Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

«Свальный» грех на природе

Инфраструктура поселков / 01.06.2009

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

+7(812)313-63-61

Связь с разработчиком сайта: it@zagorod.spb.ru

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Рыхлой пестрой пашней кажутся гектары и гектары свалок, которые открываются взору автопутешественника прямо с дороги. Мест этих так много, что, если составить «мусорную карту» Ленобласти, привычного топографического зеленого и голубого останется совсем чуть-чуть. По статистике, несанкционированные свалки появляются практически каждый месяц.

Разумеется, основным источником формирования свалки остаются дачные поселки и садоводства, буквально окруженные плотным кольцом мусора. Подсчитано, что в начале сезона объем мусора в регионе увеличивается вдвое. Наиболее неблагополучно в этом смысле Сертолово. У некоторых районов области «мусорная концепция» даже входит в состав перспективного развития до 2010 года. К примеру, Приозерский район власти мечтают до конца следующего года очистить, а свалки «благоустроить». И хотя Приозерский считается районом с низкой экологической напряженностью, гигантская свалка твердых бытовых отходов (ТБО) и коросвалка серьезно портят его реноме. Полигона ТБО так и нет, а вместо рекультивации отходов Приозерского мебельно-деревообрабатывающего комбината (бывшего целлюлозного завода) пока лишь короотвал. По данным официального портала областной администрации (lenobl.ru), в Приозерском районе, «кроме 15 санкционированных, существуют и мелкие несанкционированные свалки». Садоводств же на территории Приозерского района — 166, и у каждого свалка своя: большая или поменьше.

Чей в лесу мусор?

Не сказать, чтобы регион не блюл свою чистоту. Отчеты о проделанной в минувшем году работе по выявлению и наказанию нарушителей свидетельствуют как раз об обратном. Как сообщают в администрации Ленобласти, областной Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности за 2008 год провел 881 рейд и выявил 979 нарушений природоохранного законодательства с возбуждением административных делопроизводств по факту «несоблюдения санитарных норм при обращении с отходами производства и потребления». В частности, удалось выявить и привлечь к ответственности 728 природопользователей на общую сумму более 11 млн руб. Еще более 117 млн руб. поступило в бюджет в качестве штрафов за негативное воздействие на окружающую среду. За 2008 год инспекторами департамента экологического контроля на территории Ленинградской области было выявлено около 2000 незаконных свалок. Ликвидировано на сегодняшний момент 1676 из них общим объемом более 72 тыс. м3. Кроме того, по предписаниям комитета было установлено более 1000 мусорных контейнеров в населенных пунктах и садоводческих товариществах Ленинградской области. За первый квартал 2009 года Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области успел провести еще 290 проверок и выявил 198 нарушений, возбудив административные дела, в результате которых с нарушителей была взыскана сумма более чем 3,4 млн руб. Кроме того, на территории Ленинградской области выявлено 212 мест несанкционированного размещения отходов. В результате проведенной работы было ликвидировано 94 свалки общим объемом 439 м3. С января по март было возбуждено 29 дел об административных правонарушениях в отношении муниципальных образований по фактам неисполнения ранее выданных комитетом предписаний и выявленных нарушений при обращении с отходами производства и потребления. Регулярно проводит проверку территорий районов области и территориальное управление Роспотребнадзора. И регулярно отличаются не самыми лучшими показателями Гатчинский и Тосненский районы. В Гатчинском районе ситуация со сбором городского мусора схожа со сложившейся в Приозерском. Городская свалка стихийна, требует рекультивации, на что из бюджета всех уровней, от федерального до муниципального, планируется выделить 5 млн руб. Во всяком случае такой план развития событий предполагает концепция региона до 2010 года. В общем, работа идет. Но свалок на первый и даже на второй взгляд меньше не становится. По данным Государственной экологической инспекции, в среднем на территории области можно насчитать около 500 несанкционированных свалок, причем в последние годы эта цифра не меняется. Если в предыдущий сезон на прилежащих к городу областных землях было убрано около 300 стихийных свалок, то по весне, едва успевает сойти снег, они вновь появляются на прежних местах. Значительную лепту в организацию несанкционированных свалок вносят садоводства. Лишь около половины из них заключают договоры со специализированными организациями на вывоз мусора и его утилизацию. На вопрос «Чей в лесу мусор?» ответить практически невозможно. Поди разбери, чей он. Кто докажет, что именно из этого садоводства напакостили? Формально дачный кооператив обязан заключить договор на вывоз мусора и платить за его утилизацию. В соответствии со статьей 22 закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» организация сбора и вывоза бытовых отходов возложена на правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. То есть есть с кого спросить. А вот когда свалка за пределами садоводства, ответственность за ее ликвидацию лежит на муниципальном образовании и администрации района. Знание закона освобождает от ответственности. Но если можно, причем совершенно бесплатно, выбросить мусор за забор, на территорию, отвечает за которую уже не кооператив, а муниципалитет, то почему бы не сэкономить? Но ведь, право слово, грешно, сограждане! Верится, что, как говорится, не стоит и садоводство без праведника и сыщется на целый кооператив хоть один совестливый дачник, который приучит соседей к порядку.

