Перефразируя слова практика марксизма, можно уверенно сказать: жить в пригороде и быть свободным — нельзя. И не потому, что это дорого. Просто беззаботную и безвылазную загородную жизнь может позволить себе исключительно состоятельный, не обремененный болезнями, материальными проблемами и обязанностями человек. То есть богатый, здоровый и одинокий пенсионер: персонаж, прямо скажем, почти сказочный. Остальным домовладельцам придется ездить на работу или контролировать бизнес, водить детей в школу и обратно. Кроме того, домовладельцу, вне зависимости от его благосостояния, приходится посещать медицинские учреждения, распродажи в гипермаркетах, а некоторые не мыслят жизнь без музеев и театров. Но это вовсе не означает, что от загородной жизни придется отказываться. Просто придется проектировать, либо выбирать готовое проектное решение с учетом функционального назначения дома (коттедж для постоянного проживания или дача). Требование к двум этим типам домов сильно разнятся.
Два месяца назад в обзоре проектов-бестселлеров от LANS GROUP мы говорили о домах сезонного проживания («Дача нашего времени», «ЗО» № 7, 2010), но отметили, что границы двух привычных сегментов частного домостроения размываются. Потенциальные владельцы объектов загородной недвижимости желают иметь комфортабельный дом, но постоянно жить там, где нет ни элитарной школы, ни филармонии, не могут, поэтому склонны обитать на даче «набегами». Отсюда популярность в традиционных дачных районах проектов, сочетающих привычные городские удобства с возможностью в любое время года получать полный релакс и отрешение от мирских проблем на собственном дачном участке.
Но пригороды российских городов разветвленными транспортными сетями, достойно оплачиваемыми рабочими местами, объектами социальной и развлекательной инфраструктуры небогаты. А качество работы управляющих компаний, призванных организовывать охрану, ремонтировать сети и оборудование, чистить дороги и вывозить мусор даже в коттеджных поселках оставляет желать много лучшего: чаще всего эти проблемы домовладельцы решают сами. Такие внешние условия естественным образом отражаются в наборе требований горожан к частному дому, который должен быть доступным (речь не только о цене, но и о подъездах) и не слишком затратным в эксплуатации (речь тоже не о деньгах: и время деньги).
Экономичность обеспечивается в первую очередь простыми архитектурными решениями (например, крыши сложных конфигураций уступили место прямым двускатным, а цокольные этажи с гаражами — пристроенным навесам для авто), энергосберегающими материалами и «умными» системами электроотопления, которые в отсутствие хозяев не дают дому замерзнуть, но не более того. Взломостойкие роллеты, встроенные в утопленный оконный проем дома со стенами из газобетонных блоков, вкупе с системой GSM-оповещения о попытке проникновения обеспечивают защиту. Требованиями безопасности, комфорта и экономичности эксплуатации продиктованы и популярные сегодня планировочные решения: не слишком высокие потолки, открытые планировочные пространства, грамотно вписанные в пространство двусветной гостиной лестницы. К ее эргономике предъявляются особые требования — ведь спальни хозяев, как правило, располагаются в мансардном этаже. Поблажки в этом отношении делаются только домочадцам солидного возраста: спальню на первом этаже оставляют для пожилых родителей и подвыпивших гостей, однако тот, кому позволяют площадь участка и финансовые возможности, предпочтет построить одноэтажный гостевой дом.
В свете вышеназванных требований к частному дому, не следует забывать и об архитектуре. Для человека состоятельного свой дом — это, ко всему прочему, объект, призванный подчеркивать его изысканный вкус и непревзойденный социальный статус. Но как быть с экономикой, которая желает быть экономной, требуя демократичных материалов, простых планировок и «коробчатых» форм? Как привести диаметрально противоположные требования к общему знаменателю? Проектировщики предлагают строить компактные и рациональные коттеджи, но дают заказчику широкие возможности «отыгрываться» на больших поверхностях остекления и богатой по фактуре отделке фасадов. Если привычные человеческому глазу архитектурные пропорции и законы соблюдены, получается действительно неплохо, а проекты становятся популярными. Излишний декор нынче не приветствуется, зато неизменным успехом (и в этом мы убедимся, рассматривая проекты) сегодня пользуются комбинированные решения, как традиционные («штукатурка + камень»), так и весьма неожиданные («дерево + кирпич»). Благодаря современным штукатурным системам и материалам растет популярность декоративных штукатурок.
Перед тем как перейти к собственно проектам пригородных домов для постоянного проживания, скажем несколько слов о спе-цифических особенностях сегмента. Два месяца назад мы отмечали, что и в дачном сегменте все больше частных застройщиков и заказчиков отдают предпочтение газобетону и кирпичу, однако, даже делая выбор в пользу каменных строений, они стремятся сохранить пропорции и решения, типичные для деревянных домов. Одно из веяний времени — «хонкообразные» коттеджи с большим количеством окон и высокими двускатными кровлями, но не из бруса, а с оштукатуренными стенами из газобетонных блоков. В сегменте домов для постоянного проживания древесина нынче совсем не популярна. В представленной сегодня выборке деревянных домов нет и только один проект каркасного дома. Речь идет о H-1422 (здесь и далее используется спецификация LANS GROUP). Это демократичный, но просторный дом, который в свете уже упомянутой тенденции сочетает в отделке возможность комбинирования материалов — кирпича, дерева и штукатурки. В нем нет ни подвала, ни чердака, ни гаража. Из «излишеств» только две лоджии и терраса 15 кв. м, выходящая на задний двор. Внутренняя планировка незамысловата и в духе современных тенденций: большую часть площади первого этажа занимает пространство, объединяющее гостиную, кухню и столовую. В мансардном этаже расположены две спальни, санузел и кабинет.
