— Анатолий Германович, ваша компания всегда считалась одним из лидеров в сегменте деревянного домостроения. Сохранилось ли это положение на сегодняшний день?
— Я думаю, что сохранилось. Мы работаем на рынке давно, с 1996 года, и никогда не снижали темпов развития. Мы по-прежнему владеем двумя заводами: один по первичной переработке древесины, а другой по ее глубокой переработке и выпуску конечной продукции — деревянного дома. Причем мы предлагаем более 40 типов стен, произведенных по самым современным технологиям. Кроме традиционной ручной рубки, стены из сухостойного бревна, панельно-каркасные, из клееного бруса, клееного бревна, фахверк и др. Можно сказать без всякого преувеличения — это полный реестр того, что существует в этой области домостроения. Причем, как и раньше, мы выполняем весь цикл работ по созданию деревянного загородного дома, начиная от лесозаготовки и заканчивая отделкой «под ключ».
— Насколько известно, вы работали не только в Ленобласти, но и далеко за пределами нашего региона. Все по-прежнему?
— Разумеется, мы продолжаем работу как в других регионах России, так и за рубежом. У нас есть представительства во многих зарубежных странах, в частности в Швеции, Германии, Ирландии, а также в других европейских государствах. Там стоят наши выставочные дома, мы там работаем и намерены работать. Ну и, естественно, продолжаем осваивать отечественные просторы. Московский регион, Урал, Дальний Восток — по сути, мы работаем по всей России.
— Неужели не пришлось уходить ни с одного рынка?
— Не пришлось. Наоборот, мы даже несколько расширили свои возможности. Увеличился ассортимент нашей продукции: например, мы предлагаем клееный брус сечением 280 мм, не имеющий аналогов на нашем рынке. Уникально (причем в мировом масштабе!) и другое предложение — клееное бревно диаметром 400 мм. Несколько выросли и объемы производства, как это ни парадоксально. Как и у других домостроительных компаний, у нас тоже уменьшилось количество заказов. Зато увеличился их масштаб: вместо небольших домов 150–250 кв. м заказывают дома 500–700 кв. м. В итоге получается, что объемы производства даже выросли.
— Этот процесс совпадает с результатами анализа состояния загородного рынка сегодня. Аналитики утверждают, что спрос на коттеджи экономкласса, и особенно бизнес-класса, ощутимо упал, а вот на большие дома элитного сегмента спрос остался неизменным.
— Наша практика показывает, что спрос на «элиту» даже немного повысился. Что для нас выгодно, поскольку мы никогда не позиционировали свой продукт как дешевый, то есть выполнять такие заказы для нашей компании естественно. Хотя, конечно, мы всегда старались соответствовать запросам клиентов и строили одновременно и сравнительно небольшие дома, и весьма масштабные. Уменьшение числа заказов практически не сказалось на работе компании отрицательно, как это произошло со многими другими игроками загородного рынка.
— Наверное, сыграл свою роль и авторитет компании?
— Безусловно. В большинстве случаев клиенты нас кому-то рекомендуют, что называется, передают из рук в руки. И это мы считаем очень большим достижением. Обширная клиентура помогает нам пережить трудные времена. Причем число клиентов постоянно прирастает. Нередко человек, обратившись в нашу компанию, отправляется исследовать рынок в поисках более интересных предложений, но спустя месяц-другой возвращается. Наше предложение может быть далеко не самым дешевым, но не только стоимостью оценивается индивидуальный загородный дом. Существует еще много факторов, оказывающих влияние на выбор клиента, в частности умение воплотить в жизнь его фантазии, построить не типовой коттедж, а дом мечты.
— Вы это умеете делать?
— Мы умеем практически все, и во многом благодаря нашим техническим специалистам, которые работают с клиентами индивидуально. Компания принципиально не занимается типовыми предложениями, 95% всех наших проектов сделаны под конкретного заказчика и соответствуют его пожеланиям. Конечно, мы можем предложить клиенту комплект рабочей документации уже реализованного проекта, но он все равно не будет типовым. Архитектор внимательно изучает запросы и пожелания заказчика, создает эскизы, затем архитектурный проект, и если он устраивает клиента, то передает его конструкторам для разработки подробной рабочей документации. К слову сказать, конструкторский отдел у нас один из самых сильных и современных даже в европейском масштабе. К нам на стажировку приезжают немецкие специалисты, а у нашего архитектора нередко заказывают проекты клиенты из Норвегии, Швеции и других стран.