Бизнес из мусора

Причин того, почему мусор не довозят до санкционированных свалок, много. Тут и экономия бензина, и экономия средств на «частниках», которые демпингуют в сравнении с официальными мусоровозами. Истории известны случаи, когда публичный разнос виновников на местах главой администрации района дает очень быстрый эффект: чтобы ликвидировать свалку и заменить ее цивилизованными мусорными контейнерами в известном месте Лужского района, понадобилась всего неделя. Областные власти основной причиной загрязнения считают Петербург. Тут как с озерами: городские приехали и все загадили. По статистике, 70% городских отходов (около 1,5 млн т) ежегодно размещается на территории области. А утилизируются они не более чем на 30%. Были предложения официально размещать полигоны ТБО за чертой города, и область вроде бы даже была готова отводить под это специальные площади не дальше 25 км от города. Такая близость к городской черте обусловлена дороговизной вывоза. Чем дальше везти мусор — тем меньше вероятность, что он попадет на свалку, а не в соседний лес. Частные компании предлагают свои услуги и даже располагают парком техники, готовы вывезти отходы на самосвалах или предоставить свои бачки, бункеры для сбора. Стоимость услуг за кризисные месяцы несколько снизилась. К примеру, компания ООО «Чистый сервис», работающая в пределах Москвы, Петербурга и Сочи, предлагает услуги вывоза ТБО в бачках 0,8–1,1 м3 всего от 250 руб., вывоз больших бункеров (20 т) — от 15 тыс. руб. Но даже централизованные свалки проблем утилизации отходов не решают: нашему региону нужны мусороперерабатывающие заводы. А это задача не на один миллион и даже не на десятки миллионов евро. Любой полигон рано или поздно приведет к экологической катастрофе, потому что даже ученые не знают, какими будут реакции распада и взаимодействия веществ, сваленных в одну гигантскую гниющую кучу. Что касается полигона в Красном Бору, то давно ходят жуткие страшилки о необратимости природного техногенеза, творящегося в тамошних недрах. Понадеявшись на незыблемость кембрийских твердынь, экологи 1960-х жестоко просчитались: со временем следы захороненных на полигоне веществ стали всплывать на соседних полях и в верховьях рек. И тут уж придется работать над ошибками не экологам, а фантастам. А ведь можно было бы решить проблемы, построив несколько мусороперерабатывающих заводов. Но за подобные концепты в последние годы брались многие известные бизнесмены, и, судя по отсутствию результатов, следует думать, не такое это рентабельное занятие. И уж не для кризисных времен точно. Меж тем мусорный бизнес всегда привлекал крупные финансовые структуры. В 2008 году пресса писала о намерениях сразу двух банков — ОАО «Банк ВТБ Северо-Запад» и ОАО «ВТБ-Капитал» — вложиться в проект реконструкции мусороперерабатывающего завода на Волхонском шоссе (МПБО-1). Планировало войти в этот бизнес и ОАО «Петербургская топливная компания». Однако тарифы на вывоз и переработку мусора, установленные государством, слишком ничтожны, чтобы крупный бизнес сегодня всерьез заинтересовался мусором. По средним оценкам, рентабельность переработки мусора для компаний, занимающихся утилизацией, не превышает 3%. Чтобы выгода от легального сбора стала очевидна бизнесу, тарифы должны вырасти в 20 раз. Кое у кого дела пошли неплохо. К примеру, холдинговая компания «Созвездие Водолея» уже несколько лет возит мусор из Василе-островского, Приморского и Курортного районов. Однако построить свой мусороперерабатывающий завод пока не смогла. И вряд ли сможет в кризис, учитывая, что названная ранее президентом компании Владимиром Хильченко сумма требуемых инвестиций в 200 млн евро представляется сегодня неподъемной. Запутана и сама схема сбора мусора. Компания, которая занимается утилизацией мусора, должна выбираться на тендерной основе. В любом тендере заложен принцип: больше услуг за меньшие деньги, и с удовлетворяющей ему компанией администрация региона и заключит договор. Доставка мусора до официального полигона, выбранного по тендеру, гарантирует подрядчику деньги за привезенный объем согласно тарифу. И формально такой порядок существует. Но параллельно существует и стихийный круговорот мусора в природе. Если есть спрос на более дешевый (чем у официального сборщика) вывоз мусора, что называется, «до ближайшего леса», то почему бы этим не воспользоваться?

Примечание

Много проблем возникает ввиду того, что город и область так и не разграничили зоны ответственности, поэтому часто, чтобы официально утилизировать мусор в той или иной местности, его сначала везут в город, чтобы отправить на определенный областной полигон. Такие услуги влетают заказчику в копеечку.

Другая сложность заключается в том, что даже если компании и будут платить обязательные коммунальные платежи за вывоз мусора, деньги станут поступать по месту регистрации юрлица — а это чаще всего город и, соответственно, городской бюджет. Мусор же при этом все равно повезут в Ленобласть. Вот и получается: замкнутый круг свалок. Остается уповать хотя бы на гражданскую сознательность садовода и на то, что в багажнике семейного автомобиля, помимо мангала и удочек найдется место и для пакета с бытовым мусором, оставшимся от пикника.

В избранном В избранное
1395
Предложения