Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Миксбордеры: пышность или изысканность?

Садовые растения / 28.07.2010

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Бордюры из различных видов красивоцветущих и декоративнолистных многолетников — самая привлекательная часть сада. При правильном подборе растений их сменяющиеся цвета и формы будут украшать участок с ранней весны до поздней осени. Неудивительно, что миксбордерам стараются найти место в саду любого стиля и размера.

Как ни странно, но этот, уже ставший привычным элемент сада имеет не столь долгую историю. Бордюры из многолетников в том виде, в котором они известны сегодня, впервые увидели свет в Британии в Викторианскую эпоху. Их появлению предшествовала активная гибридизация садовых цветов и интродукция новых видов, привезенных со всех континентов. Значительное расширение ассортимента декоративных растений произвело революцию в британских садах в XVIII и XIX веках. Видимо, именно желание разместить в одном саду разные, невиданные прежде растения и привело к созданию такой садовой формы, как бордюр.

Высаживается травяной бордюр обычно по краю дорожки — на границе газона, вдоль живой изгороди, стены дома или забора — в том месте, где он будет хорошо виден. Впрочем, особенно масштабные и протяженные цветники отделяются от наблюдателя полосой газона, чтобы можно было охватить всю грандиозность замысла.

Искусство и ремесла

Существенный вклад в концепцию миксбордера внесла на рубеже XIX и XX веков Гертруда Джекилл — художница, садовый дизайнер и писатель. Ближе к сорока годам успешная художница, участник движения «Искусства и ремесла» («Arts and crafts») из-за ухудшения зрения переключается с живописи и прикладных искусств на садоводство. Ее деятельность, в том числе журналистская, сыграла большую роль в возрождении британского коттеджного сада. Она более всего известна в кругу садоводов не своими дизайнерскими находками, а работой с цветом, утонченным и живописным подходом к созданию садов. Бордюры из многолетних цветов принесли ей заслуженную славу. Сады Джекилл известны «сияющим» цветом и будто нанесенными кистью художника-импрессиониста мазками посадок. Всего Гертруда Джекилл создала более 300 садов, написала 14 книг и сотни статей. Вместе с архитектором Эдвином Лютиенсом она работает более чем над ста садами. Один из главных принципов их деятельности — это связь планировки и оформления сада с архитектурой дома. В строгие геометрические композиции были вписаны природные цветники.

Согласно теории построения цветников Джекилл, лучшим фоном для них служат красивоцветущие кустарники. По краям цветника высаживаются растения холодной цветовой гаммы: голубые, синие, фиолетовые, серо-голубые, сизые. По мере приближения к центру цветника оттенки становятся теплее, переходя от желтого к оранжевому и красному в центре. Посадки растений делаются в виде вытянутых полос или штрихов, расположенных под углом к наблюдателю. По краям высажены низкорослые виды, в середине — среднерослые, а задний план образуют высокие. В итоге наблюдающий цветник с некоторого расстояния видит красочные пятна вполне в духе картин импрессионистов: яркий акцент в центре цветника и полосы не столь насыщенных цветов, «ведущие» взгляд к середине композиции.

Главный бордюр сада Гертруда Джекилл дополняла цветниками с преобладанием того или иного цвета. Экспериментировала она и с монохромными садами. Идеи зеленого, серого, синего, желтого, оранжевого цветников позже подхватили другие садовые дизайнеры, и появились целые сады, решенные в одном цвете. Правда, в отличие от последователей, Гертруда Джекилл строго не ограничивала себя избранной цветовой гаммой и не боялась добавлять мазки тех или иных цветов, если считала необходимым подчеркнуть ими основной цвет бордюра.

Разумеется, учитывались сроки цветения растений, их габитус, цвет и форма листвы, как они выглядят не во время цветения. Но главным оставался цвет и его комбинации.

От цвета к форме

В течение XX века при создании цветников больше внимания обращали на цветовую гамму и сочетания оттенков. Но большинство многолетних растений цветут очень недолго, и даже садовые формы не могут похвастаться продолжительным цветением. Это однолетники могут себе позволить красоваться цветками до самых морозов, а многолетникам приходится готовиться к зимовке.

