Высокие кустарники с плотной кроной оказались удобным способом защиты посадок и участка от пронизывающих ветров, посторонних взглядов и даже диких животных — видимо, так появились живые изгороди. И лишь позже они стали декоративным элементом сада. Кустарники с мелкими, желательно вечнозелеными листьями (увы, не в нашем регионе!) или хвоей оказались отличным материалом для фигурной стрижки — так возникли топиары, ставшие особенно популярными с эпохи барокко. А благодаря тому, что ветви деревьев могут срастаться, возможны прививка и формирование живых заборов, беседок и садовой мебели — того направления в садоводстве, что получило название арброскульптуры (впрочем, к нему относятся и топиарные формы).
Живые заборы
Живые изгороди — это самый распространенный вид «зеленых» сооружений. Они подразделяются по форме, высоте, сложности устройства и особенностям роста составляющих их растений. В свободнорастущих кусты просто посажены в один–три ряда, и садовник их развитию почти не мешает, а стригущиеся или формованные подвергаются постоянной ежемесячной обрезке. По высоте выделяют бордюры (до 1 м), собственно живые изгороди (1–2 м) и зеленые стены — от 3 м. Сложность устройства изгороди зависит от количества рядов в ней (обычно один–три), количества видов растений — один или несколько (нередки сочетания пестролистных форм одной породы) и метода создания изгороди.
Обычно растения в изгороди высаживают в шахматном порядке в два ряда. Если ряд один, то изгородь прозрачна, а если три и больше, то кусты в центральных рядах плохо растут. Свободнорастущие изгороди создаются из видов, отрицательно реагирующих на стрижку (красивоцветущие кустарники при постоянной обрезке плохо цветут), или форм с компактными кронами (колонновидных сортов хвойных — ели, туи, можжевельника). В таких посадках будет хорошо смотреться спирея, чубушник, сирень или вейгела, а также кустарники с рыхлой кроной, особенно их пестролистные формы — дерен и пузыреплодник. Свободнорастущие изгороди проще в уходе, но требуют больше места для развития (до 3 м в ширину).
Стригущиеся компактнее, чем свободнорастущие, поэтому подходят и для небольших садов. По способу формовки и профилю выделяют прямоугольные, трапециевидные, обратнотрапециевидные и яйцевидные. В наших широтах оптимальна трапеция, при которой света достаточно и нижним ветвям, поэтому изгородь не «лысеет» снизу. Чтобы верхние ветки не затеняли нижние, основание двухметровой изгороди должно быть минимум на 20 см шире верха.
Растения для формованной изгороди должны легко переносить обрезку, а их выбор зависит от высоты посадок. В зеленых стенах нередко используют деревья — ели или липы, в изгородях средней высоты предпочтение отдают кустарникам — туе западной, можжевельнику виргинскому и обыкновенному, барбарисам, боярышнику, кизильнику блестящему. В бордюрах используют низкорастущие кустарники — кизильник, барбарис Тунберга, спирею и карликовые туи. Изгородь из быстрорастущих видов быстрее достигнет расцвета, но ее придется обрезать раз в месяц. При омоложении быстрорастущие виды быстрее восстанавливаются, а при замене погибших растений быстрее займут их место. Хвойные культуры растут медленнее, поэтому их стригут один-два раза в год.
При создании стригущейся изгороди лучше использовать небольшие саженцы — из них проще сформировать аккуратную изгородь, чем из более крупных растений. Необходима регулярная стрижка: стоит запустить обрезку хотя бы на сезон — придется потратить годы на восстановление былого совершенства. Формованные изгороди, особенно в регионах с мягким климатом, часто бывают сложными, с фигурно выстриженными элементами декора, что сближает их с топиарными формами. Впрочем, стригущиеся изгороди похожи на топиары и по способу формовки.
Отрезая лишнее
Топиарное искусство — стрижка кустарников в виде скульптур — захватывающее, но непростое занятие. Этот способ украшения сада приобретает все большую популярность, хотя петербургский климат не способствует легкой жизни топиаров. В теплых странах для них используют вечнозеленые растения с плотной кроной и мелкой листвой, хорошо переносящие стрижку: лавр, самшит, тис, падуб, жимолость, бирючину.
В северных странах наиболее популярны хвойные — туи, можжевельники, ели. Но и у них при стрижке сложных форм часто остаются оголенными стволы, которые больше страдают от морозов и весеннего солнца. Кроме того, внешний вид топиара портится, если ветки коричневеют, что у хвойных в наших условиях происходит нередко. Внешний вид такой скульптуры будет восстанавливаться не один год. Поэтому сложные, с тонкими деталями топиары лучше не формовать из уличных растений.
