[img class="right" width=200]В 1995 году Дмитрий Арлюк приобрел загородный участок размером с гектар, на котором находился кирпичный дом с двумя комнатами и нежилым чердаком. Хозяин решил поселиться там постоянно вместе с семьей, но для этого дом необходимо было подготовить: увеличить жилую площадь и наполнить пространство новым содержанием. Простая кирпичная коробка стала предметом творческих экспериментов Арлюка на тему «современная загородная усадьба». Этот дом расположен в живописном месте, окружен пригорками и оврагами, есть сад и тихая заводь. Но в то же время на участке находятся хозяйственные помещения, загон для животных и баня. Настоящее поместье! Когда строительные работы закончились и сюда стали приезжать друзья, имение с чьей-то легкой руки назвали «Диманилово» и даже установили указатель с такой надписью на дороге у поворота к дому.
При создании дома Дмитрий Арлюк проявил исключительные дизайнерские и архитекторские способности. Для изменения внешнего и внутреннего пространства обычного дачного дома были применены несколько приемов, достаточно простых, но очень эффективных в плане обретения стилистической цельности.
Сначала хозяин решил ликвидировать разницу между нижней частью и чердаком, создав от пола до кровли общее жилое пространство. В результате разбора части перекрытий обнажились некоторые элементы конструкций, которые были художественно обыграны.
Главной идеей при перестройке старого корпуса было расширение интерьерного пространства. Были сделаны широкие дверные проемы в гостиной, встроены в кровлю мансардные окна, в отделке использованы такие приемы, которые визуально увеличили высоту потолка, — все это наполнило дом светом и ощущением простора.
План строительства развивался постепенно, и следующими объектами стали две башни, приставленные к основному объему здания. Это прекрасные образцы стилизации в архитектуре. Одна из них выполнена на манер китайской пагоды. Ее шатровое окончание используется в интерьере как пространство пирамиды — идеальной формы для жилища. Другая башня ассоциируется больше с романской архитектурой: массивные стены, вырастающие из земли, восьмиугольником опоясывают прямой угол дома. Столько же граней образует купол-шатер верхнего этажа, где находится кабинет хозяина. Позже был пристроен гараж, а на белую штукатурку наложен фахверковый каркас.
Строительство шло этапами, идеи архитектурных форм и интерьеров реализовывались одна за другой, и лишь после завершения процесса дом обрел необходимую ясность и цельность.
Досье
Регион: поселок Вартемяги Ленинградской обл.
Назначение дома: для постоянного проживания
Тип проекта: реконструкция
Способ строительства: путь Б (см. Школу Застройщика)
Период реконструкции: 1995–2000
Финансирование: частное
Площадь дома до реконструкции: 150 м2
Площадь дома после реконструкции: 280 м2
Внутри дом выглядит еще более загадочно, чем снаружи. Интерьеры отражают не столько замысел дизайнера, сколько внутренний мир живущих там людей. Первое, что бросается в глаза, — все предметы интерьера, как обжитые экспонаты, говорят об уважении к мировым культурным традициям — неважно, будь то седая старина или современность:
абстракционистский портрет хозяина дома кисти Светы Викерс и живописный Путти французского классицизма, итальянские кресла минимализма и древние восточные ковры, индийские религиозные полотна и православные иконы. На антикварную кушетку накинута коровья шкура, а на кухонных полках из нержавеющей стали расставлена посуда с экзотическими росписями. Такие сочетания «работают» в интерьере, они чисты и качественны, именно на них большей частью и держится стилистика дома.
Также важной частью организации внутреннего пространства дома являются освещение и реагирующие на свет фактуры поверхностей. Много света не бывает: окна самой разной формы и размеров расположены то по всей длине стены, то сбоку, то сверху, а окна в никуда — пик изобретательства автора. Такое море света даже зимой создает необычайные эффекты освещенности помещения. Стены гостиной и кухни выполнены из грубой штукатурки и покрыты краской. Этим приемом достигаются одновременно монументальность, игра светотени и художественная изящность.
Дому чуждо понятие «стерильность», характерное для многих интерьеров. Каждый предмет, каждый уголок наполнен содержанием места, настроения или воспоминаний. Сам хозяин дома может бесконечно долго рассказывать о предметах, но если бы они сами могли говорить, то рассказали бы еще больше.