— Производственная база компании соответствует проектным ресурсам? Не бывает так, что фантазия не реализуется из-за невозможности изготовления комплектующих?
— Такая ситуация практически исключена. Как я уже говорил, одних только стеновых материалов в нашем распоряжении около четырех десятков. А тот же брус мы предлагаем не в каком-то одном варианте, а с различными профилями. Компания производит и другие комплектующие: полы, потолки, плинтусы и прочий погонаж, лестницы, окна, двери и т. д. Со стороны поставляются разве что утеплители, кровельные материалы, фурнитура на окна. Можно с уверенностью сказать: мы способны воплотить в жизнь любой проект, не выходящий, конечно, за рамки строительных нормативов. Хотя предела совершенству, как известно, нет. И мы тоже стараемся совершенствоваться, каждый наш проект — это шаг вперед в сравнении с предыдущим. Любой опыт всегда сохраняется, улучшаются технологии, совершенствуется оборудование, то есть топтания на месте мы не допускаем. И не просто идем в ногу с прогрессом, а стараемся чуть опережать сегодняшние тенденции в области деревянного домостроения.
— Какие стеновые материалы сегодня наиболее востребованы? Бревно? Брус? Или побеждает панельно-каркасная технология?
— На сегодняшний день, по наблюдениям нашей компании, наиболее востребован клееный брус. Да, это не самый дешевый стеновой материал, но его достоинства очевидны. Клееный брус фактически не дает усадки и вообще не меняет геометрии, он прочен, долговечен, обладает высокими теплосберегающими характеристиками, а также весьма эстетичен. Вот почему из него строят не просто дома, а очень большие дома. В последнее время набирает популярность такой материал, как клееное бревно. Хотя, безусловно, востребована и панельно-каркасная технология, на которую в нашей практике приходится определенный процент общего объема.
— Ваш заказчик — сугубо индивидуалы?
— По преимуществу да. Стереотип нашей работы предполагает индивидуальный подход даже в том случае, когда участок находится в коттеджном поселке. Впрочем, у нас есть и опыт работы с крупными заказчиками, которые приобрели землю, проложили коммуникации, после чего пригласили нас застроить участок коттеджами по нашей технологии. Сейчас мы заканчиваем один проект — это коттеджный поселок «Озерный кот», полностью застроенный нашими домами, которые мы передаем заказчику. В сущности, мы готовы к работе в любом варианте и в любое время, даже сегодня, когда еще сказываются последствия экономического кризиса. Мы тоже испытываем их негативное влияние. Например, мешает привязанность к европейской валюте, обусловленная тем, что отдельные комплектующие мы поставляем из-за рубежа. На российском рынке есть их аналоги, но нас не устраивает качество отечественной продукции, поэтому приходится импортировать более дорогую продукцию из-за рубежа, коль скоро качество продукта для нас — один из важнейших приоритетов. Главное — сохранять качество, не понижать планку, что нам вполне по силам.
— Есть ли сейчас у компании резерв мощности? Когда придут «светлые времена», вы сможете справиться с возросшим объемом заказов?
— Безусловно, сможем, причем без всякого ущерба для качества конечного продукта. Наши мощности позволяют выпускать и монтировать значительно больше домов, чем мы сегодня производим. И если ситуация изменится к лучшему (а она, без сомнения, когда-нибудь поправится), все эти мощности немедленно будут задействованы.
— Что бы вы хотели сказать своим потенциальным клиентам?
— Сейчас клиент, как мы наблюдаем, несколько активизировался. Что может объясняться как сезонным характером работ на рынке загородного домостроения, так и более позитивными ожиданиями. Тем же, кто еще не решился активно взяться за строительство собственного загородного дома, я бы посоветовал не впадать в пассивность и не предаваться нерешительности. Следует помнить, что в сфере загородной недвижимости краткосрочные ценовые колебания роли не играют, общая тенденция все равно сохраняется. То есть в перспективе объекты будут только дорожать. И если кто-то накопил средства для постройки собственного дома, то лучше долго не раздумывать и пустить их в дело. В конце концов, вовсе не факт, что завтра экономическая ситуация станет лучше, чем сегодня. Если же вы имеете в собственности дом, то в будущее можно смотреть гораздо увереннее.