Большую часть сезона растения находятся в вегетативном состоянии: до появления цветков их долго украшают развивающиеся соцветия, а после — плоды и коробочки семян. И пока в Британии увлекались работой с цветом и мыслили в рамках компактного сада на заднем дворе таунхауса (это, наверное, самый распространенный тип участка в распоряжении англичан), в континентальной Европе экспериментировали с дикорастущими видами.

Один из наиболее известных дизайнеров, работающих с дикорастущими видами, — голландец Пит Удольф. К середине 1990-х годов он создал собственный принцип организации цветников и построения сада. В основе его подхода не только цвет — форма, фактура, текстура, наконец, движение в физическом смысле и изменения с течением времени оказываются куда важнее. И разумеется, композиции строятся с учетом сочетания всех этих факторов. Причем в качестве источника цвета рассматриваются не только цветы, как это было традиционно, но и листва.

Удольф выделяет по форме несколько групп растений. Растения-«шпили» с остроконечными соцветиями — это наперстянка, вероника, шалфей, клопогон, иван-чай.

К «головкам и шарам» относятся такие непохожие растения, как кровохлебка, клевер, астранция, монарда, мордовник, синеголовник и луки. Соцветие «султан» у таволги, золотарника, василистника и злаков с густыми метелками. «Зонтики» — кроме зонтичных, это посконник, тысячелистник и даже зорька и флокс. К «ромашкам» относятся многочисленные сложноцветные. Отдельная группа «экраны и шторы» — это растения, которые не имеют плотной фактуры, часто состоят из раскидистых, редких побегов, поэтому всегда можно видеть, что находится за ними.

В первую очередь это злаки, а также видовые василистники и кровохлебки.

Форма и текстура растения в первую очередь определяются листвой, ее формой, густотой и геометричностью. Названия цветов отличаются от привычных. Пит Удольф объединяет их в группы: «горячий» цвет — это разные оттенки красного, «холодный» — синие и фиолетовые тона, «сладкий» — оттенки розового, «угрюмые» — насыщенные темно-бордовый, коричневый, пурпурный. К «земляным» тонам относится цвет пожухлой листвы и стеблей, цвет осени, который всегда присутствует в саду, но почти никогда не учитывается дизайнерами.

Свои сады Удольф строит на сочетании близких или контрастных форм и цветов. Иногда в зарослях не сразу угадывается наличие разных видов с близкой формой соцветий и их цветом, а иногда контраст подчеркивается — из зарослей розоватых соцветий посконника выглядывают алые шпили лобелий. В композиции дизайнер выделяет структурные растения, сразу привлекающие внимание четким габитусом (вероника, клопогон, лабазник), и заполняющие — без определенной формы (герани, фиалка). В его садах широко представлены разнообразные злаки и зонтичные.

Цветовые комбинации строятся на основе объединяющих и доминирующих цветов. Так, красный доминирует всегда, и его лучше использовать эпизодически, для создания ритма в цветнике. Желтый, как цвет наиболее заметный для глаз, тоже будет привлекать внимание. Мягкие цвета — розовый, лавандовый, холодные оттенки синего — можно использовать в больших количествах. Особенно ценится розовый, который служит связующим между белым и синим, синим и фиолетовым, красным и белым. Зеленый и белый также дополняющие цвета — они смягчают любой контраст и служат отличным фоном. Синий и голубой расширяют пространство, создавая в садовой композиции глубину. Пурпурный цвет — их противоположность, он сокращает пространство. Пурпурный, темно-красный и фиолетовый цвета Пит Удольф называет «мистическими». Пурпурный в сочетании с красным и желтым снижает их яркость, уменьшая контрасты. А комбинации растений темной окраски — пурпурного клопогона и темно-красной астранции — создают ощущение глубины и загадочности.

Очень важным, с точки зрения дизайнера, являются и сезонные изменения растений. Это еще одна причина любви к злакам и зонтичным, которые способны простоять до весны, создавая зимний аспект сада.

