Лига создана в первую очередь в целях самоидентификации специалистов по жилью на рынке проектных услуг. Во-вторых, для утоления нужд заказчика, которому уже трудно ориентироваться по «сарафанной» и платной рекламе. Необходимы авторитетные подтверждения сообществом профессионалов репутации авторов и фирм, которым он доверяет многомиллионные проекты. Правда, ни клиенты, ни их представители в беседе участия не принимали. В этом и состоит основная проблема рынка индивидуального домостроения, и особенно жилого интерьера. Функция представителя заказчика, которая в коммерческих фирмах разрослась до размеров служб и даже выделилась в род деятельности «управление проектами», при создании приватного дома, как правило, не поручается никому. Доверенным лицом заказчика оказывается архитектор, и это естественно настолько, насколько дом — портрет его хозяина. Но за это создатель художественного образа должен взять на себя непосильную ответственность: оправдать вложение немалых средств, гарантировать высокую степень новизны технических решений и некий запас прочности в русле тенденций моды. Он должен ориентироваться в безмерной номенклатуре товаров для дома и даже отвечать за исправность все более сложных систем жизнеобеспечения, не говоря уже о контроле качества работ. Подобный комплект значительно превышает обязательства по договорам авторского надзора, заключаемым с архитекторами при строительстве многоквартирных домов или малоэтажных комплексов. Сетования на эту практику, изложенные архитектором Александром Плаксиевым, вызвали бурную дискуссию, которая углубила тему, затронув аспекты ошибок проектирования и работы по рекламациям. Вывод предсказуем: архитекторам посоветовали нести свой крест по возможности легко и красиво, по ходу дела вкладывая свой опыт в тексты договоров.
Другую тему задал модератор беседы дизайнер Виталий Вишнепольский. Сейчас в лигу входят 13 известных в профессиональной среде архитектурных мастерских и дизайн-студий, а также ряд сложившихся творческих личностей с высокой репутацией. Учредители лиги, кроме облегчения жизни клиента, видят своей основной задачей и повышение статуса архитекторов и дизайнеров в обществе. Не менее важно разобраться между собой трем получившим разное образование соавторам одного произведения. «Нас волнует вопрос взаимодействия архитектора, дизайнера и декоратора в рамках одного архитектурного проекта. Где начинается и заканчивается зона влияния того или иного специалиста, как разграничить их полномочия, какова схема признания авторских прав в «синтезном» объекте, кто несет ответственность за возможные неудачи?» — таким каскадом проблем озадачил коллег Виталий Вишнепольский.
По мнению Александры Мишиной, регионального представителя компании Domus aurea, «сотрудничество архитектора, дизайнера и декоратора в рамках одного проекта возможно, если все трое — единомышленники, связанные профессиональными интересами. Тем не менее основную ответственность несет архитектор, поскольку исправление его недочетов — самая трудная задача».
Участники встречи предлагали расширить состав лиги декораторскими салонами, поставщиками материалов и оборудования, чтобы рабочая концепция организации была эффективнее. На встрече присутствовали представители интерьерных салонов и торговых фирм De lux, Form&Raum, Le Shale, Marbel, Novus, «КБ-студио», «Паркет-Холл», «Стройбизнесмаркет», Dornbraht, которые способны сделать честь любому союзу. Но новому объединению и без того предстоит позиционирование среди существующих творческих союзов архитекторов и дизайнеров.
Декораторы призывали торгующие компании углублять специализацию, выходя за рамки отношений «продавец—покупатель». Они мечтают, чтобы каждый «рыл» в своем направлении, предлагая новые решения. Поставщикам тканей хорошо бы иметь развитый цех, чтобы в любой момент быстро пошить драпировки. Но у каждого участника рынка своя логика. Некоторые уверяют, что узкая специализация поставщиков — вовсе не панацея, поскольку многим художникам удобно в одном месте не только портьеры заказать, но и ковры подобрать. Декораторам часто нужны консультанты широкого профиля, и это побуждает салоны иногда чрезмерно расширять ассортимент.
Результатом встречи стало безусловное одобрение создания лиги, которая способна превратить конкурентов в партнеров для решения совместными усилиями наболевших проблем. Для обсуждения вечных и актуальных тем теперь появилась площадка, пока только организационная: своего помещения у лиги еще нет.