Секрет стабильной популярности этого проекта в сегменте домов для постоянного проживания заключается именно в том, что благодаря габаритам (пятно застройки 8 х 12 м) его можно «посадить» на узкий участок. Об этой тенденции следует сказать особо. Если у «дачников», владеющих просторными участками, пользуются успехом проекты с большими пятнами застройки, то в ближних пригородах такие участки в дефиците. А в коттеджных поселках для постоянного проживания сплошь и рядом предлагаются участки не то что компактные, а просто узкие. Здесь, к примеру, встречаются прямоугольники 18 х 60 м, а то и 15 х 45 м. Для такого участка подойдет далеко не любой проект. Столь распространенные сегодня конфигурации продиктованы желанием девелоперов продать как можно больше соток и построить минимум дорог. В результате самые популярные проекты коттеджей для постоянного проживания в коттеджных поселках — именно те, что предназначены для узких участков.
Для участка не более просторного, но расположенного в более фешенебельном районе подойдет проект J-1386, предполагающий воплощение в кирпиче и газобетоне. Его главная «фишка» — эффектное угловое остекление, от которого выигрывают и экстерьер, и интерьер. Не будем комментировать планировку — она удобна, но традиционна. Особенность разработки в том, что это не просто проект коттеджа, а целый набор проектов: основа своего рода гарнитура, позволяющего обставить респектабельный, но компактный участок в пригородном районе постоянного проживания. В качестве дополнительных построек, выполненных в том же стиле, с неизменной фишкой в виде углового окна, здесь предлагаются баня с уличным грилем (проект D-1624) или гостевой дом. И все это тоже иллюстрирует одну из тенденций современной частной застройки: создать единый архитектурный ансамбль из компактных и разных по функциональному назначению строений и малых форм — гостевого дома, бани, гаража, беседок. Такое решение можно назвать «антикризисным», поскольку оно дает заказчику возможность застраивать участок поэтапно, например начав с гостевого дома. Кстати, вне зависимости от стилевого еддинства, это тенденция для домов ПМЖ. Раньше так строили дачи% сначала баня, потом дом. Сейчас это тенденция для домов постоянного проживания.
В число проектов-бестселлеров вошел еще один коттедж с угловым остеклением (P-3006-1), имеющий выраженное внешнее сходство с предыдущим (что, по всей видимости, дань моде), но более высокого класса. Он предназначен для заказчиков, которых кризис не коснулся, и показал, что такие тоже есть: проект пользуется стабильным спросом. Это просторный особняк — около 300 кв. м, — в котором нет комнат, а есть только залы (спальни — не меньше 20 кв. м, кухня — 34 кв. м, открытое планировочное пространство мансарды — 82 кв. м).
Впрочем, чтобы у читателей не сложилось впечатления, что на сегодняшнем рынке готовых проектов доминируют архитектурные изыскания с мотивами конструктивизма, отметим другие популярные решения. Поклонники классики оценят проект J-3028. Правда, одни увидят в нем скандинавские мотивы, другие — баварские, но в любом случае это рациональный европейский дом. Вместо штукатурки для наружной отделки здесь можно применить облицовочный кирпич. И это не изменит общего впечатления. Уникальность его в том, что на 170 кв. м приходится целых шесть спален и четыре санузла. Дом рассчитан на постоянное проживание и долгий срок эксплуатации с учетом меняющегося состава обитателей. И если на момент строительства обилие помещений покажется излишним, от многих перегородок можно запросто отказаться — конструктивная схема здания с продольными несущими стенами позволяет.
Проект N-1621 ничуть не менее рационален, но являет собой пример принципиально иного подхода. Основа стен — газобетонные блоки, отделка — комбинированная: дерево с кирпичом. Еще недавно заказчики считали такое сочетание отделочных материалов рискованным. Но времена меняются. Рекомендовать проект для районов плотной застройки дает возможность баланс приватности и открытости: террасы занимают едва ли не половину общей площади, но прикрыты от посторонних глаз и осадков легким ограждением и массивными свесами кровли.
И еще один проект, без которого сегодняшний обзор был бы неполным, — старый добрый Е-0244. Факт остается фактом: это бестселлер по определению, он растиражирован по России тысячами, многократно воплощен и в «дачной» версии и в качестве коттеджа для постоянного проживания. Такие дома строили и из кирпича, и в газобетонном варианте, и из бруса, используя разные виды «верхней одежды» (от сайдинга до натурального камня). Откровенно говоря, ни сам автор, ни представители сервиса по продаже готовых проектов не берутся утверждать, что знают настоящую причину безусловной многолетней популярности этого компактного дома. Возможно, секрет кроется в равнозначных фасадах (любую из четырех сторон можно сделать «парадной») или в очаровательной мансарде с треугольными окнами. И в нынешнем году данный проект не покидает «хит-парад» -бестселлеров.
Частный дом все больше становится похожим на семейное гнездо, из него выносится все «лишнее». Сначала выкинули «домашние автомастерские» и встроенные гаражи — их нет даже в респектабельных особняках (если без машиноместа никак, то предусматривается навес). Потом стали анахронизмами «внутридомовые» спа-салоны и банно-прачечные комбинаты. Последние уступили место мини-саунам. Если же хозяин — ценитель водных процедур, то он предпочтет возвести аквакомплекс отдельно, а варианты здесь могут быть самыми разными — от бани ручной рубки, которая топится «по-черному», до крытого бассейна.