В современном загородном доме наличие кабинета стало почти обязательным. Это помещение служит домашним деловым центром, при этом именно оно как нельзя более красноречиво рассказывает об образе жизни и привычках хозяина. И если он страстный коллекционер, то обычно именно кабинет становится местом сосредоточения раритетов. Интерьер кабинета серьезного бизнесмена отражает его статус и высокое материальное положение. Если владелец — личность творческая, непременна атмосфера культурного салона. С одинаковым успехом кабинет выполняет функции роскошной резиденции аристократа или напоминает гламурный будуар светской модницы. Часто его можно встретить в доме, даже если он и не нужен хозяину по роду занятий, — просто как дань традиции, как атрибут интеллектуальной жизни.
Интересно, что в русской традиции кабинет становится приметой времени примерно со второй половины VIII века. В XIX веке наряду с появлением в дворянских усадьбах таких новинок, как, например, картинная галерея, создаются и неведомые ранее специальные помещения: парадные столовые, карточные комнаты, бильярдные, кабинеты. Последние довольно скоро входят в число обязательных наравне с вестибюлем, гостиной, столовой. Кабинет становится необычайно важным для хозяина дома. Немудрено: в загородной усадьбе с ним связано управление хозяйством, а в квартире он предназначен для деловых приемов и встреч. Такое положение сохраняется и в наши дни. При этом кабинет как отражение собственного «я» — явление вполне закономерное. Оттого и интерьеры получаются такие разные: от практичного комфорта и сугубой рациональности до купеческих излишеств или заморских изысков, изумляющих ценой и размахом. Кстати, первые отечественные кабинеты и создавались с целью изумить. Ведь мода на «кунсткамерность», то есть кабинеты редкостей, была в XVIII веке общеевропейской. России оставалось лишь перенять тенденции.
От публичности до приватности
Впрочем, функции помещения довольно скоро изменились. Причем до такой степени, что уже в начале XIX века в интерьерах кабинетов даже состоятельных хозяев отмечается сдержанность, доходящая порой до откровенного аскетизма. На первый план выходит практичность с присущим ей минимумом обстановки и уж тем более аксессуаров.
Кабинет, гостиная, столовая и будуар составляют группу помещений, предназначенных главным образом для гостей; при этом кабинет и будуар рассматриваются как рабочие комнаты. Автоматически это означает, что они должны быть изолированными, оборудованными хорошими дверями и иметь отдельный вход. В обеспеченных домах под кабинет отводилась, как правило, первая комната от прихожей. Сегодня принцип анфиладности остался в прошлом, и смежные помещения в доме скорее исключение. По-
этому обособленность кабинета не вызывает сомнений. Равно как и хорошая звукоизоляция стен, окон и дверей. К тому же немалую часть функций взяла на себя гостиная, не без оснований претендующая на главенство в доме. Кабинету остались таинственность и притягательность, доступные, как правило, ограниченному кругу близких. В нем редко бывают случайные люди и случайные вещи, а оформление интерьера не подвержено влиянию крайностей. В моде нынче иные ценности: коммуникативное пространство для приватных бесед в парадной обстановке.
Концепция комфорта
Дизайн интерьера эволюционировал параллельно с развитием кабинетной культуры. От роскошеств зачинателей жанра через функционализм поколения Аустерлица и Бородина к повсеместности и обыденности в преддверии революционных катаклизмов. Годы забвения и аскезы (читать фрагменты из «Собачьего сердца» М. Булгакова») отнюдь не выветрили из голов сегодняшних владельцев загородной (и не только) недвижимости идею оборудования в доме кабинета. В последние два десятилетия он вновь стал реальностью, превратившись в составляющую аристократического образа жизни при полном отсутствии налета сибаритства: напряженная работа, как следствие — материальная обеспеченность, как необходимость — условия для релаксации.
Сегодня оформление интерьера кабинета вновь становится искусством. Причем стиль его формирует не только и не столько авторский дизайн — в гораздо большей степени в нем можно угадать образ жизни хозяина.
В частности, перфекционистская обстановка по-прежнему остается уделом интеллектуальной элиты, обладающей к тому же немалыми средствами. Кабинет менеджера, скажем, среднего звена в большинстве своем отвечает интерьерной моде. Обстановка людей очень состоятельных, как правило, тяготеет к классическим решениям, включая отделку эксклюзивными материалами в том числе ручной работы. Такие интерьеры наилучшим образом отражают черты характера, склонности и пристрастия владельца. Не только аксессуары, но и предметы обстановки в них нередко символичны и связаны с близкими людьми или памятными событиями. Оформление рабочего стола, детали письменного гарнитура, курительные принадлежности, быть может, стилизованные конторки, бюро и т. д., не говоря уже о таких обязательных элементах, как светильники или текстиль на окнах, — все подтверждает уникальный авторский дизайн и дышит атмосферой «дорогого уюта». Любая мелочь при этом может оказаться более красноречивой, чем автопортрет на стене в раме.
В кабинете Манилова, к примеру, «всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года». И совсем неважно, сколько часов действительно с пользой проводит в этих стенах их владелец и в каких единицах измеряется КПД подобного «досуга». Главное — антураж, в том числе кабинетный, ведь он определяющий в создании имиджа.