура успешно продает при условии, что статус дома соответствует месту расположения. Только что в «Охтинском парке» дом на тысячу «квадратов» продали за 220 млн руб., продажа заняла две недели — покупателю так понравился внешний облик. Подобные дома можно строить в Сестрорецке, на Пляжной или Парковой, в курортной зоне вдоль залива до Зеленогорска и в коттеджных поселках Репино-Ленинского, которые складываются как поселения с качественной современной частной архитектурой.
Для клиента ценность архитектуры и работы архитектора в создании проекта дома, не просто визуально красивого, а реализуемого на современном технологическом уровне и обеспечивающего комфорт проживания. Здесь важен опыт сотрудничества архитектора со строительной компанией. У нас в компании «Стройсинтез» есть собственное архитектурное бюро STUDIO 11, мы сотрудничаем с известными бюро Yudin & Novikov, STUDIOKORA — это студии, умеющие совмещать эстетику и грамотные технические решения. Залог успеха в коллаборации хорошего архитектора и хорошего строителя, и таких игроков на петербургском рынке не больше пяти компаний.
Мы отслеживаем поведение посетителей нашего сайта и видим, сколько времени человек проводит за изучением удобства маршрутов движения по дому. Люди весьма внимательно оценивают планировки. Грамотные планировочные решения позволяют еще и избежать недостроя — архитектор поможет сократить площадь дома, вписав весь необходимый функционал в бюджет заказчика. Можно заменить, исключить или отложить самые дорогие опции — спа, бассейны, дорогие оконные системы, гараж.
Алексей Сколдинов, главный архитектор компании «Росса Ракенне СПб»
Никто не воспринимает свой дом исключительно утилитарно, все мечтают о красивом доме. И для большинства архитектура — это прежде всего внешний облик. При всей любви петербуржцев к скандинавскому стилю большинству здесь финские проекты домов кажутся слишком простенькими, незатейливыми, суховатыми. Дело не в желании «шикануть», изумить всех роскошью или оригинальностью фасадов — это не свойственно петербуржцам, — а в стремлении сделать так, чтобы самим нравилось долгие годы.
Архитектура воздействует на человека сильнее, чем любое другое искусство, и близкий образ дома затрагивает глубинные чувства. Это первый и важный критерий при выборе компании или поселка. Если дом не затронул струны души, любые рациональные доводы о качестве, стоимости, перспективности бессмысленны.
Петербуржцы ценят спокойную элегантность архитектуры, и, думаю, компания Honka в этом сыграла заметную роль. Особенно если речь идет о коллекции домов для строительства коттеджного поселка, ведь очень яркие, острые авторские решения нельзя тиражировать.
Для успеха продаж мало привлекательного внешнего образа, в одном ключе разрабатывается коллекция домов, от самых компактных до больших, и надо показать качество проработки планировок, организации внутреннего пространства.
Как это все работает, могу рассказать на примере поселка HONKANOVA в Солнечном: покупателям понравился внешний образ, затем они придирчиво оценивали, как воспринимаются дома разной площади снаружи и по организации внутреннего пространства. И шоурум, который мы представили в сдержанной и светлой современной классике, стилистически определил дизайн почти всех домов.
Евгений Бескровный, генеральный директор компании LAR-Development
Архитектура напрямую влияет на экономику проекта в части формирования добавленной стоимости и позиционирования объекта в определенном классе недвижимости, а также на интерес покупателей.
Жилым комплексам высоких классов важно подчеркнуть уважение к контексту. В отделке фасадов нашего ЖК RANTA Residence читается отсылка к скандинавскому стилю, уместная для Курортного района. Здания в центре тяготеют к классическому петербургскому стилю, а на намыве, например, удачным стал выбор стилистики, эффектно смотрящейся с воды — а-ля нью-йоркские небоскребы первой половины XX века или сингапурские.
Несмотря на отсутствие нормативно закрепленной классификации, на практике сложилось, что в бизнес- и элит-классе используют не те материалы, что в сегментах дешевле. Так, фасады дорогих домов не отделывают керамогранитом. Предпочтение отдается лицевому кирпичу, который создает благородный, респектабельный образ, в нашем ЖК гармонирующий с темным алюминиевым профилем остекления, и подчеркнутый подсветкой. В ЖК высокого класса нельзя по ходу стройки предлагать материалы дешевле используемых — клиент не поймет и не поддержит.
«Первое касание», первая позитивная эмоция будущего покупателя — это реакция на визуализацию будущего ЖК, то есть именно на архитектуру. В высоком классе клиент ждет уникальных предложений не только в планировках. Многих наших клиентов зацепили входные группы и квартиры с собственным патио. Больше всего откликов с конверсией в заявки, по статистике Яндекса, получили двухуровневые квартиры с 5-метровыми потолками.