Пит Удольф считает, что сад — это не застывший уголок природы, а живой — он меняется в течение суток и года. Дизайнер выделяет работу с настроением как отдельную цель дизайна. В создании настроения сада в тот или иной момент особую роль играет свет, особенно закатные и рассветные лучи солнца, подчеркивающие силуэты растений, дуновения ветра, создающие движение и звук в саду, а также обуславливающие гармоничность композиций.

По мнению Удольфа, важная составляющая дизайна — отсутствие признаков контроля за растениями. Привычный миксбордер тем лучше, чем ухоженнее он выглядит. Сады Пита Удольфа выглядят естественно, как будто они выросли сами. В современном мире с загнанной в узкие рамки природой натуральность такого рода ценится все больше. Кроме того, ухаживать за этими посадками проще — полевые цветы не пытаются слишком решительно подвинуть друг друга, разрастаясь. От дождя или ветра они не падают в грязь, как роскошные сортовые пионы или георгины, а если их кусты и разваливаются, то это совершенно не нарушает гармоничный облик сада.

Благодаря использованию разнообразных «сорняков» цветники Удольфа выглядят как заросли луговых цветов, за что его сады прозвали «садами прерий». Но размещаются они обычно среди вполне геометрически подстриженных кустарников и малых архитектурных форм. Подобные контрасты создают возвышенное и мистическое ощущение, сад выглядит несколько запущенным — как будто бы в нем пару лет не пололи сорняки и не обрезали отцветшие стебли. Тем не менее его сады не кажутся заброшенными, поскольку дикие растения сочетаются с аккуратно подстриженными топиарами. Получается своебразное сочетание сада регулярного стиля и пейзажного.

Неудивительно, что сейчас Пит Удольф востребован не только как дизайнер малых садов. Среди последних его работ Парк тысячелетия в Чикаго и превращенная в променад и сад надземная железная дорога Хай Лайн в Нью-Йорке. Конечно, эти объекты разительно отличаются от небольших садов у загородных домов. Но начинал Удольф исследования на своей ферме на востоке Нидерландов, где вместе с супругой Аней организовал питомник и занимается селекцией растений. Такая масштабируемость его методики подтверждает правильность принципов, положенных в ее основу, — она годится как для создания миксбордеров, так и для озеленения громадных площадей.

Практическая работа

Пышные или природные миксбордеры подходят к саду любого стиля. Они могут быть обрамлены газоном или мощеным покрытием (камнем, плиткой), а также деревом. Эффектнее всего миксбордеры выглядят на фоне кустарников или лиан. Но если фоном миксбордера будет забор, то красить его нужно в светло-серый или серо-голубой цвет — так он менее заметен. Зеленый или темный забор — не лучший выбор: с зеленым сливается листва растений, а темные тона зрительно сужают пространство.

Вне зависимости от стиля миксбордера перед началом работы нужно нарисовать план, определиться с цветом и формой будущего цветника и подобрать растения. При отсутствии опыта эта задача непроста. Подспорьем станут справочники, в которых растения подобраны по цвету, времени цветения и условиям выращивания. Чтобы избежать излишней пестроты и проблем с уходом, лучше ограничиться небольшим числом видов и использовать разные сорта одного растения. К тому же это позволит избежать излишне быстрого разрастания одних посадок в ущерб другим.

Почва для миксбордера должна быть питательной и хорошо увлажненной. Чтобы предотвратить рост сорняков, после посадки растений ее стоит замульчировать, например сосновой корой. В первое время, а также в засушливые дни понадобится поливка. Миксбордер нуждается в постоянном внимании, поскольку многолетники требуют регулярной пересадки и деления (обычно раз в 3–4 года) для пресекания перерастания растений и сохранения четкого облика цветника.

Поскольку одни виды разрастаются быстрее и агрессивнее, чем другие, то во избежание перемешивания куртин приходится периодически обновлять цветник. Любопытно, что во время Первой мировой войны бордюр из красивоцветущих стал менее популярен в Великобритании — трудно было найти садовника для ухода за ним. И сегодня, выбирая декор сада, его стиль и насыщенность разными растениями, стоит задуматься, сколько времени вы готовы уделять ему. Популярность природных садов и миксбордеров не в последнюю очередь объясняется простотой ухода. Хотя мода на экологичность тоже сыграла свою роль.

В избранном В избранное
4801
Предложения