Если есть желание создать нечто элегантное и изящное, то стоит использовать субтропические породы в кадках, которые на зиму можно убрать в прохладное, но светлое место. Топиары, как правило, часть регулярного сада, поэтому затейливо выстриженное дерево только выиграет, будучи посаженным в керамический, каменный или бетонный контейнер. Зимой оно украсит холодную веранду, светлую прихожую или зимний сад.
Проще всего приобрести в питомнике уже готовый экземпляр, форму которого в дальнейшем остается только поддерживать. Важно учитывать не только видовую и сортовую принадлежность растения, но и форму стрижки. Сегодня в магазинах можно встретить разные «скульптуры» — от классических геометрических до сердечек и абстрактных фигур. Как правило, это хвойные растения — туи и можжевельники (особенно эффектен можжевельник виргинский Sky Rocket). Для выживания растения важно, чтобы стволик был прикрыт ветками, поэтому оптимальна стрижка в форме спирали, пирамиды или конуса. Штамбовые формы с голым стволом могут без укрытия вымерзнуть зимой. Чтобы упростить задачу, можно просто посадить компактные шаровидные или конические садовые формы хвойных растений, которые в течение многих лет будут сохранять облик без дополнительной обрезки.
Для небольших топиаров прекрасно подходят спиреи, особенно виды с розовыми цветами, распускающимися на побегах этого года. Очень хороши формы спиреи японской Little Princess с зелеными листьями и Golden Princess — с золотистыми. Из них получаются небольшие яркие шары. Для начала формирования лучше использовать двух- и трехлетние саженцы. Чем крупнее листья и реже крона у растения, тем масштабнее получится топиар и тем больше места он займет в саду. Из дерена, который на первый взгляд совсем не подходит для стрижки, можно создать необычный топиар: шар, сформированный из двух пестролистных экземпляров (бело- и желто-пестрой формы) в виде взаимопроникающих полусфер.
Примечание
Частота и методика стрижки зависят от вида и целей садовника. Здесь, как и в случае с живой изгородью, нельзя запускать растение — не стоит доводить его до того состояния, когда необходимо пользоваться секатором, лучше обработать еще тонкие веточки ножницами.
Наиболее простой способ получить фигурный куст — положить на него шаблон из сетки в виде полусферы, пирамиды, конуса, куба, параллелепипеда и отрезать выступающие ветви. Правда, скульптуры в виде людей или животных выстригать придется вручную. Есть еще один распространенный способ создания топиара — крепление ветвей к жесткой форме. Таким образом можно получить идеальный по форме и при этом прозрачный шар.
Растущий плетень
Ивовые плетни нередко окружали крестьянское подворье, что неудивительно, так как гибкие ветви широко распространенной в Европе ивы — удобный стройматериал. Срезанные прутья, помещенные во влажную почву, легко укореняются, дают отпрыски и со временем получается плотный забор. И сегодня ива — одно из самых благодарных растений для создания плетней и садовых скульптур. Контрастное сочетание геометрической сетки ивовых стеблей с яркой молодой зеленью прекрасно смотрится в любом уголке сада, чаще же применяется в оформлении скамьи, беседки, ограды или арки. За счет такого эффекта чисто утилитарные объекты становятся украшением сада. Подходят многие виды ив, но чаще используются культурные разновидности ивы с яркими, часто двуцветными стеблями, которые особенно эффектны зимой: красные, желтые, зеленые, коричневые прутья обращают на себя внимание.
Примечание
Перед созданием изгороди необходимо нарисовать план ее расположения и прикинуть высоту, затем сделать разметку на месте. Посадку и переплетение стеблей осуществляют ранней весной, пока растения еще не пустились в рост. Почва должна быть питательной и влажной. Свежие черенки быстро укореняются, главное — не забывать их поливать. Ива — светолюбивый кустарник и хорошо растет только на открытых местах.
Для плетня нарезают одревесневшие черенки длиной 40 см и сажают их в два ряда в борозды под углом 45 градусов к поверхности земли. Прутья в рядах направлены друг на друга так, чтобы они со временем образовали решетку. Саженцы располагаются на расстоянии не менее 15 см, а для высокой изгороди — еще реже. Когда побеги достигнут необходимого размера, в местах перекрещивания их плотно связывают. В простой изгороди перевязывают только каждое третье или четвертое пересечение. При посадке длинных прутьев надо удалять все боковые отростки, оставляя только верхушечные побеги. Это стимулирует рост молодых побегов на верхушках и ускоряет сращивание веток. Культивируя верхушечные побеги, можно нарастить изгородь выше двух метров. Для большего эффекта линии узора должны быть прямыми, чтобы сетка получилась квадратной или ромбовидной.
