Мечта у каждого своя. Помноженная на индивидуальность мировосприятия архитекторов, она может принять самые неожиданные формы. Поэтому и разнообразие проектов частных домов так непостижимо велико. А ведь, казалось бы, все люди ходят по одной земле…
Многодетная испанская семья стремилась, помимо комфорта для всех, от мала до велика, добиться еще и созвучности архитектуры окружающей природе. Итогом творческих изысканий архитекторов Игнасио Виценса и Хосе-Антонио Рамоса, привлеченных к воплощению семейных грез, стал великолепный частный дом в Лас-Матасе. Белые стены, необычная для приватных домов архитектура, в которой легко узнаются кубические формы, – основные черты этой постройки. Если посмотреть сверху, то композиция представляет собой куб с примыкающими к нему по сторонам пристройками в форме разного размера параллелепипедов. Детские комнаты расположены в длинном низком крыле, очень аккуратно и удачно вписанном в ландшафт; в частности, обыгран оказался выход скальной породы на поверхность. Главный вход в дом расположен между этим крылом и вторым, в котором размещены гостиная, столовая и гараж. В месте пересечения этих двух «прямоугольников» находится третий корпус – кубической формы, двухэтажный. Здесь нашлось место для жилых комнат и спальни хозяев, отсюда же коридор ведет в офис. Общая площадь всей постройки – 8000 квадратных футов. За счет игры в геометрические формы дом не выглядит громоздким, а его комнаты относительно изолированы: соблюдены интересы подрастающего поколения, отделен офис и приватные территории.
С точки зрения архитектуры в доме крайне удачно уживаются две испанские школы: барселонская и мадридская (каталонская и кастильская). Открытые пространства лишний раз подчеркивают скупые линии здания. В оформлении здания авторы использовали фрагменты керамики, что можно воспринимать как своеобразную цитату из великого Ле Корбузье (таким образом оформлена одна из его самых гениальных работ – церковь в Рончампе).
Stone-House – творение известнейших швейцарских архитекторов Херцога и Де Мерона. Мечта хозяев в данном случае – создание некоего микста традиционного лигурийского дома и образца частной архитектуры в стиле модерн. Дом стоит на вершине холма, в окружении «диких» оливковых рощ. В этом уже проявилось характерное для итальянцев стремление располагать дома и виллы так, чтобы из окон открывался красивый вид. Авторы проекта умело использовали часть каменной скалы, расположив на ней, как на площадке, большую часть дома. Основу постройки составляет бетонный каркас, заполненный местным камнем. Пространство первого этажа поделено на зоны: две внутренние стены пересекаются крест-накрест, не смыкаясь, однако, со стенами, расположенными по периметру. Второй этаж занимает одна-единственная комната, три стены которой полностью остеклены, что обеспечивает хороший панорамный обзор.
Вынесенные над садом балки продолжают идею перекрестий за пределами жилища. Дом построен таким образом, что создается впечатление неких повторяющихся структур, которые при известной доле фантазии можно продлевать до бесконечности, как длинные холмы Лигурии. Нет сомнений, что это один из самых удачных архитектурных проектов современности.
House Barn – образец того, что в Европе называют реновированной постройкой. Таких домов немало в каждом государстве Старого Света, но Франция, безусловно, бьет в этом отношении все рекорды. В основе таких «перестроек» стремление сохранить старинный дух места, его прежний образ. House Barn – перестроенная под дачу мельница XVII века в Шаржи-ле-Порт (Франция). Кристиан Поттгиессер со своей женой и коллегой Софией Барон решили перекроить старую постройку на современный лад. Здание поделено на три зоны, в которых разместились три спальни, кухня, небольшая гостиная, ванная комната, лестницы; нашлось место даже для оригинального мельничного помещения, сохранившего почти первоначальный вид: беленые каменные стены, дубовые окна, рамы и двери. Когда солнечный свет попадает в высоко расположенные маленькие окна в стенах и крыше, внутреннее убранство освещается совершенно необычно. Деревянные лестницы и окна квадратной формы выполнены в стиле итальянского архитектора Карло Скарпа. Хотя дом имел все шансы стать эклектичной постройкой, он сделан с очень хорошим вкусом и выглядит гармоничным и одухотворенным.
В сохранении старых построек заинтересованы многие, но далеко не все. Часть прогрессивно настроенных европейцев мечтает о собственных домах абсолютно нового формата – из стекла и металла, пространства и света. Такова вилла в Мариенбурге, созданная под девизом «Открытые пространства для свободных духом». Эту свою мечту пара из Кельна решила реализовать с помощью известного архитектора, обладателя многих наград в своей области Акселя Шульца. Г-ну Шульцу и г-же Франк (приглашенному дизайнеру) предложение показалось интересным и новым, поскольку раньше они занимались только крупными проектами.
Выбор места для будущего дома продолжался 12 месяцев. Подходящий участок обнаружился в пригороде Кельна. Сразу стало понятно, что новые хозяева хотят построить что-то совершенно отличающееся от домов по соседству. Пара поехала в Берлин на встречу с архитекторами с твердым желанием построить дом максимально открытый, просторный, непременно с использованием прозрачных материалов. Проект Акселя Шульца и Шарлотты Франк был принят сразу. Конечно, в него были внесены некоторые изменения, продиктованные муниципальными правилами строительства, но основная идея была сохранена.
Прозрачные стены дома и его округлые формы удивляют и восхищают всех, кто видел виллу. С торцов дом заслоняют от соседей высокие, покрытые красной штукатуркой стены, а вот полностью застекленный фасад выходит в сад. Стеклянные блоки благодаря вогнутой форме закрывают частную жизнь от посторонних глаз, и жильцы чувствуют себя абсолютно комфортно при всей внешней открытости дома.
Контраст тайного и открытого, стекла и бетона, спокойствия и энергии сохраняется и в атмосфере комнат. Идея конфликта и взаимодействия противоположного очень близка архитектуре Акселя Шульца и Шарлотты Франк. Она выразилась и в выборе строительных материалов: светло-зеленый натуральный камень, гнейс и элементы из красного бука – подобное сочетание применялось и при строительстве офисного здания Chancellor. А блестящие стальные панели и перила с зеленоватым отливом архитекторы использовали во всех своих проектах.
Поскольку оба владельца виллы хотели иметь возможность работать дома, их пожелание было учтено при планировке внутреннего пространства. Здание состоит из четырех этажей. Цокольный этаж разделен на две части: в части, которая выходит на улицу, расположен домашний офис, а в части, которая выходит в сад, – погреб. На первом этаже размещены гостиная и столовая. Здесь же кухня и кабинет хозяйки дома, которые отгорожены от гостиной специальными панелями и раздвижными дверьми. На втором этаже три спальни, дополнительные жилые комнаты и ванная. Еще один кабинет и комната для приема гостей – на третьем этаже.
К дому пристроена круглая башня с лестницей, и одна из ее функций – скрывать частную жизнь хозяев.
Дом, милый дом. Из камня, бетона, стекла, металла. Для каждого любимый материал, образ, ритм. И хотя, согласно фэн-шуй, лучше, если дома стоящие рядком вдоль улицы, не особенно отличаются один от другого, индивидуальные проекты загородного жилья часто доставляют своим хозяевам столько удовольствия, что китайское учение о гармонии отступает без боя…