Марина Шкурко, управляющий партнер ГК Pazzle
Привлекательность и ликвидность объекта определяют архитектурные решения во взаимосвязи с местоположением участка — такова моя точка зрения как специалиста по продажам высококлассной загородной недвижимости. Мы даже изложили в специальной презентации свои оценки, анализ трендов и рекомендации для строителей, возводящих дома на продажу. Локация, расположение участка определяют и архитектуру, и технологию строительства. Причем в понятие «архитектура» я включаю и стиль постройки, и планировки с функциональным составом и площадью помещений.
Для дорогой недвижимости в основном выбирают участок в организованной застройке, и стилистику там определяет регламент поселка. Если застройщик сумел предложить красивые архитектурные решения, коллекцию ярких и качественно проработанных проектов, это кардинально ускоряет продажи. Wow-эффект от архитектуры в разное время определил успех в поселках «Горки СПб» в стиле сканди, Pattriki Club с фахверковыми домами, «Особый статус» с «рваными» крышами… Сейчас мы видим, как позитивно реагируют клиенты на коллекцию домов в КП «Оберег», на то, как эффектно смотрятся эти геометрические объемы на участках.
Для постоянного проживания предпочтительнее каменные дома, их размеры должны соответствовать стоимости участка. В среднем классе популярны дома 120–150 кв. м, в премиум-сегменте большой спрос на дома 320–340 кв. м. Мы видим устойчивый тренд на одноэтажность и сокращение площади. В планировке обязателен блок мастер-спальни с гардеробной и ванной, вместо шкафов в комнатах необходимы гардеробные достаточной площади, должна быть отдельная постирочная. Все помещения, в том числе вспомогательные, лучше планировать с окнами.
Денис Востриков, руководитель отдела маркетинга и рекламы УК «Теорема»
Архитектура жилой недвижимости — ключевой фактор, определяющий успех продаж и прибыльность проекта. В Петербургском регионе «гений места», мода и статусность играют решающую роль. Покупатели стремятся жить в эстетически привлекательной и гармоничной среде, среди единомышленников. Единый архитектурный стиль поселков становится магнитом, создавая ощущение принадлежности к определенному сообществу.
На примере нашего проекта «Петергофские дачи» мы наблюдаем, как меняются предпочтения клиентов. Изначально дома возводились в классическом стиле, что привлекало определенную аудиторию. Со временем спрос сместился в сторону современного дизайна, что отразилось на обновлении дизайн-кода поселка. Девелоперам следует учитывать вкусы и ожидания целевой аудитории.
Экономика строительства напрямую связана с архитектурными решениями и выбором материалов. Планировки и эргономика — основные элементы, обеспечивающие комфорт и функциональность жилья. Их следует тщательно продумывать на этапе проектирования, чтобы избежать дополнительных затрат в будущем.
На мой скромный взгляд, загородная недвижимость должна гармонировать с природным окружением. Покупатели выбирают жизнь за городом ради близости к природе, а не ради искусственных ландшафтов. Грамотное проектирование поселка, подчеркивающее естественную красоту территории, создает уникальную атмосферу и повышает ценность проекта в глазах покупателей и его инвестиционную привлекательность.
Лекс Выжевский, главный архитектор международного бюро архитектуры и дизайна Modern House
Архитектура — это не просто искусство создания красивых форм, а важный инструмент, который может существенно повысить прибыльность проектов. Вопрос не только в том, как выглядят дом или поселок, но и в том как их воспринимает конечный покупатель. В мире, где конкуренция на рынке недвижимости постоянно усиливается, архитектурные решения становятся одним из ключевых факторов, которые определяют успех продаж.
Архитектурный проект может не только сделать жилой комплекс или коттеджный поселок визуально привлекательным, но и повлиять на цену, обеспечив высокий статус домовладениям за счет атмосферы роскоши и комфорта.
Для коттеджных поселков в петербургском регионе, с его уникальной природой и историческим наследием, каждый проект требует особого подхода к интеграции архитектуры в окружающий ландшафт, создания атмосферы места силы. Здесь важны как эстетика, так и функциональность: дома должны быть энергоэффективными, комфортными и устойчивыми к климатическим условиям. Открытые планировки, большие окна, зонирование пространства — все это акцентирует внимание на удобстве проживания и всегда находит отклик у покупателей.
С 1997 года бюро Modern House разрабатывает индивидуальные проекты, не только отражающее индивидуальность клиента, но и учитывающее его потребности, создавая пространство, которое будет вдохновлять и радовать. Мы знаем, как важно покупателю загородной недвижимости чувствовать себя в доме как дома — когда уютно, комфортно и с максимумом удобств. И мы умеем создавать не просто архитектурные формы, а эмоционально насыщенные пространства, которые становятся не только местом для жизни, но и источником положительных впечатлений. Это наше преимущество.