Через некоторое время стебли срастутся и по прошествии двух-трех лет образуется высокий и тонкий забор. Нужно периодически проверять места соединения — если стебли срослись, перевязку снимают. Когда изгородь достигнет нужной высоты, боковые побеги можно не обрезать, — тогда летом плетень будет совершенно непроглядным. Культурные разновидности ивы различаются скоростью роста. Даже если плетень сделан из одного вида или сорта, его нужно подрезать, и переплетать новые побеги ранней весной. Летом растения подстригают, но не переплетают, поскольку молодые неодревесневшие побеги легко обламываются. Чтобы готовый плетень не одичал, его надо регулярно стричь.
В качестве посадочного материала можно использовать не только ивы, но и другие деревья. Например, из боярышника получится не только прочный, но и колючий забор.
Шелестящая беседка и зеленеющая скамья
Способность ветвей деревьев к срастанию широко используется при создании арброскульптур. Это относительно новое направление в садовом искусстве, число приверженцев которого на волне моды на экологизм увеличивается. Живая садовая мебель, беседки, навесы и абстрактные скульптуры — это далеко не полный список того, что можно не собрать из досок, а вырастить из стволов.
Примечание
Метод создания живых беседок близок к технологии создания плетней — размещенные крест-накрест относительно друг друга саженцы, только выбираются более рослые виды: крупные ивы, клен остролистный, липа, рябина, дуб.
Для подобных экзекуций годятся устойчивые в наших условиях породы. Проще создать беседку с округлыми или эллиптическими очертаниями, поскольку прямые или острые углы не свойственны природе и растениям будет сложно придать такую форму. Количество комнат и размер помещений произвольны. Обычный диаметр комнаты — 3–4 м, при меньшем получится тесновато. Делают и большие комнаты, до 8 м диаметром.
В местах перекрещивания стеблей их связывают так же, как и при создании плетня. Саженцы подбирают одного роста и размера, как правило, используют двухметровые. Нужно следить, чтобы корневая система по развитию соответствовала кроне и растения не испытывали дефицит питания. Корни необходимо подрезать, все боковые ветви, кроме верхних, тоже. При посадке стволики аккуратно переплетают и плотно связывают. Чтобы беседка развивалась гармоничнее, более развитые деревца размещают с тенистой северной стороны, а менее развитые — с ярко освещенной южной. Растения подравнивают и в дальнейшем: слабым дают возможность набрать зеленую массу, а сильные обрезают, оставляя только верхушечный побег. Верхнюю часть беседки начинают формировать, когда растения достигнут нужной высоты, зависящей от диаметра постройки. Чтобы к центру стянуть верхушки деревьев, натягивают тросы с «якорями», закрепленными в нижней части беседки. Таким образом, растения оказываются наклоненными вовнутрь и общая форма постройки близка к конусу. Со временем образуется густой зеленый полог, а сросшиеся стволы увеличиваются в диаметре, так что беседка становится все более основательной. В итоге образуется весьма уединенное место, в котором детям комфортно играть в прятки, а взрослым — скрываться от летнего зноя. Разумеется, необходимо подрезать боковые и верхушечные побеги, чтобы беседка не израсталась и сохраняла аккуратный вид.
Живые скамьи и стулья обычно делают из берез, так как их тонкие молодые стволы весьма гибкие. Молодые деревца плотно привязывают к каркасу по форме будущей «мебели», чтобы они повторяли форму садовой скамьи или стула. Через несколько лет стволики берез становятся достаточно прочными и без ущерба для себя выдерживают вес человека. В дальнейшем такая мебель перерастает и просто становится странным украшением сада, уже не функциональным. Чтобы живая скамья оставалась пригодной для сидения, деревья придется срубить, иначе вскоре стволы станут толстыми и сидеть на них будет невозможно.
История шпалер и огибных дорог насчитывает не один век, но перейти от кустов, привязанных к деревянным опорам, к самонесущим конструкциям, догадались только в последнее время. Таким же методом — сплетения, подрезки и прикрепления к каркасу — можно создавать самые разные садовые сооружения. Популярность этого направления арброскульптуры неуклонно растет, поскольку примиряет абстрактные фантазии современного искусства и желание жителей развитых стран вернуться в лоно природы.